1. Подготовить практический материал (карточки, картинки, таблицы) для развития внимания ребенка с алалией («Чем похожи или непохожи?», «Что изменилось?» и др.).
2. Подобрать практический игровой материал для стимуляции потребности детей в общении.
3. Подобрать 10–15 упражнений по логоритмике для детей с алалией.
4. Составить перечень игр, упражнений, которые могут быть использованы для расширения лексического запаса у детей.
Понятийно-терминологический аппарат темы: аграмматизм, аффективно-волевая сфера, коммуникативная деятельность, негативизм речевой, сенсорно-интеллектуальная сфера, спонтанная речь, импрессивная речь, экспрессивная речь, фонетическая система языка, фонематическая система языка.
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения
1. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
2. Кузьмина, Н. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. – М.: Просвещение, 1977.
|
|
3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968.
4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.
5. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / ред. В. И. Селиверстов и др. – М., 1982.
6. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / ред. В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. – М., 1981. – С. 50–93.
Основные методические принципы логопедического воздействия
Основная цель работы с детьми с моторной алалией – преодоление у них языковых нарушений.При моторной алалии необходимо применять сугубо индивидуальный подход.
Конечная цель логопедической работы ‑ нормализация языкового механизма у детей с алалией, овладение ими закономерностями его функционирования в норме.
Принципы логопедического воздействия при моторной алалии
1. Принцип учета онтогенеза речи.
2. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей.
3. Поощрение стремления детей к совершенствованию речи.
4. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности.
5. Формирование речи с учетом современных представлений о процессах восприятия и порождения речевого высказывания (первостепенная отработка семантического уровня речи, далее – языкового и затем – произношения).
6. Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка.
7. Взаимодействие с родителями, когда родители информируются о состоянии речи ребенка, задачах текущей работы и используемых приемах работы.