Семинар № 2. Психическое развитие и проблемы периодизации

1. Проблема возраста в возрастной психологии. Учение Л.С.Выготского о возрасте.

2. Проблема развития: идеалистическое и материалистическое понимание развития.

3. Периодизация психического развития. Стадии развития взрослого человека.

4. Проблема возрастных кризисов. Кризис как закон психического развития.

5. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского о развитии. Категории «новообразования», «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития».

Задания для самостоятельной работы:

1) Составьте таблицу, в которой сопоставьте три точки зрения на развитие ребенка: диалектико-материалистическую, идеалистическую, механистическую (поведенческую) — по следующим вопросам:

а) В чем выражается психическое развитие ребенка?

б) Каковы причины развития?

в) Какова роль воспитания?

2) Приведите сами какие-либо педагогические факты, сравнение которых подтвердило бы положение о том, что развитие ребенка определяется содержанием и видом его деятельности и общения с окружающими людьми.

3) Подготовьте конспект:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2001, с.11-18;

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // там же, с. 18-26;

3. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // там же, с. 30-32;

4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // там же, с. 32-36;

5. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // там же, с. 49-50;

6. Кон И.С. Возраст и возрастные категории // там же, с. 59-61.

Литература:

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2001.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
  4. Психология развития: Учеб. Для студ. Высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, с. 346-376.

Семинар № 3. Особенности психического развития ребенка раннего детства и дошкольного возраста.

1. Общая характеристика развития ребенка раннего возраста.

2. Роль социальных факторов в формировании личности. Кризис трех лет.

3. Условия и динамика развития речи и мышления в раннем детстве.

4. Влияние игр и учения на психическое развитие дошкольника.

5. Основные линии развития мышления.

6. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к школе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте (письм.) роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью?

2. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса трех лет. Дайте психологический анализ кризиса трех лет, предложенный Л.С. Выготским.

3. Изучите и проанализируйте литературу по теме, актуализируйте знания о психическом развитии детей дошкольного возраста.

4. Выберите правильный ответ.

· Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:

а) учебной деятельности;

б) продуктивных видах деятельности;

в) сюжетно-ролевой игре;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

· К концу дошкольного возраста формируется:

· а) наглядно-образное мышление;

б) образно-схематическое мышление;

в) элементы логического мышления с опорой на понятие;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

· К концу дошкольного возраста общение представляет собой:

а) непосредственно-эмоциональное;

б) ситуативно-деловое;

в) внеситуативно-личностное;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

5. Работая в микрогруппах, раскройте социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности, новообразования, особенности психических процессов в дошкольном возрасте.

Основная литература

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
  2. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.

Книгафонд.ру:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – Издательство: ВЛАДОС, 2005 г.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - Издательство: ВЛАДОС, 2008 г.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М: Академический проект, 2001.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002, гл. 5-9.

3. Люблинская. А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Академия, 2006, гл.5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: