Общие рекомендации по изучению курса

Материал учебно-методического пособия излагается согласно курсу «Алалия», адресованного студентам факультета коррекционной педагогики, обучающимся по специальности «Логопедия» и учителям-логопедам.

Материал изложен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050717 – логопедия (квалификация «учитель-логопед») 2005 года. Учитывается, что ко времени изучения курса «Алалия» студенты и слушатели курсов повышения квалификации уже овладели необходимыми сведениями по дисциплинам лингвистического и медицинского циклов: психологии, нейропсихологии, психолингвистике, специальной методике русского языка. Кроме того, предполагается наличие подготовки по ранее изученным разделам логопедии и параллельное изучение курсов «Логопедические технологии», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи».

Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

Цель: сформировать знания, умения и навыки по проблемам диагностики, дифференциальной диагностики и организации коррекции системного недоразвития речи.

Задачи:

- ознакомиться с проблематикой изучения алалии;

- овладеть категориально-терминологическим аппаратом;

- изучить причины системного недоразвития речи, принципы коррекционно-педагогической работы при данной речевой патологии.

К завершению изучения данного курса студенты и слушатели должны знать:

- структуру речевой патологии при различных уровнях системного недоразвития речи, причины и механизмы нарушения;

- теоретическое обоснование дифференциации: алалии и афазии; алалии и анартрии, дизартрии; недоразвитие речи при алалии и умственной отсталости; алалии и временных (функционального характера) задержек речевого развития; сенсорной неполноценности при сенсорной алалии и сенсорной афазии; недоразвитие речи четырех уровней;

- характеристику структуры, содержания и особенностей реализации схем и моделей логопедического обследования детей с разными уровнями речевого развития при алалии;

- соотношение клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи;

- специфику коррекционной работы с детьми с алалией в условиях специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Студенты и слушатели курсов повышения квалификации должны уметь:

- анализировать речевые нарушения при системных недоразвитиях; определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта;

- планировать коррекционную работу с детьми;

- разрабатывать фрагменты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и с разной степенью выраженности недоразвития речи, обосновывать структуру занятия и методику работы;

- определять содержание занятий (отбор языкового, речевого, дидактического, игрового материала), анализировать коррекционное занятие;

- дифференцировать алалию от других нарушений.

В учебно-методическом пособии предлагается материал для подготовки к теоретическим, практическим, лабораторным занятиям, задания для самостоятельной работы и тесты для самоконтроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: