1. Перестройка системы ведущих видов деятельности подростка.
2. Подростковый возраст – сензитивный период для развития способностей.
3. Становление теоретического мышления подроста.
4. Стремление подростков к взрослости.
5. Особенности выработки волевых качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
6. Проблема психологического развития подростков в современных условиях.
Задания для самостоятельной работы:
1) Сделайте реферативное сообщение по результатам исследования о роли общения со сверстниками и взрослыми в формировании личности подростка;
2) Составьте библиографический список работ по исследованию кризиса подросткового периода (письм.).
Основная литература
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
- Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
Дополнительная литература:
1. Баярд Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Педагогика, 1991.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003, С. 171-195. (электронная версия)
Семинар № 6. Психологический портрет юноши.
- Социальная ситуация развития в ранней юности?
- Как можно объяснить понятие «идентичность» Каковы фазы ее становления в юности?
- От каких факторов зависит успешность самоопределения или установление идентичности юными? Признаки патологии идентичности по Э.Эриксону.
- Каковы особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте?
- Каковы основные особенности любви и дружбы в юности?