Комплексный метод преодоления заикания

Воздействие на заикающегося должно перевоспитывать самого заикающегося и его речь методами, соответствующими возрасту, развитию и психическим особенностям, учитывать все стороны речи содержание, различные виды, правильное оформление с точки зрения употребления слов и речевых оборотов, выразительности, звукопроизношения, неторопливого темпа и плавности ее, свободного речевого контакта с окружающими.

Комплексное воздействие на заикающегося складывается из а) воздействия врача и логопеда, б) воздействия окружающих на личность заикающегося, на его эмоционально-волевую сферу, его движения, на его взаимоотношения со средой и на его речь.

Основными средствами комплексного воздействия являются а) медицинские средства воздействия, б) психотерапия, в) логопедическая работа.

Медицинские средства воздействия (медикаментозное воздействие и различные виды физиотерапии) способствуют нормализации функций нервной системы и создают благоприятный фон для психотерапии и для активной логопедической работы.

Указанный комплекс мероприятий оказывается действенным только в том случае, если приводит к перестройке всей личности заикающегося и его отношений с окружающей социальной средой.

Применяются различные виды психотерапии. Рациональная психотерапия заключается в беседах с заикающимся, вскрывающих существо его затруднений как в речи, так и в отношениях с окружающими. Очень важным видом психотерапевтического воздействия на заикающегося является активное вмешательство в условия его жизни и труда в целях разрешения конфликтных ситуаций, сложившихся у заикающегося в семье, в школе, на работе. Оба вида психотерапевтического воздействия должны сочетаться с разумной требовательностью к заикающемуся в отношении поведения. Очень важно вовлечение его в активную деятельность, посильную работу и организацию своего досуга. Последнее говорит о том, что любой из описанных видов психотерапии должен тесно увязываться с текущей логопедической работой, в процессе которой продолжается и закрепляется психотерапевтическое воздействие.

Очень важным моментом психотерапевтического воздействия является проведение всей работы не индивидуально, а в группе, в коллективе заикающихся, причем коллектив сам по себе играет роль воспитывающего и психотерапевтического фактора.

Все разделы работы логопеда должны сочетаться с психотерапевтическим воздействием на заикающихся Воздействие логопеда выражается в том, что он, убеждая заикающихся в возможности для них достижения здоровой речи, все время фиксирует внимание каждого заикающегося на его успехах в этом направлении.

В работе с дошкольниками важно похвалить ребенка в присутствии родителей, воспитателей. Чем старше заикающийся, тем важнее становится конкретный анализ его речи с указанием как его успехов, так и ошибок.

Для скептиков, сомневающихся в возможности преодоления заикания, очень большое значение имеют выступления успешно закончивших курс лечения или хотя бы прослушивание магнитофонных записей их собственной речи на начальных этапах работы и в конце курса, что дает им возможность осознать свои успехи. Давая новое задание, логопед должен подчеркивать новый, более высокий вровень его и высказывать уверенность в том, что в настоящий момент выполнение такого задания стало вполне возможным.

Требования логопеда должны быть продуманными и разумными: завышенное требование может привести к срыву налаживающейся речи заикающегося, а также появляющейся у него веры в эффективность своей работы. Последнее может повлечь снижение доверия к логопеду. И врач и логопед должны предупредить заикающегося о возможности рецидивов.

Логопедическое воздействие в комплексном методе осуществляется в следующем:

1. Оздоровление речи путем преодоления неправильных навыков, закрепившихся в процессе пользования заикливой речью и попыток ее преодоления при помощи уловок.

2. Воспитание правильных навыков речи в постепенно усложняющихся формах речевого общения: а) пользование короткими обиходными фразами, затем полными ответами на вопрос с опорой на ситуацию; б) изложение заранее подготовленного рассказа о каком-либо событии, о просмотренном фильме, прочтенном произведении и в) свободная, неподготовленная речь.

3. Воспитание навыков речевого контакта с окружающими в любых жизненных условиях. Изолированное использование одного из этих планов не может дать нужного и прочного эффекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: