За последние годы в Советском Союзе отмечается повышение интереса к вопросу преодоления заикания. Имеются попытки ввести новые формы работы, которые бы ускорили результаты и сделали ее более эффективной.
Так, разработанная логопедом Н. А. Чевелевой (Институт дефектологии АПН СССР) методика занятий для заикающихся детей дошкольного и школьного возраста заключается в следующем: последовательное воспитание усложняющихся форм детской речи (от наиболее элементарной формы - ситуативной - к контекстной без опоры на ситуацию, в процессе изготовления несложных поделок).
Автор указывает, что для дошкольника данная последовательность в овладении речью является закономерной. Что касается школьника, то освоение контекстной речи также оказывается еще не завершенным и поэтому трудным для него.
Автор рекомендует проводить занятия по воспитанию речи на фоне ручной деятельности детей, которая запланирована школьной программой по труду для начальной школы и программой детского сада.
|
|
Воспитание речи проходит несколько этапов: I- пропедевтический (организационный, когда дети получают навыки организованного поведения в коллективе и слушают неторопливую, немногословную речь логопеда); II-сопровождающей речи (по поводу и с опорой на одновременно свершаемые детьми операции); III - завершающей речи (по поводу только что совершенной операции); IV- предваряющей речи (о том, что ребенок собирается сделать); V - закрепления навыков самостоятельной речи (пользования всеми указанными видами речи).
Н. А. Чевелева указывает на необходимость соблюдения некоторых условий при работе по указанной методике, которые в значительной мере соответствуют установкам вышеизложенного комплексного метода:
1. Каждая из форм речи проходит несколько стадий усложнения: от самых элементарных коротких ответов, связанных с конкретной наглядной ситуацией, до развернутых конкретных высказываний, без непосредственной опоры на деятельность.
2. Неторопливый темп речи должен быть обусловлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога.
3. Навык пользования каждой формой речи закрепляется в результате многократно повторяющихся пояснений учителя и однотипных ответов детей (вопросы задаются всем одинаковые, но сначала опрашивают детей, более свободно говорящих).
4. Полная эффективность в преодолении заикания может быть достигнута при совместной работе логопеда с родителями заикающихся детей.
5. Во многих случаях заикания обязательно медикаментозное лечение нервной системы.
За последние годы хорошие результаты дала практика использования летних оздоровительных лагерей и санаториев для организации работы с заикающимися школьниками. Соединение условий оздоровительного лагеря, каникулярного времени, свободного от других нагрузок, и логопедической работы является хорошим условием для оздоровления речи и психики заикающихся. В отношении взрослых к новым направлениям относится признание необходимости более активного участия врача в проведении как лечения, так и психотерапии и расширение самого понятия психотерапия.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА