Логопедия
Раздел «Алалия»
Учебно-методическое пособие
Челябинск
УДК 371.9 (021)
ББК 74.5 я 73
Ш 49
Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия» [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. с.
В учебно-методическом пособии представлено содержание курса «Логопедия. Алалия» в модульном варианте. Каждый модуль содержит основные задачи, план изучения, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, схемы, таблицы и текстовые материалы, раскрывающие основное содержание изучаемой проблемы, вопросы для самопроверки и тесты для самоконтроля.
Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, обучающихся по специальности «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед); учителей-логопедов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, специалистов коррекционного образования.
Рецензенты: Л. А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ
|
|
М. В. Найн, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ
© Шереметьева Е. В., 2010
© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010
Содержание
1ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..4
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА.. 5
Модуль I. Методологическое и методическое значение курса. 7
Тема 1. Общие сведения об алалии. 7
Тема 2. Современные классификации алалии. 13
Тема 3. Характеристика основных форм алалии. 17
Тема 4. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи. 20
Контрольные тесты к модулю I. 26
Модуль II. Моторная алалия. 40
Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика моторной алалии. 40
Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией. 49
Тема 3. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии. 53
Тема 4. Коррекционно-логопедическая работа при разных уровнях недоразвития речи. 60
Тема 5. Логопедическое заключение при моторной алалии. 65
Контрольные тесты к модулю II. 68
Модуль III. Сенсорная алалия. 81
Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии. 82
Тема 2. Система коррекционно-логопедического воздействия при сенсорной алалии. 86
Контрольные тесты к модулю III. 93
ВЫВОДЫ ПО КУРСУ «АЛАЛИЯ». 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 102
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие призвано помочь студентам факультета коррекционной педагогики, обучающихся по специальности «Логопедия», и учителям-логопедам в изучении мало исследованной части речевых нарушений – алалии и тесно связанного с ней блока системных нарушений речи.
По данным В. А. Ковшикова алалия наблюдается у 0,1 % населения. Причем эта цифра колеблется в зависимости от возраста. Так, дети дошкольного возраста, страдающие алалией, составляют 1,0 %. Среди детей младшего школьного возраста – 0,6 %, среднего и старшего – 0,2 %. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности у различных возрастных групп алалия составляет 0,5 %, у детей – примерно 4,0 %. Алалия чаще встречается у лиц мужского пола; соотношение частоты распространения у полов равно 2:1. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу.
|
|
Свойственный алалии сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и некоторых сторон личности, а также нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.
Эти факты говорят о том, что студенту факультета коррекционной педагогики необходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать структуру патологии и находить оптимальные пути ее преодоления.