Дети с алалией | Дети с интеллектуальной недостаточностью |
Заинтересованы в обучении, в получении новых знаний | Не заинтересованы в обучении, в получении новых знаний |
Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности | Плохо принимают помощь взрослого |
С раннего возраста при исчезновении предмета, игрушки из поля зрения не теряют к ней интерес, ищут ее | При исчезновении предмета из поля зрения теряют к нему интерес |
Достаточно критичны к своим недостаткам и ошибкам | Малокритичны к своим ошибкам и неудачам |
Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким | Избирательность отношения формируется с опозданием |
Имеет место явление «переноса»: после объяснения способа выполнения действия дети осуществляют аналогичные действия на другом материале спонтанно | Явление «переноса» спонтанно не формируется: необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения задания |
Эмоции дифференцированы | Эмоциональная бедность |
Отсутствует психическая инертность | Общая психическая инактивность |
Сопоставительный анализ алалии и задержки речевого развития
Таблица 5
Дифференциальная диагностика алалии
И задержки темпов речевого развития
Алалия | Задержка темпа речевого развития |
Динамика усвоения норм речи при проведении систематических логопедических занятий протекает медленнее | При проведении систематических логопедических занятий могут полностью и быстро преодолеть свой речевой дефект |
Смешение в понимании значений слов, имеющих сходное звучание | Смешение в понимании отсутствует |
Нарушена возможность усвоения грамматических норм родного языка | Существует возможность усвоения грамматических норм родного языка |
Сохраняются нарушения структуры слов | Нарушения структуры слов носят физиологических характер |
Стойкие аграмматизмы | Аграмматизмы проходят |
Дифференциация алалии и афазии, дислалии, дизартрии
Таблица 6
Сравнительная характеристика произношения