Проблемы дифференциальной диагностики алалии

Сложность процесса формирования речи в онтогенезе, вариативность речевых дизонтогений в структуре различных патологий психического развития ставят вопрос дифференциальной диагностики недоразвития речи и сходных по проявлениям состояний, которыми и занимается логопедия.

Уточним, что объектом детской логопедии являются речевые нарушения детей, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза собственно речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.

Эти нарушения относятся к категории первичного недоразвития речи. Современные классификации речевых нарушений ориентированы в первую очередь на дифференциацию первичных нарушений.

Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

- локализации поражения и уровневой психофизиологической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень, уровень значений и смысла). Такой подход близок к нейропсихологическомунаправлению в изучении речевых нарушений и применяется в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;

- этиопатогенеза - выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы, определяющие формы речевых нарушений;

- соотношения речи и мышления;

- дифференциации речевых нарушений и нарушений речи при сенсорных расстройствах.

Дифференциальная диагностика алалии – сложная проблема, поскольку на сегодняшний день актуальным остается определение полного симптомокомплекса алалического синдрома.

Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности

Таблица 4

Дифференциальная диагностика детей с алалией


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: