Исторические изменения института семьи

Семья в прошлом Современная семья
Патриархальная и авторитарная Индивидуалистическая и демократическая
Мало разводов Много разводов
Большая семья Небольшая семья
Постоянное местожительство Мобильность, частая смена места жительства
Женщина находится постоянно дома Женщина занята в доме и вне его
Регламентированное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины Либеральная модель сексуального поведения, мягкие санкции за измену.
Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и запрещение их для женщины. Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные связи вне брака для мужчины и женщины.
Неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание. Формальное половое воспитание вне семьи.
Отсутствие планирования деторождения Планирование деторождения.
Семья выполняет множество разных функций За семьёй остались личностные и воспроизводственные функции.

С институтом семьи тесно связан институт брака. Бракэто санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная форма отношений между полами. Таким образом, институт брака регулирует более узкий круг отношений, нежели семья.

И брак, и семья существуют в разных формах.

· По месту выбора брачного партнера различают эндогамный и экзогамный браки. Эндогамия предполагает выбор брачного партнера в пределах своей группы. Эта форма брака характерна для примитивных обществ. Экзогамия требует выбирать брачного партнера за пределами своей группы. Возникнув в доиндустриальном обществе, эта форма брака получила наибольшее распространение и является доминирующей в современном обществе.

· По количеству партнеров в браке различают моногамный и полигамный браки. Моногамия – это союз одного мужчины с одной женщиной. Такая форма брака характерна для большей части современных обществ, прежде всего стран, ориентирующихся на западную культуру. Полигамия – это союз, при котором в брачных отношениях состоят несколько человек. Различают три формы полигамии – полигиния, полиандрия и групповой брак. Наиболее распространенной формой полигамии является полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. Сегодня такой брак существует в ряде восточных, прежде всего, исламских обществ. Многоженцами являются как правило богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Полиандрия предполагает наличие нескольких мужей у одной женщины. Такая форма брака является достаточно редкой и возникает в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация наблюдается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, некоторые островные культуры Тихого океана). Групповой брак предполагает наличие брачных отношений между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. По поводу существования этой формы брака у ученых до сих пор нет единой точки зрения.

Теперь о формах семьи.

· В зависимости от представленности различных поколений различают нуклеарную и расширенную семью. Нуклеарной называется семья, состоящая из родителей и зависящих от них детей. Расширенной называется семья, включающая помимо родителей и детей, других родственников. Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

· По составу выделяют полные и неполные семьи. Полной является семья с двумя родителями, неполной (монородительской) – с одним. В современном мире среди монородительских преобладают материнские семьи.

· По числу детей семьи дифференцируются на бездетные, малодетные (1 ребенок), среднедетные (2-3 ребенка) и многодетные (более 3-х детей) семьи. Сегодня преобладают малодетные семьи, растет число бездетных семей.

· По характеру распределения власти между супругами выделяют традиционную и эгалитарную семью. Для традиционной семьи характерно:

ü Признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства;

ü Экономическая зависимость жены от мужа;

ü Функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена - домохозяйка)

Эгалитарной называют семью равных. Для нее характерно:

ü Справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем;

ü Обсуждение основных семейных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

ü Экономическая независимость супругов.

В современном обществе, в том числе и в России, все большее распространение получает эгалитарная семья. В современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчины. Сегодня не так редки случаи, когда мужчина берет больничный или отпуск по уходу за ребенком, а также свидетельства активного участия мужчин в ведении домашнего хозяйства.

Семья как любой социальный институт выполняет в обществе определенные социальные функции.

· Репродуктивная функция – это функция воспроизводства населения. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% – по трое. Но в реальной практике этого не происходит. Социально-демографическая ситуация в России в настоящее время вызывает серьезную озабоченность у многих специалистов (демографов, экономистов, социологов). Для нее характерны снижение рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей. Среди мотивов ограничения рождаемости преобладают материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов.

Исследования и статистика показывают, что наблюдаются существенные различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах– роста врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

· Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Переход от традиционной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие представления матери и отца и воспитании, о том, как надо жить вообще.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.

· Хозяйственно-бытовая функция охватывает такие аспекты семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, уход за детьми, поддержку и опеку над престарелыми, инвалидами и т.д. В нашей стране, где уровень механизации в быту пока не очень высок, а сеть бытовых услуг далеко не всем доступна, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей – между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями.

· Экономическая функция семьи заключается в материальном обеспечении одних членов семьи (дети, престарелые родственники) за счет других (работающие супруги). К этой же функции можно отнести составление и использование семейного бюджета, решение других финансовых вопросов.

· Рекреационная функция (иногда ее называют психотерапевтической) приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста разнообразных социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она выступает для человека «оазисом» спокойствия, уверенности, заботы и любви, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного отдыха и досуга. Рекреационные аспекты семейной жизни тесно связаны с культурой семейных отношений, что существенно влияет на жизнедеятельность семьи и в конечном счете на само ее существование.

· Сексуальная функция семьи связана с удовлетворением сексуальных потребностей. В современном обществе сексуальность – один из ведущих факторов социального развития. Снятие табу с сексуальных отношений – важное достижение западного демократического общества. Вместе с тем, в связи с ростом опасных заболеваний, передающихся половым путем, большое значение в современном мире приобретает организация сексуальной жизни и контроль сексуальных отношений.

Со второй половины ХХ века все больше говорят о кризисе семьи как социального института. Кризис любого института означает его неспособность выполнять свои функции. Проявлениями кризиса семьи, по мнению ученых, выступают:

· Снижение уровня рождаемости;

· Рост количества разводов;

· Увеличение числа одиноких мужчин и женщин;

· Рост внебрачной рождаемости;

· Рост числа неполных (чаще материнских) семей;

· Снижение числа регистрируемых и рост фактических (неофициальных) браков;

· Появление новых стилей и форм брачных и семейных отношений (гомосексуальные браки).

Названные процессы характеризуют состояние семьи и брака в наиболее развитых странах. Россия не является здесь исключением, хотя многие процессы имеют в нашей стране свои специфические особенности.

Однако большинство ученых склонны считать, что правильнее говорить не о кризисе семьи как социального института вообще, а о кризисе традиционной семьи. Семья как социальный институт сохранится, но формы и функции ее существенно изменятся. Аргументом здесь служит сохраняющаяся высокая ценность семьи в структуре жизненных ценностей различных социальных групп, фиксируемая многочисленными социологическими исследованиями, как в России, так и за рубежом.

3.2. Образование как социальный институт. Образование является одной из важнейших областей человеческой деятельности в современную эпоху. Можно сказать, что образование – это тот фундамент, на котором строится все здание современного общества.

Образование изучается целым рядом наук – педагогикой, психологией, философией, экономикой, социологией. Каждая из наук изучает образование со своей специфической точки зрения. В социологии образование исследуется особой отраслью – социологией образования.

Социологический подход к образованию заключается в исследовании его как социального института и связан с выявлением места и роли образования в обществе, его социальных функций и взаимосвязей с другими социальными институтами, структурами и процессами. Важной задачей социологии образования является изучение потребностей личности и общества в образовании, а также его социальной ценности.

Как самостоятельная научная дисциплина социология образования сформировалась на рубеже ХIХ – ХХ веков. Ее основоположником считается французский социолог Э.Дюркгейм. В своих работах он обратил внимание на необходимость специального социологического изучения роли и функций образования. Значительный вклад в становление и развитие этой отрасли внесли Т.Парсонс, К. Мангейм и другие ученые.

В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые достаточно всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в ХХ веке. Исследования советских социологов в 20-е годы касались таких проблем, как обучение работающей молодежи, подготовка новой интеллигенции, реализация программы ликвидации неграмотности (Е.А.Кабо, Л.Е.Минц, В.С.Овчинников и др.).

Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х – начале 70-х годов. Работы Ф.Р.Филиппова, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкина были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования.

Большой всплеск исследований школьного образования породили попытки его реформирования в 70 – 80-е годы. В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути.

Что касается отечественной социологии образования 90-х и 2000-х годов, то пока очень немного работ, в которых были бы в полной мере осмыслены те кардинальные изменения, которые происходят в системе образования (Г.Е.Зборовский, В.Я.Нечаев). По-прежнему актуальным остается вопрос о том, что определяет интерес людей к процессу овладения знаниями, какова оценка действенности и эффективности образования, какие проблемы волнуют людей в условиях информационного общества.

Образование как социальный институт представляет собой часть процесса социализации, целенаправленно происходящего в формальных организациях и нацеленного на усвоение учащимися социального опыта в виде знаний, умений и навыков.

Поскольку образование осуществляется в формальных организациях, оно могло возникнуть лишь на определенном, достаточно позднем этапе развития человечества. В Европе этим рубежом стал V век до н. э., когда в Древней Греции стали возникать первые школы и появились учителя, которые за плату обучали детей благородных сословий. Однако эти школы были доступны лишь элите и не были распространены в масштабах всего общества. Более организованная и широкая система образования складывается в эпоху Средневековья, когда в рамках христианской церкви возникает сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и появляются первые университеты.

Однако вплоть до конца ХVIII века, образование носило элитарный характер и было направлено на обучение определенных статусных групп. С ХIХ века начинается процесс становления массового и доступного образования в Европе. Вначале начальное, а затем и неполное среднее образование становится обязательным во многих развитых странах.

В России развитие массового образования происходило весьма противоречиво. Так, царский указ от 1886 г., вошедший в историю как «Циркуляр о кухаркиных детях», закрывал доступ в гимназии детям из низших сословий.После Октябрьской революции 1917 г. в Советском Союзе было введено обязательное начальное, затем – обязательное неполное среднее, и, наконец, обязательное среднее образование. Однако, по мнению многих исследователей, такая «массовизация образования» привела к резкому снижению его качества. В современной России в силу экономических причин обязательным является основное среднее образование (9 классов).

Образование, как и любой социальный институт, выполняет в обществе определенные функции.

Основная функция образования – функция социализации и социального контроля. Образование, выполняя социальный заказ общества, формирует определенный тип личности, тем самым обеспечивая в обществе социальный порядок. Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для этого общества (К.Мангейм). Помимо этой общесоциальной функции, образование выполняет ряд частных функций:

· Экономическая функция образования заключается в формировании социально-профессиональной структуры общества. Другими словами, образование готовит работников различной направленности и уровня квалификации в соответствии с потребностями народного хозяйства.

· Социальная функция образования заключается в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества. Образование, во-первых, воспроизводит различные элементы социальной структуры (классы, слои, социальные группы), во-вторых, изменяет ее, поскольку является важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе.

· Культурная функция образования заключается в освоении и усвоении в процессе образования ценностей культуры, которые становятся основой личностного развития.

Образование в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как система, т.е. устойчивая взаимосвязь различных элементов (подсистем). В образовании традиционно выделяют две большие подсистемы – допрофессиональное образование и профессиональное образование, каждая из которых также является системой и социальным институтом.

Допрофессиональное образование включает в себя:

Ø Дошкольное образование, основными учреждениями которого являются традиционные детские сады, (ДОУ);

Ø Школьное образование, включающее три ступени: начальное образование (4 класса), основное общее образование (9 классов), среднее (полное) общее образование (11 классов). Основными образовательными учреждениями этого института являются средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.

Профессиональное образование включает в себя:

Ø Начальное профессиональное образование (ВПО), дающее профессиональную подготовку по рабочим профессиям. Основные образовательные учреждения – профессионально-технические (ПТУ) и профессиональные училища (ПУ). Это самый доступный вид профессионального образования. Прием в учебные заведения этого уровня осуществляется без экзаменов на базе 9 или 11 классов общеобразовательной школы.

Ø Среднее профессиональное образование (СПО) осуществляет подготовку специалистов среднего уровня. Основные учебные заведения – техникумы, колледжи, медицинские, педагогические, музыкальные, художественные и т.п. училища.

Ø Высшее образование (ВПО) осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов. Образовательные учреждения – университеты, институты, академии, консерватории.

Ø Постпрофессиональное образование обеспечивает профессиональную переподготовку и повышение квалификации на основе базового профессионального образования (курсы, факультеты, институты повышения квалификации, аспирантура и докторантура и др.).

Параллельно всем названным уровням допрофессионального и профессионального образования существует система дополнительного образования, удовлетворяющая образовательные потребности, не реализованные в рамках основного образования. Основные учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, дворцы и дома творчества, станции юных техников, а также самые разнообразные кружки, курсы, секции (компьютерные, иностранных языков и т.д.).

Хотя в каждом государстве образование имеет свою ярко выраженную специфику, тем не менее, можно выделить ряд общих тенденций в развитии мирового образования.

§ Превращение современных информационных технологий в неотъемлемый элемент образовательного процесса.

§ Превращение образования в непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека.

§ Глобализация образования, превращение его в международный институт.

Тенденции развития современного российского образования в первую очередь связаны с вхождением страны в систему современной рыночной экономики.

§ С конца 80-х годов развертывается процесс децентрализации образования. Сегодня значительная часть содержания школьных программ определяется не федеральными, а местными органами образования и самими школами. Подобная тенденция наблюдается и в вузовском образовании.

§ Происходит активный процесс формирования негосударственных образовательных учреждений, особенно вузов и школ.

§ Формируется более тесное сотрудничество между разными ступенями образования, возникают новые организационные формы: «детский сад – школа», «школа – вуз», «колледж – вуз» и т.п.

§ Усиливается профилизация среднего образования, возрастает доля специализированных школ и классов.

Вместе с тем, нельзя не замечать и негативных тенденций, характеризующих современное российское образование.

§ Резкое падение престижа учителя и преподавателя, в связи с катастрофически низкой заработной платой.

§ Превращение образования исключительно в инструментальную ценность. Сегодня значительная часть молодежи стремится иметь не образование, а диплом.

§ Существенное снижение качества образования, в том числе и высшего.

§ Ослабление роли образовательных учреждений в реализации воспитательной функции.

Эти и другие негативные аспекты образования существенно тормозят его развитие.

5. Социальные институты духовной сферы.

5.1. Наука как социальный институт. Среди институтов духовной сферы особую роль в современном обществе играет наука. В социологии исследованием этого феномена занимается социология науки.

Первые опыты социологического исследования науки относятся к 20-м годам ХХ века, когда во многих странах, в том числе и в СССР, были предприняты попытки осмыслить социальные функции науки, роль ученых в жизни общества и социальные аспекты взаимодействия науки и общества.

Социология науки начиналась с исследований Дж.Бернала, У.Ф.Огборна, Т.Парсонса и особенно Р.Мертона. Социология, согласно Мертону, изучает науку как социальный институт, охраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность, направленную на получение нового и достоверного знания.

В отечественной социологии существенный вклад в становление социологии науки внес Г.Н.Волков. В своей работе «Социология науки» (1968) он рассматривал науку как социальный институт и форму общественного сознания. Успешно трудились над проблемами социологии науки А.А.Зворыкин, В.Ж.Келле, Р.Г.Яновский и др. ученые.

Российская социология науки обращалась главным образом к таким проблемам как:

§ взаимоотношения общества и науки;

§ проблемы организации науки и ее функций, их значение для эффективного функционирования общества;

§ положение, роль и ответственность ученых в современном обществе.

Итак, науку можно определить как социальный институт, осуществляющий процесс целенаправленного производства знаний.

Наука как социальный институт выполняет в обществе ряд функций.

v Познавательная функция связана с выработкой и теоретической систематизацией нового знания о мире;

v Функция сохранения и накопления результатов научной деятельности (знания);

v Мировоззренческая функция связана с формированием научной картины мира;

v Практическая функция связана с реализацией научных идей и открытий в практике, а также с тем, что наука превращается в неотъемлемый элемент материального производства.

Наука как социальный институт включает в себя специфическую социальную общность – ученых, которые организуют различные группы и сообщества.

Первые научные сообщества и академии появились в Европе в ХVII – ХVIII веках, и этот период считается началом процесса институциализации науки. Огромную роль в этом организационном процессе сыграло появление хартий различных научных сообществ (например, написанная Ньютоном хартия Лондонского Королевского общества), в которых провозглашались общие методологические принципы и нормы науки и научной деятельности. На рубеже ХIХ – ХХ веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, оснащенные специальным оборудованием и техникой. В конце ХХ века огромную организационную роль начинают играть научные фонды, в том числе международные (фонд Сороса, фонд Форда и др.). Современная наука тесно связана со всеми социальными институтами, пронизывает собой не только сферу материального производства, но и образование, политику, военную сферу и др. Наука как социальный институт становится сегодня важнейшим фактором социально-экономического потенциала общества, требуя существенных материальных затрат. В этой связи политика государства в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

Положение науки и ученых в России с начала 90-х годов можно назвать катастрофическим. Резкие изменения в обществе поставили перед российской наукой трудноразрешимые задачи: как выжить, как сохранить кадры и как не потерять темпы развития хотя бы в тех сферах, в которых накоплен значительный научный потенциал. Сокращение государственных ассигнований, непомерные цены на оборудование, сырье, материалы, огромные затраты на проведение научных исследований с одной стороны, и падение престижа ученых, уменьшение материальной оценки их труда – с другой, ведут к распаду научных коллективов, оттоку научных кадров в другие отрасли экономики, в коммерческую деятельность или же вынуждают ученых искать прибежище за рубежом.

.2. Религия как социальный институт. Одним из древнейших институтов духовной сферы является религия. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь с возникновением социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой научных взглядов. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии как раз является то, что социология религии совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или небытии бога, а, значит, об истинности или ложности религиозных учений. Задача социологии религии состоит в исследовании социальных причин возникновения религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях.

Как научная дисциплина социология религии свои первые шаги сделала в середине ХIХ века. Уже О. Контом была четко выражена мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолевается научными знаниями. Несколько иную точку зрения на религию высказал Г. СпенсерОн убедительно показал, что идеология протестантизма сформировала особый тип личности, проповедующей аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим, что привело такую личность к вершинам предпринимательского успеха. В этой связи напрашивается сравнение и со старообрядческой ветвью православия: по некоторым данным, 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца ХIХ – начала ХХ века.

По-разному рассматривали функции религии Маркс, Дюркгейм, Вебер. У Маркса прослеживается негативный подход к религии (опиум для народа). Подчёркивается её социальная роль в качестве средства и инструмента обслуживания интересов господствующего класса. Главным признаком считалась вера в сверхъестественное. В целом, марксова теория очень повлияла на отношение к религии в социалистических странах, вплоть до физического уничтожения служителей культа. Принципиально иные социологические подходы были сформулированы Дюркгеймом и Вебером. Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни.» 1912) обратил особое внимание на интегративную роль этого социального института, поскольку принятие религиозной веры сплачивает людей, способствует социальной стабильности. М. Вебер рассматривал религию как человеческий ответ на все без исключения вопросы бытия, включая вопросы жизни, смерти, болезни. Если Дюркгейм акцентировал внимание на интегративной функции религии и её социальной роли, то Вебер («Протестанская этика и дух протестантизма», 1904) анализировал влияние религиозно-этических установок на характер и способ осуществления экономической деятельности, на формы её мотивации и на то, как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Вебер стремился доказать, что именно они были основными стимулами развития капиталистической экономики.

В дальнейшем социологические концепции религии развивали Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Белл.

В отечественной философии и социологии видное место принадлежит С.Н.Булгакову, разделяющему веберовскую точку зрения на роль религии в экономической жизни. В работе «Философия хозяйства» он исследовал вопрос о роли православия в экономическом развитии страны. С его точки зрения, нравственное отношение к труду было свойственно эпохам с преобладанием религиозного мировоззрения. Более того, именно благодаря аскетической дисциплине труда монастыри сыграли огромную роль в развитии не только России, но и Европы.

В 20-е годы научный подход к религии был заменен идеологическим подходом, в основе которого лежала идея религии как пережитка прошлого в сознании и поведении людей, а не как особой формы общественного сознания и элемента культуры общества.

В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни. Ее научным исследованием занимался очень узкий круг ученых. Результаты проведенных в этот период исследований свидетельствовали о глубокой укорененности религиозных взглядов в общественном сознании и предупреждали об опасности форсированной пропаганды светского мировоззрения и образа жизни.

Сегодня религия оказалась в центре общественного внимания. В обществе широко используются религиозные символы и сюжеты. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной культуры, как важное средство нравственно-духовного возрождения российского общества.

Религию можно определить как систему верований и ритуалов, на основе которых люди объясняют то, что считают сверхестественным и священным.

Признаки религии.

· В отличие от веры, которая может носить индивидуальный характер, религия, будучи социальным феноменом, с необходимостью предполагает группу верующих, т.е. определенную социальную общность;

· Наличие определенного учения;

· Существование священных предметов;

· Наличие ритуалов, т.е. образцов поведения по отношению к священным предметам и сверхестественным силам.

Как и любой социальный институт, религия выполняет в обществе определенные функции.

Ø Интегративная функция заключается в объединении общества или группы на основе общих религиозных ценностей, верований и ритуалов. Многие исследователи считают эту функцию самой важной и наиболее универсальной.

Ø Функция сохранения социального опыта. Посредством религии осуществляется процесс культурного наследования, т.е. осуществления связи поколений. Эта связь невозможна без существования некой символической системы, посредством которой из поколения в поколение передаются социальные нормы, знания, навыки и умения.

Ø Функция социального контроля. Религия во все времена, в большей или меньшей степени, освящала собой нравственные нормы и играла большую роль в формировании морального сознания. Можно сказать, что религия выступает в качестве важного агента социализации.

Ø Политическая функция связана с освящением самой политической власти, объяснением ее происхождения и властных полномочий. Кроме того, очень часто религия выполняла и продолжает выполнять в системе государства роль своеобразного представителя определенных социальных групп и слоев, выражая и защищая их политические интересы. Наконец, религия тесно связана с различного рода политическими конфликтами. Самый наглядный пример – религиозные войны, существовавшие на протяжении всей истории человечества и всегда имевшие под собой глубокую социально-экономическую и политическую подоплеку.

Ø Психологическая (компенсаторная) функция связана с тем, что религия помогает людям справиться со сложными жизненными проблемами и ситуациями. Например, благодаря религии люди отказываются капитулировать перед смертью, получают возможность преодолеть разочарование или отчаяние, вызванные событиями личной жизни или глубокими социальными потрясениями. Религия может принести утешение тогда, когда другие возможности человеком уже исчерпаны.

Религию с социологической точки зрения можно рассматривать как организацию.Социологи выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с обществом и действующая внутри него. Таким образом, церковь всегда встроена в доминирующую культуру и имеет активные связи с государством.

В большинстве случаев церковь представляет собой формальную организацию, с развитой, иерархически организованной бюрократической структурой. В православии такой системой является: патриарх (глава церкви), митрополит, архиерей, протоирей и проч. Во внутренней структуре таких церквей четко выделяется особая профессиональная группа священнослужителей – клир, и, соответственно, существует жесткое разделение на церковников и мирян. Такая структура характерна для православия и католицизма, но она отсутствует в ряде протестантских конфессий.

Сектой называется религиозная организация, отвергающая нормы и ценности данного общества. Таким образом, секта является элементом контркультуры. Структура секты резко отличается от традиционных церковных структур и чаще всего представляет собой группу во главе с харизматическим лидером. Соответственно, в ней отсутствует формальная организация, однако роли и статус ее членов определены достаточно четко. Важнейший стратифицирующий принцип в секте – приближенность человека к лидеру.

Как правило, секта не претендует на создание принципиально нового учения, а ориентируется на какую-то специфическую трактовку уже существующего.

Секта всегда радикальнее и требовательнее в своем учении, чем церковь, поэтому вступление в нее предполагает радикальное изменение образа жизни человека. Секты представляют собой закрытые, порой даже запрещенные законом организации.

Деноминация – промежуточная между сектой и церковью форма. Она самостоятельна и устойчива и может существовать веками. В отличие от сект, деноминации не отвергают господствующих в обществе норм, поэтому они могут быть определены как субкультуры. Подобно церковным организациям, в деноминациях складываются формальные структуры, хотя, как правило, с менее ярко выраженным клиром. Следует отметить, что одно и то же религиозное учение одновременно, но в разных странах может существовать как в форме деноминации, так и в форме церкви. Например, лютеранство является церковью в Германии, но одной из деноминаций в США.

Культ – наименее строго определенный тип религиозной организации. Важнейшая особенность культа – аморфность и постоянная изменчивость, отсутствие в этих группах не только формальной структуры, но и четко определенных ролевых и статусных структур. Примером культа является религиозная группа, собирающаяся один раз в месяц и имеющая целью вызов духов великих людей. Члены этой группы активно взаимодействуют с обществом, могут принадлежать к церкви. Кроме того, в отличие от сект, культы часто претендуют не просто на новую трактовку, но на создание принципиально нового религиозного учения. В таком случае они могут стать первой формой новой религии.

Развитие религии в современную эпоху характеризует ряд тенденций.

ü Секуляризация. Секуляризацией называется процесс утраты влияния религиозных идей и организаций на общество и человека. Факторами секуляризации выступают развитие науки, светского государства, а также развитие институтов и учреждений, выполняющих функции, ранее выполнявшиеся религией. Например: образование, наука, медицина (психологическая помощь), светские культурные учреждения (театры, библиотеки и т.п.).

ü Модернизация. Модернизация – это процесс изменения религиозных верований и ритуалов, являющийся реакцией на происходящие в обществе изменения. Например, решением Ватиканского собора, в католических храмах разрешено использовать не только орган, но и другие музыкальные инструменты.

Экуменизм. В строгом смысле слова экуменизм есть стремление различных конфессий к более тесному сотрудничеству и взаимопониманию. Основная причина экуменизма – реакция религий на процесс секуляризации. Подобно коммерческим предприятиям, религиозные организации, объединяющие свои ресурсы, являются более жизнеспособными. Результатом этого процесса является, например, создание Всемирного совета церквей – организации, выполняющей важные гуманитарные функции. Есть и более радикальный вариант экуменизма, выступающего за воссоединение христианских церквей (всех или, например, католиков и протестантов) и вообще за объединение всех монотеистических и всех мировых религий. У этого движения есть немало противников, справедливо указывающих, что подобные объединения могут привести к негативным и необратимым культурным последствиям.

3. Политические социальные институты. Политическая сфера является, наряду с экономикой, важнейшей сферой жизнедеятельности общества. Ее роль определяется тем, что именно здесь принимаются управленческие решения, оказывающие влияние на все стороны общественной жизни. Политическая сфера и политические процессы исследуются в социологии особой отраслью – политической социологией.

В сфере политики складываются политические отношения. Политическими называют отношения между классами и другими социальными группами по поводу государственной и политической власти на всех ее уровнях.

Основным вопросом политики и основным ее политическим институтом выступает власть. Власть – это социальное отношение господства и подчинения, в структуру которого входят лица, являющиеся носителями властной воли, а также средства для поддержания и сохранения власти. Власть проявляется в способности определенных политических субъектов (личностей, групп, классов, обществ) навязывать свою политическую волю другим социальным силам, в том числе и другим обществам. Реализация политической воли может осуществляться в разных формах и разными способами – демократическими и недемократическими, с применением силы.

Главным носителем политической власти в обществе является государство.

Государство – это социальный институт, обладающий властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих порядок в данной социальной системе. Государство выступает как аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство в обществе и реализуют на практике свою волю уже не только в политической, но и в экономической, социальной и духовной сферах.

Основными признаками государства являются:

· Наличие власти в виде системы государственных органов и учреждений (законодательных, исполнительных, судебных);

· Наличие особых механизмов, необходимых для реализации властных полномочий и выполнения управленческих и иных функций (армия, прокуратура, налоговые органы и др.);

· Система правовых норм, регулирующих все стороны жизнедеятельности общества;

· Наличие определенной территории распространения данной власти и государственно-правовых норм.

Сущность и назначение государства как социального института проявляются в его функциях:

ü Обеспечение господства в обществе тех или иных социально-классовых сил;

ü Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе;

ü Распределение имеющихся ресурсов в интересах тех или иных социальных групп и институтов;

ü Защита страны от внешних посягательств;

ü Воздействие в той или иной форме на развитие экономики страны;

ü Развитие культуры и идеологии;

ü Осуществление внешних сношений (дипломатических, торговых и т.п.).

Было бы неверно подходить к истолкованию функций государства только с классовых позиций. Многие действия государства совершаются в интересах всего общества или его подавляющего большинства. Это касается, например, обороны страны, решения на государственном уровне экологических проблем, развития национальных традиций и культур и т.д.

В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти и эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства граждан. Для этого требуется повышение компетентности и профессионализма политиков и чиновников, преодоление бюрократических методов и стиля руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Главное же заключается в развитии подлинного демократизма в деятельности всех органов государства, чтобы они на деле защищали интересы самых широких слоев населения нашей страны.

Тема 7. Личность как социологическая проблема

1. Проблема личности в социальных науках.

2. Социальные статусы и социальные роли.

3. Социализация личности.

1. Проблема личности в социальных науках.

Тема личности является одной из тех социальных проблем, которые в течение длительного времени привлекают пристальное внимание и оказываются центральными одновременно для ряда наук.

В философии изучение личности это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, может ли он стать хозяином своей судьбы, творцом собственной жизни. В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности.

В психологии личность рассматривается чаще как некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие последовательность и устойчивость его поведению. Психологический подход к анализу проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, характере человека, его субъективном представлении о самом себе, т.е. индивидуальное в личности.

В социологии личность обычно рассматривается с точки зрения социальной системы, в которую включен человек, тех социальных функций и ролей, которые он выполняет. Признавая уникальность каждой личности, социология делает акцент на социально типическом в поведении, деятельности, отношениях, характеризующих включенность личности в общество, социальные группы, организации и институты. Социологический анализ личности предполагает изучение социальных функций, выполняемых человеком как членом многих социальных структур; а также изучение личности как субъекта и объекта деятельности и социальных отношений.

Таким образом, три подхода к изучению личности – философский, психологический и социологический – составляют три последовательных уровня ее анализа. Первый, наиболее фундаментальный – философский подход – направлен на определение места человека в мире. Второй – психологический – делает акцент на индивидуальные особенности личности, рассмотрение ее как бы «изнутри». Третий подход – социологический – рассматривает личность и в системе социальных отношений, в которой она реально существует, и в автономном виде, как отдельный социальный феномен.

Рассмотрим далее, как соотносятся с понятием «личность» такие наиболее близкие понятия, как «человек» и «индивид».

Говоря о человеке, мы можем рассматривать его и как «венец эволюции», и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и приобретенное в течение жизни. Иначе говоря, человек является продуктом и субъектом общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.

Отдельный, конкретный человек – это уникальный и неповторимый индивид имеющий свое «лицо», личность (от древнерусского слова «личина» – маска). Однако каждый индивид зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Поэтому индивид, всегда являясь членом определенной социальной общности (неважно, осознает он это или нет), обладает также чертами индивидуальности и неповторимости. Система социальных отношений по своему преломляется в личности, вызывая в ней определённые изменения и сказываясь на её социальном поведении. СПЛ отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, совокупность ЗУН, позволяющих человеку спокойно функционировать в социальной среде, всё это присуще данному человеку не как индивиду, а как члену группы.

СПЛ – это мнения, верования, установки, предрассудки, сформированные в человеке окружающей средой и принятыми в ней нормами (например, национальный характер). Наконец, социальное в личности – это то, что позволяет ей осуществлять социальную идентификацию, отождествляя себя со своей профессиональной группой, социальным классом, нацией и т.п. Два полюса в человеке взаимосвязаны и взаимозависимы.

Индивид является личностью, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые качества и свойства.

Таким образом, человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. При этом каждый индивид является продуктом не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также собственного развития и самосознания.

Личность структурированный комплекс врождённых и приобретённых благодаря включённости в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми.

К социально значимым свойствам и качествам личности в первую очередь относятся:

· цель деятельности;

· выполняемые социальные роли и функции;

· занимаемые социальные статусы;

· нормы, ценности, обычаи (т. е. элементы культуры);

· знаковые системы (в первую очередь язык, жесты);

· совокупность знаний;

· социально-психологические особенности;

· уровень образования и профессиональной подготовки.

Разнообразие проявления человеческого сознания, поведения и деятельности вызывает необходимость группировки, классификации, типологизации личности по каким-либо значимым признакам.

Огромная работа в этой сфере была проделана психологической наукой. Отметим особо, что в ряде случаев типология личности в социологии не только основана на психологических типах, но и пересекается с ней. Наибольшее влияние на развитие социологической типологии личности оказали представители психоанализа.

Так, К. Юнг обосновал наличие двух противоположных типов личности – экстравертированного (представители которого обращают свою психическую энергию во внешнюю среду) и интравертированного (представители которого обращают эту энергию внутрь себя). Для социологии эта типология стала основой для изучения взаимоотношений личности и социальной среды.

Особый интерес вызывает типология личности Д. Рисмэна, в которой устанавливается зависимость типов личности от типов общества. В соответствии с критерием «отношение личности к обществу» выделены следующие типы:

1) консервативный, характерный для примитивных и традиционных обществ, представители которого ориентируются на сложившиеся и устоявшиеся традиции, обычаи, образцы поведения в клане, касте, сословии, общине;

2) изнутри ориентированный, характерный для индустриального общества, представители которого уже в меньшей степени подвержены влиянию традиций, жесткого давления определенных образцов поведения и социального контроля;

3) извне ориентированный тип личности, характерный для общества массового потребления, в котором господствуют обезличенность, стандартизация, отчуждение, манипулирование человеком, мощное давление СМИ. На смену этим типам, по мнению Д. Рисмана, должен прийти новый тип человека – автономный, представители которого были бы независимы от влияния конформизма, отчужденной внешней среды и имели бы ясные рациональные цели.

Разработка социологической типологии личности обусловлена целым рядом факторов: а) местом человека в социальной структуре;

б) характером и содержанием выполняемого труда, квалификацией, образованием;

в) уровнем жизни;

г) спецификой способа деятельности;

д) потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками личности;

е) жизненной позицией, мировоззрением, идеалами личности;

ж) культурным уровнем;

з) сформированными (или формирующимися) качествами;

и) уровнем и степенью усвоенности интересов, норм и моральных стандартов других людей и т.д.

Каждый из этих факторов порознь или в единстве с другими выступает критерием определенной типологии личности.

2. Социальные статусы и социальные роли.

Одной из важнейших характеристик личности является ее социальный статус, который не только подчеркивает ее собственную социальную позицию, но и соотносит принадлежность личности к определенной группе или группам.

Социальный статус – это определенная социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, возраст), так и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.

Важно отметить, что не все статусы являются социальными. Личный статус описывает положение человека в семье, спортивной команде, кругу друзей, т.е. приобретается благодаря индивидуальным качествам и заслугам и существует только в узком кругу друзей (лидер, аутсайдер, душа компании и т.д.). А социальные статусы распространяются на все сообщество людей. Примером различия этих двух статусов служат статусы старший сын и любимый сын. Статус «любимого сына» - это позиция относительно конкретной семьи. В данной семье он любимый сын, а в обществе – не любимый. Позиция же «старший сын» - это характеристика общественная. В зависимости от того, какими правами и обязанностями в каждой культуре наделяется статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим общества.

Все виды социальных статусов, которыми обладают люди можно разделить на несколько видов. Американский социолог Р. Линтон ввел понятие предписанного и достигаемого статусов. Предписанный статус зависит от врожденных или природных свойств личности (пол, расово-этнические признаки) и практически никак не может быть изменен самим человеком. Чаще всего это биологические либо унаследованные статусы, социальными их делает система приписывания, т.е. наделения их новыми качествами, которых у них раньше не было (например, два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, им приписываются разные социальные качества и в результате биологический пол превращается в социальный – гендер).

Достигнутый статус не подлежит автоматической передаче, является результатом усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей. В доиндустриальных (примитивных, традиционных) обществах преобладали статусы предписанные, а в современном обществе – достигнутые. К смешанным статусам мы можем отнести те статусы, когда не совсем понятно, каким видом статуса можно характеризовать человека. Например, статус «безработного» является ни предписанным, ни достигнутым (люди, как правило, не стремятся его получить).

Особым видом можно считать статусы по здоровью. Сюда относится категория людей либо инвалидов от рождения, либо ставших инвалидами в результате несчастных случаев, производственных травм, войн, профзаболеваний и т.д. Каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанности. При этом статус инвалида, как правило, необратимый (для сравнения статус больного человека – переходящий или транзитивный).

Кроме того, статусы могут быть постоянными и временными (т.е. эпизодическими, краткосрочными – пассажир, пешеход, покупатель, зритель, гость и т.д.).

Статусов у человека бывает, как правило, много и они меняются с течением жизни. Все статусы в их совокупности называют статусным набором. Чем больше этот набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений. Следовательно, и о месте человека в обществе можно судить по той совокупности статусов, которыми он обладает. В наборе статусов всегда найдется ключевой, главный статус, т.е. наиболее характерный для личности, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют. Главным как правило выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Для мужчины это чаще статус занятого в общественном производстве (статус работника), для женщины – хозяйки дома и т.д.

Важно отметить, что статусы существуют объективно, независимо от людей (например, когда студенты заканчивают обучение и уходят из вуза, сам статус «студент» не перестает существовать, но им обладают уже другие люди), но накладывают на них определенные права и обязательства. Иными словами, социальной статус – это всегда права и обязанности, а плохое выполнение обязанностей может привести к потере самого статуса. Видимые различия в статусах достигаются с помощью использования статусной символики. Ордена, медали, звания, погоды, одежда служат этой цели. Так, высокий статус банкира подчеркивается дорогими аксессуарами, престижной маркой автомобиля и т.д.

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества ролей. Совокупность ролей, присущих одному статусу называется ролевым набором или ролевой системой личности. Социальный статус и социальная роль представляют собой стороны одного и того же явления. Статус – структурная ячейка общества, а роль – его динамический аспект, т.е. мы занимаем статус, но выполняем роль.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус; шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу и обусловленная местом личности в системе межличностных и общественных отношений. Иными словами, социальная роль выступает в качестве социальной функции личности. Так, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, автор научных статей, лектор и т.д., при этом каждая роль требует своей манеры поведения и общения с людьми.

Какие бы социальные роли не выполняла личность, все они предписаны обществом и социальной средой. То есть социальная роль невозможна без ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом и социальных норм, которые фиксируют круг требований к этой роли. Наша культура навязывает нам представление о том, как должен вести себя «хороший» шеф или «примерный» ученик, однако зависимость между ролевым ожиданием и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Роль не укладывается в рамки жесткой и предсказуемой схемы, т.к. поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Не только окружающие ожидают от исполнителя данной роли определенного поведения, но и сам индивид ожидает одобрения или порицания за правильное или неправильное выполнение своей роли. Одобрение – это признание правильного исполнения роли. Ожидания «пригибают к земле», но и поднимают ввысь. Например, мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами. Фиксированные, общепринятые ожидания становятся социальными нормами. Именно социальные нормы позволяют обществу сохранять его базовые ценности, стабильность и процветание, ограничивая вариации в исполнении личностью своей роли.

Социальные роли делятся на институциональные, т.е. официально санкционированные, опирающиеся на закон и право, и неинституциональные, контролирующиеся силой общественного мнения, обычаями, нравами (например, в коллективе может быть руководитель, назначенный приказом – это институциональная роль, и неформальный лидер – неинституциональная роль).

По своей значимости, роли личности могут быть ведущими и второстепенными. С началом трудового дня ведущей ролью для нас становится выполнение трудовых функций, а семейные роли временно становятся второстепенными.

В ситуативности роли, ее зависимости от норм и ожиданий группы заложена и возможность возникновения ролевого напряжения или даже конфликта.

Ролевое напряжение связано с противоречивыми требованиями, предъявляемыми одной и той же ролью (например, женщина разрывается между ролью дочери по отношению к своей матери и ролью матери по отношению к детям), а ролевой конфликт связан с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей (для женщины конфликтно, например, соединение роли руководителя на работе и «второй половины» дома).

Источниками ролевого напряжения и ролевых конфликтов могут выступать неправильное понимание социальной роли, слабая подготовка к ее выполнению, отсутствие навыков выбора главных и второстепенных ролей. Как следствие, возникают нарушения в выполнении ролей, низкая удовлетворенность деятельностью, стрессовые ситуации. К способам, помогающим преодолеть ролевые конфликты, относят

· разделение ролей (он состоит в том, чтобы научиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции),

· рационализацию роли (поиск оправдательных аргументов, чтобы убедить себя в нормальности складывающейся ситуации),

· расстановку приоритетов среди выполняемых ролей,

· умение смотреть на ситуацию с юмором.

3.Социализация личности.

Ранее мы уже говорили о том, что человек не рождается личностью, а становится ею в ходе жизни. Этот процесс становления полноправной личности называется социализацией.

Социализация – процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, конкретных социальных общностях. Этот процесс связан не только с освоением социальных норм, которые старшие поколения передают новым, но и с выполнением личностью социальных ролей.

Процесс социализации (или освоение человеком социальных ролей) «сопровождает» человека на протяжении всей жизни и поэтому важным становится вопрос о выделении фаз и этапов этого процесса. Каждый этап социализации включает в себя две фазы: фазу адаптации и фазу интериоризации.

Фаза адаптации связана с преимущественно внешним приспособлением личности к окружающей действительности, ее функцией является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация может принимать активную (когда индивид стремится не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, но и выразить свое отношение к ним, изменить их) и пассивную («молчаливое» принятие норм и ценностей, подчинение им) форму. Кроме того, адаптация может быть успешной и неуспешной. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием деятельности и взаимодействия с внешней средой. Во втором случае эти показатели будут противоположными.

Фаза интериоризации означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения во внутренние правила поведения, перевод внешних требований во внутренние установки человека. Успешность, незаменимость человека в той или иной среде свидетельствует об успешности этой фазы социализации.

Говоря о критериях этапов социализации нужно иметь в виду три главных момента: время физического и социального созревания; особенности доминирующих (форм) видов деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить шесть этапов социализации.

1. Младенчество (от рождения до 3 лет). Основная форма деятельности на этом этапе – общение. Основными агентами социализации выступают семья и ближайшие родственники.

2. Детство (от 3 до 6-7 лет). Основной формой деятельности становится игра, прежде всего – ролевая. Ребенок учится и «примеряет» на себя разные социальные роли – мамы, папы, продавца магазина, воспитателя и другие. Наряду с семьей, влияние на социализацию оказывает институт дошкольного образования. На данном этапе происходит переход от моноинституциональной к полиинституциональной социализации, который бывает довольно трудным и мучительным для ребенка. Кроме того, на данном этапе влияние на ход социализации оказывают массовые средства информации, а именно, телевидение.

3. Охватывает период от 6-7 до 13-14 лет. В рамках этого этапа основной формой деятельности становится учеба, а вместо дошкольного учреждения появляется институт школы, который наряду с семьей является ведущим агентом социализации. Кроме того, происходит половое созревание детей.

4. От 13-14 лет до перехода к профессионально-трудовой деятельности (у одних это происходит в 18 лет, у других значительно позже). Основной формой деятельности продолжает оставаться образование, однако серьезное значение имеет также досуговая деятельность и общение. В рамках этого этапа происходит выбор профессии и способа достижения карьеры, снижается значимость семьи и резко возрастает значимость социальной микросреды, товарищеского окружения.

5. От 20-25 лет до 35-40 лет. Как правило, этот этап характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи. Основными институтами социализации становятся производственный коллектив, семья, средства массовой информации и другие. Основными формами деятельности, наряду с трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

6. 35-40 – 55-65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на заслуженный отдых. Именно на этом этапе проявляется стремление личности либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Снижение интереса к труду на данном этапе может стать причиной замедления или остановки процесса саморазвития.

7. Наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение имеет переключение человека на другие формы деятельности, которые могли бы стать главными и приносить удовлетворение. На этом этапе происходит осмысление жизненного пути, его оценивание, поэтом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow