Институт социологии
Кафедра социологии
С О Ц И О Л О Г И Я
Курс лекций для студентов дистантной формы обучения
Екатеринбург
2004
Оглавление
Тема 1. Социология как наука………………………………………….3
Тема 2. Возникновение и развитие социологии………………………13
Тема 3. Общество как система…………………………………………44
Тема 4. Культура и общество…………………………………………..50
Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация………..60
Тема 6. Социальные институты………………………………………..70
Тема 7. Личность как социологическая проблема…………………..101
Тема 8. Девиантное поведение и социальный контроль……………113
Тема 9. Социальные изменения и процессы…………………………121
Тема 10. Методы социологических исследований…………………..130
Тема 1. Социология как наука
1. Место и роль социологии в обществе. Функции социологии.
2. Объект и предмет социологии. Основные категории социологии
3. Структура социологического знания.
4. Социология и другие науки.
1. Место и роль социологии в обществе. Функции социологии. Любому современному человеку знакомы слова «социология», «социологические опрос», «социологические исследования». Социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов можно услышать с экранов телевизоров, прочитать в газете, можно самому оказаться участником социологического опроса. Но при этом представления о работе социолога обычно не выходят за пределы образа «человека с анкетой». (На самом деле, отождествлять социолога с анкетером все равно, что не делать различия между экономистом и кассиром.)
|
|
Социология интересна и значима прежде всего тем, что дает возможность исследовать поведение человека практически на всех уровнях его социальной организации. А что может быть интереснее, чем человек?
В самой простой формулировке социология – это наука о сложных взаимоотношениях между людьми и обществом, изучение того, как люди создают и изменяют общество и как общество формирует поведение людей и их представления о себе.
Содержание и значение любой науки находит выражение в выполняемых ею функциях. Функции социологии можно разделить на две группы – теоретико-познавательные и практические(управленческие).
Теоретико-познавательная функция социологии заключается в исследовании и анализе социальных явлений с целью получения адекватных научных представлений о их сущности и содержании, связях с другими явлениями, характере, особенностях и закономерностях развития. Можно сказать, что суть данной функции заключается в получении нового достоверного знания об обществе в целом и его подсистемах.
|
|
Познавательная функция тесно связана с прогностической функцией. Задача социологии состоит не только в изучении и описании социальных процессов и явлений, но и в раскрытии перспектив их изменения. Обществу важно знать, каким будет его завтра. Поэтому важнейшей задачей социологии является разработка прогнозов дальнейшего развития общества и его сфер – экономической, политической, социальной и духовной. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер.
Практическая (управленческая) функция заключается в том, чтобы на основе полученного знания находить пути и способы целенаправленного воздействия на социальные явления и процессы. Следовательно, важнейшей задачей социологии является разработка практических рекомендаций, предложений, оценок, направленных на решение конкретных актуальных проблем общества. В конечном итоге эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления всем обществом. Ни одно общество не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых, национальных, политических отношений. По мере развития и усложнения современных обществ потребность в научном управлении ими все более возрастает.
Некоторые социологи выделяют идеологическую функцию, поскольку социология, будучи наукой об обществе, в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий. Избежать этого невозможно, ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и может входить в ту или иную партию. Он осмысливает социальные процессы через призму определенного мировоззрения и неизбежно его выводы и обобщения приобретают тот или иной идеологический оттенок.