1. Проблема возраста в возрастной психологии. Учение Л.С.Выготского о возрасте.
2. Проблема развития: идеалистическое и материалистическое понимание развития.
3. Периодизация психического развития. Стадии развития взрослого человека.
4. Проблема возрастных кризисов. Кризис как закон психического развития.
5. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского о развитии. Категории «новообразования», «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития».
Задания для самостоятельной работы:
1) Составьте таблицу, в которой сопоставьте три точки зрения на развитие ребенка: диалектико-материалистическую, идеалистическую, механистическую (поведенческую) — по следующим вопросам:
а) В чем выражается психическое развитие ребенка?
б) Каковы причины развития?
в) Какова роль воспитания?
2) Приведите сами какие-либо педагогические факты, сравнение которых подтвердило бы положение о том, что развитие ребенка определяется содержанием и видом его деятельности и общения с окружающими людьми.
|
|
3) Подготовьте конспект:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2001, с.11-18;
2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // там же, с. 18-26;
3. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // там же, с. 30-32;
4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // там же, с. 32-36;
5. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // там же, с. 49-50;
6. Кон И.С. Возраст и возрастные категории // там же, с. 59-61.
Литература:
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2001.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
- Психология развития: Учеб. Для студ. Высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, с. 346-376.
Семинар № 3. Особенности психического развития ребенка раннего детства и дошкольного возраста.
1. Общая характеристика развития ребенка раннего возраста.
2. Роль социальных факторов в формировании личности. Кризис трех лет.
3. Условия и динамика развития речи и мышления в раннем детстве.
4. Влияние игр и учения на психическое развитие дошкольника.
5. Основные линии развития мышления.
6. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к школе.
|
|
Задания для самостоятельной работы:
1. Раскройте (письм.) роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью?
2. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса трех лет. Дайте психологический анализ кризиса трех лет, предложенный Л.С. Выготским.
3. Изучите и проанализируйте литературу по теме, актуализируйте знания о психическом развитии детей дошкольного возраста.
4. Выберите правильный ответ.
· Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:
а) учебной деятельности;
б) продуктивных видах деятельности;
в) сюжетно-ролевой игре;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
· К концу дошкольного возраста формируется:
· а) наглядно-образное мышление;
б) образно-схематическое мышление;
в) элементы логического мышления с опорой на понятие;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
· К концу дошкольного возраста общение представляет собой:
а) непосредственно-эмоциональное;
б) ситуативно-деловое;
в) внеситуативно-личностное;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
5. Работая в микрогруппах, раскройте социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности, новообразования, особенности психических процессов в дошкольном возрасте.
Основная литература
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
- Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
Книгафонд.ру:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – Издательство: ВЛАДОС, 2005 г.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - Издательство: ВЛАДОС, 2008 г.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М: Академический проект, 2001.
2. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002, гл. 5-9.
3. Люблинская. А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Академия, 2006, гл.5.