Содержание. Учебно-методическое пособие

Логопедия

Раздел «Алалия»

Учебно-методическое пособие

Челябинск


УДК 371.9 (021)

ББК 74.5 я 73

Ш 49

Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия» [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.­ с.

В учебно-методическом пособии представлено содержание курса «Логопедия. Алалия» в модульном варианте. Каждый модуль содержит основные задачи, план изучения, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, схемы, таблицы и текстовые материалы, раскрывающие основное содержание изучаемой проблемы, вопросы для самопроверки и тесты для самоконтроля.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, обучающихся по специальности «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед); учителей-логопедов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, специалистов коррекционного образования.

Рецензенты: Л. А. Дружинина, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ

М. В. Найн, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ

© Шереметьева Е. В., 2010

© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010


Содержание

1ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..4

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА.. 5

Модуль I. Методологическое и методическое значение курса. 7

Тема 1. Общие сведения об алалии. 7

Тема 2. Современные классификации алалии. 13

Тема 3. Характеристика основных форм алалии. 17

Тема 4. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи. 20

Контрольные тесты к модулю I. 26

Модуль II. Моторная алалия. 40

Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика моторной алалии. 40

Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией. 49

Тема 3. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии. 53

Тема 4. Коррекционно-логопедическая работа при разных уровнях недоразвития речи. 60

Тема 5. Логопедическое заключение при моторной алалии. 65

Контрольные тесты к модулю II. 68

Модуль III. Сенсорная алалия. 81

Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии. 82

Тема 2. Система коррекционно-логопедического воздействия при сенсорной алалии. 86

Контрольные тесты к модулю III. 93

ВЫВОДЫ ПО КУРСУ «АЛАЛИЯ». 100

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 102


ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие призвано помочь студентам факультета коррекционной педагогики, обучающихся по специальности «Логопедия», и учителям-логопедам в изучении мало исследованной части речевых нарушений – алалии и тесно связанного с ней блока системных нарушений речи.

По данным В. А. Ковшикова алалия наблюдается у 0,1 % населения. Причем эта цифра колеблется в зависимости от возраста. Так, дети дошкольного возраста, страдающие алалией, составляют 1,0 %. Среди детей младшего школьного возраста – 0,6 %, среднего и старшего – 0,2 %. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности у различных возрастных групп алалия составляет 0,5 %, у детей – примерно 4,0 %. Алалия чаще встречается у лиц мужского пола; соотношение частоты распространения у полов равно 2:1. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу.

Свойственный алалии сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и некоторых сторон личности, а также нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Эти факты говорят о том, что студенту факультета коррекционной педагогики необходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать структуру патологии и находить оптимальные пути ее преодоления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: