Из истории изучения алалии

Два этапа исследования проблемы алалии:

1) с 1875 года (со времени первого развернутого описания алалии Р. Коэном) до 60-ых годов XX века;

2) с 1960-ых годов до настоящего времени.

Первый этап - те или иные внешние черты объекта принимались за его сущность. Внутренние же свойства объекта, их взаимоотношения фактически не рассматривались. Причины расстройства языкового механизма связывали с нарушением моторики либо различных психических процессов.

Второй этап - выявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса, при этом доминирующими стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения.

Впервые алалия была выделена в 1875 году Ф. Кларусом. Среди 50 случаев афазии у детей он обнаружил несколько случаев «врожденной афазии».

В 1877 году А. Куссмауль описал несколько случаев своеобразного отсутствия речи у детей, имевших, казалось бы, все предпосылки для ее усвоения, и назвал это расстройство врожденной афазией.

В 1885-1886 годах И. А. Бодуэн де Куртенэ дал блестящее лингвистическое описание случая врожденной афазии. Ученый считал, что «врожденная афазия» демонстрирует нам патологический тип усвоения языка, неусвоение правил его функционирования.

В 1888 году Р. Коэн впервые представил развернутую картину «идиопатической алалии» («слухонемоты»), высказав суждения об ее этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, динамике, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей.

В 1970 году Р. Лухзингер, в 1957 году М. Берри, в 1961 году М. Б. Эйдинова, в 1985 году В. А. Ковшиков отмечали, что в возникновении алалии ведущую роль играют родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных, а также описывали лингвистическую и психологическую картину недоразвития при алалии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: