Состояние сурдопедагогики в середине XX века

В середине 50-х годов XX века в буржуазной педагогике все более обнаруживались кризисные явления. Сложной и крайне противоречивой структуре самого капиталистического общества соответствовали плюралистические, внутренне противоречивые педагогические концепции. В начале 50-х годов XX века прогрессивный английский ученый Дж. Бернал при оценке состояния буржуазной педагогики замечал: «Будучи неспособной или не желая признать изменяющийся характер общества или его классовую структуру, теория педагогики сознательно, так же как и бессознательно, считала это общество неизменным и стремилась найти способы приспособить к, этому обществу учащихся. Это неизбежно делало такую теорию догматической и апологетической»7.

Главное назначение буржуазных педагогических концепций середины XX века заключалось в том, чтобы завуалировать классовую сущность буржуазной школы и системы народного образования, в которой процветала расовая и национальная дискриминация учащихся, все более усиливалось влияние религии, распространялись версии о врожденной, наследственной интеллектуальной неполноценности детей трудящихся. Однако под влиянием научно-технической революции, под давлением прогрессивных и демократических сил, массовых выступлений трудящихся против буржуазной политики и за демократизацию школы сфера народного образования расширялась.

Развитие сурдопедагогики в середине XX века имело в своей основе те же социальные причины и факторы. Характеризуя состояние обучения глухих и сурдопедагогики западноевропейских стран и США в этот период, мы остановимся на проблемах классификации и дифференцированного обучения глухих детей, связи глухих учащихся с семьей, вопросах общей организации учебно-воспитательной работы в специальных школах. Мы также остановимся на вопросах содержания деятельности благотворительных организаций, международных сурдопедагогических конгрессов и Всемирной Федерации глухих (ВФГ).

Классификация и дифференциация глухих детей. Исследования в области оториноларингологии, технический прогресс в области электроакустики и электроники в период после второй мировой войны привели к тому, что с середины XX века стала уточняться классификация детей с недостатками слуха и речи. Подход к глухим стал более дифференцированным. Так, термин «глухонемой» теперь применяется в более конкретном и точном значении. Например, в Бельгии дети с недостатками слуха дифференцируются по трем группам: 1) глухонемой — потеря слуха 90 децибел и более (в сфере речи); 2) полуглухие — потеря слуха в сфере речи от 60 до 90 децибел; 3) слабослышащие — потеря слуха от 30 до 60 децибел. В Бельгии принято объединять глухих и полуглухих в одной школе для глухих. Здесь создаются отдельные классы или школы для слабослышащих.

В Дании классифицируют детей на глухих (когда речь не развивается естественно) и слабослышащих (когда речь ограничена или искажена). Дети этих двух групп обучаются в отдельных школах. Дети со слабой потерей слуха — слабослышащие — проходят программу народной школы с необходимой дополнительной педагогической помощью.

В Англии глухими считают тех учеников, которые практически не имеют слуха или остатки слуха у этих детей настолько малы, что они могут обучаться лишь методами, предназначенными для глухих детей. К слабослышащим ученикам относят тех, кто имеет некоторую естественно приобретенную речь, но нуждается в специальных методах обучения. В Ирландии и Шотландии используют те же самые определения. Степень потери слуха здесь измеряется в децибелах. При этом большое внимание обращается на общее состояние ребенка, уровень его развития.

Таким образом, по отношению к глухим теперь осуществляется более дифференцированный подход. Учитывается связь глухоты с состоянием речи ребенка. Кроме того, принимается во внимание возможность использования речи в процессе дальнейшего обучения.

В капиталистических странах аудиологическое определение глухоты используется в качестве средства ограничения приема детей в школы для глухих из-за недостаточного количества мест. Так, Институт имени Родригеса Перейра в Португалии принимает только тех детей, потеря слуха у которых свыше 80 децибел.

Глухие дети поступают в школу в возрасте от 5 до 7 лет; продолжительность обучения колеблется от 7 до 11 лет.

С середины XX века в некоторых странах усиливается тенденция отделять глухих от слабослышащих. Более совершенным становится учет глухих детей соответствующими организациями. В ряде стран Западной Европы считается обязательным сообщать в соответствующие инстанции о случаях глухоты. В Дании, например, врачи, школьная администрация должны докладывать Центральному совету глухих о всех случаях глухоты у детей до 16 лет. При этом должна быть указана степень глухоты: абсолютно глухие; имеются остатки слуха; остатки слуха так малы, что дети не в состоянии учиться в народной школе или в школе для слабослышащих. Эти данные поступают в Министерство просвещения. В Финляндии о случаях глухоты местные власти обязательно докладывают только в том случае, если ребенок нуждается в особой помощи. В странах, где отчеты о случаях глухоты не составляются, сведения о них поступают из разных источников. Например, в Бельгии потеря или отсутствие слуха могут быть обнаружены во время осмотра младенца в клинике обязательной вакцинации оспы для младенцев и т. д.

В некоторых странах проводятся специальные обследования в каждом из районов и домов. Эти обследования составляют основу для общей статистики и учета детей с недостатками слуха в масштабе всей страны.

По данным супругов Тейлоров, в четырнадцати странах Западной Европы обучение глухих детей является обязательным. В Дании оно стало обязательным с 1817 года, в Норвегии — с 1881 года, в Англии — с 1893 года. В таких странах, как Греция, Ирландия, Португалия и Испания, не требуется обязательного посещения школы глухими детьми. Нет ничего удивительного в том, что обучение детей с физическими недостатками не является обязательным там, где еще не обеспечено обязательное обучение нормальных детей. Например, в конце 1958 г. 800 000 нормальных испанских детей не могли посещать школу либо из-за отсутствия нужного числа классных комнат, либо из-за нехватки учителей. Ведь глухой ребенок нуждается в более длительном обучении. Обучение речи и чтению с губ, попытки использовать сохранный анализатор взамен дефектного, дополнительное профессиональное обучение — все это требует большего времени и больших материальных средств.

Практически все школы для глухих стали интернатами. Лишь Англия и США в этом отношении представляют собой исключение. В Англии и США обнаруживается тенденция создавать преимущественно дневные школы для глухих и слабослышащих. Следует подчеркнуть, что поступление детей малоимущих родителей в школы-интернаты и даже в дневные школы или в специальные классы в народных школах, а также и в обычные классы, где ведутся дополнительные занятия по обучению чтению с губ с использованием звукоусиливающей аппаратуры, является весьма затруднительным.

Связь глухого ребенка с семьей. Начиная с 50-х годов все большее значение в капиталистических странах придается проблемам связи с семьей, влиянию семьи на обучение глухих детей. В тех случаях, когда это возможно, глухие дети живут дома и посещают дневные школы. Например, 60% детей, обучающихся в Копенгагенской школе глухих, живут в своих семьях. В других странах допускается, чтобы дети жили в чужих семьях, вне школы. Считается желательным, чтобы глухой ребенок, живя либо дома, либо у приемных родителей, посещал специальную школу. Однако есть в этом, по признанию учителей, и недостаток: учитель при этих условиях не оказывает ребенку должной помощи в обучении и воспитании.

В этом отношении представляет интерес опыт одной из швейцарских школ. Эта школа обращается за помощью к местным жителям, в семьях которых дети могли бы проводить свободное от школьных занятий время. В семьи местных жителей определяются те дети, родители которых проживают слишком далеко, для того чтобы их дети могли бывать дома, в родной семье чаще, чем только во время школьных каникул. Подобные опыты показывают положительное влияние семейной обстановки на развитие способности глухих к общению с окружающими. Вместе с тем они разрушают традиционную изоляцию глухих в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.

В настоящее время все большее значение придается диагностике раннего выявления глухоты и организации возможно более раннего обучения глухих детей. Детский сад в отдельных странах Западной Европы становится неотъемлемой частью учебно-воспитательных учреждений для глухих. Детские сады для глухих детей постоянно связаны со школой. Такие детские сады часто посещают также и слабослышащие дети. Но все это требует оплаты со стороны родителей или привлечения средств частной благотворительности.

Существуют и другие формы медицинской и педагогической помощи глухим детям и их родителям. Специально для того определенный сурдопедагог или медицинская сестра следят за тем, чтобы родители глухих регулярно посещали те учреждения, где им дают необходимые консультации.

В Дании глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста родители обучают по программе, составленной государственной экспертизой и руководством клиник в сотрудничестве с преподавателями школ глухих. Специальный преподаватель посещает глухого ребенка в семье раз в неделю в течение двух месяцев. С этой же целью учителя большинства школ для глухих детей побуждают родителей посещать школы для консультаций у опытных сурдопедагогов. Для родителей публикуется специальная литература, которая издается Министерством просвещения, благотворительными обществами или специальными школами. Ассоциации родителей и учителей организуют обсуждение проблем обучения и воспитания глухой молодежи, С этой целью созываются конференции для родителей по вопросам обучения и воспитания глухих детей.

Лечебные мероприятия и учебные занятия иногда проводятся с родителями во время каникул. Подобная работа проводится, например, в клинике Д. Трейси в Лос-Анджелесе.

В некоторых странах организуются короткие летние курсы для родителей глухих детей. В Дании такие курсы проводятся в пансионатах для глухих под руководством государственной исследовательской клиники для матерей. Эти курсы посещают матери со своими маленькими детьми. В Финляндии проводится двухнедельный курс обучения глухих учащихся чтению с губ. Эти курсы устраиваются каждый год без какой-либо субсидии от государства. В Швеции центральные и местные ассоциации глухих детей организуют летние курсы для родителей. В Дублине (Ирландия) есть постоянный специальный класс для матерей глухих детей дошкольного возраста (класс Трейси). Организатором этого класса является филантропическая ассоциация учителей.

Организация учебно-воспитательной работы и подготовка учителей для школ глухих детей. Электроакустическое оборудование школ для глухих детей имеется в каждой стране, хотя в ряде стран такого оборудования недостает. Даже отделение глухих от детей, имеющих остатки слуха (слабослышащих), во многих странах задерживается из-за недостатка аудиометров. Южные страны Западной Европы испытывают затруднения в оказании помощи детям с дефектами слуха. У них не хватает электроакустической аппаратуры любого типа.

Обычно количество детей в классах сравнительно невелико.

Например, во Франции в таком классе обучается 12 детей (наполняемость классов обычной школы примерно 45 учащихся). В Нидерландах в этих классах обучается по 8—9 учащихся, тогда как наполняемость классов обычной школы 38 человек. В действительности количество детей в классах часто бывает больше принятых норм. Так, например, в Англии в классе для глухих должно обучаться по 10 детей, но на практике эта норма превышается на 13%. Самые немногочисленные классы для глухих детей в Швеции; среднее количество учащихся в классах 6 человек.

Школы глухих в западноевропейских странах пользуются «устным методом» обучения. Этот метод применяется здесь более широко, чем в США.

Школы некоторых стран Западной Европы нередко дополняют систему «устный метод» системой буквенных знаков — дактилологией, предназначенной для того, чтобы придать видимую форму тем звукам, которые невозможно отличить при чтении с губ. Однако эта система используется только как вспомогательное средство. Во многих специальных школах (особенно государственных) США сравнительно чаще применяют письменную и жестовую речь.

Школы для глухих в крупных городах (особенно в Дании и США) хорошо оборудованы электроакустической аппаратурой. В них имеются киноустановки. В школах организуются поездки глухих учащихся в театр, работают драматические кружки, организуются походы и экскурсии.

В соответствии с главными целями буржуазной педагогики в школах капиталистических стран для глухих детей ведется и воспитательная работа. Важнейшим орудием воспитания в духе буржуазной идеологии здесь выступают организации бойскаутов.

Бойскаутские организации почти во всех буржуазных странах играют главенствующую роль в проведении досуга детей.

В некоторых странах, например в Бельгии, подросток или юноша имеет возможность присоединиться либо к группе только глухих, либо к группе своих нормальных сверстников. Смешанный тип группы обычно встречается только в больших городах. Кроме того, дети поддерживают между собой связь посредством переписки.

В последнее время в учреждениях для глухих детей все большее внимание уделяется занятиям в спортивных секциях. В той же Бельгии в рамках спортивных федераций ежегодно проводятся соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, теннису и т. д. Глухие дети участвуют в организуемых для них международных Олимпийских играх. Спортивная федерация глухих во Франции уделяет особенное внимание футболу, баскетболу и теннису. В Федеративной Республике Германии существуют особые спортивные организации для глухих.

Профессиональное обучение глухих и слабослышащих осуществляется во всех европейских странах. Оно обычно ведется параллельно с усвоением обязательной элементарной программы или является ее продолжением. В последнее время усиливается тенденция к отделению профессионального обучения от общеобразовательного. Профессиональное обучение глухих осуществляется после окончания общеобразовательной школы.

Общим методом профессионального обучения является система ученичества со сроком от 3 до 6 лет. Глухие иногда обучаются профессии вместе с нормальными детьми. Так происходит, например, в Португалии. Но во многих странах, например в Швейцарии, профессиональное обучение происходит в разных группах. После завершения курса профессионального обучения проводятся испытания, обычно такие же, как и для учащихся с нормальным слухом. Однако в некоторых случаях, как это делается в нескольких учреждениях Франции, глухим учащимся предлагается облегченный по содержанию комплекс заданий.

В большинстве капиталистических стран, в том числе и в США, обычными занятиями глухих и слабослышащих являются шитье, вышивание, различные домашние работы. Домашние работы выполняются с целью заработать на жизнь или просто помочь своим близким.

В связи с прогрессом техники в большинстве стран появляются новые возможности для использования труда глухих в производстве. В связи с этим признается необходимым осуществлять новые исследования профессиональных способностей глухих.

В некоторых странах глухие вяжут на машинах, точат ножи, переплетают книги, ретушируют фотографии, делают игрушки. Мальчики могут заниматься садоводством, сапожным делом, плотничать, обивать мебель, заниматься выделкой кожи, выпечкой хлеба, лесными работами, могут быть каменщиками, водопроводчиками, кузнецами.

В ряде стран Западной Европы руководство профессиональным обучением глухих осуществляют специальные учреждения. В некоторых из этих стран разрабатываются программы обучения, инструкции и пособия по профессиональному труду. Все эти учебные материалы бывают далеко не совершенными. Специальные школы сотрудничают с правительственными комиссиями или филантропическими организациями, что обеспечивает более рациональное размещение глухих вместе с другими группами молодежи с теми или иными физическими недостатками в различных отраслях производства. Такое сотрудничество более характерно для северных европейских стран. Ставятся вопросы о создании специального находящегося в ведении государства координирующего центра по профессиональному обучению глухих. Посредством такой организации предполагается обеспечивать глухих устройством на работу в годы массовой безработицы в капиталистических странах.

Устроить на работу глухих бывает легче, чем людей с какими-либо другими физическими недостатками. Так, в Северной Ирландии считается, что глухие могут успешно трудиться на больших ткацких предприятиях. В Португалии глухих охотно принимают на работу, потому что они хорошо работают и легко приспосабливаются к трудовой жизни. Здесь глухие пользуются теми же правами, которые имеют рабочие без физических недостатков. Однако массовая безработица в капиталистических странах создает трудноразрешимые, а часто и вообще неразрешимые проблемы для трудоустройства глухих.

В большинстве стран Западной Европы ведется специальная подготовка учителей для школ глухих и слабослышащих. Потребность в учителях глухих возрастает. Формы сурдопедагогического образования могут быть очными и заочными. Подготовка учителей для школ глухих длится от одного года до пяти лет. Считается, что учителя слабослышащих должны иметь такую же основательную подготовку, как и преподаватели школ глухих.

При очной форме обучения период подготовки специалиста бывает сравнительно короче. Например, в Англии учителя проходят трехгодичную подготовку или даже годичную специализацию непосредственно в школе для глухих.

Во Франции продолжительность обучения зависит от того, где учителю глухих предстоит вести практическую работу. Преподавателей частных учебных заведений готовят по специальности в течение трех лет. Для получения права преподавать в государственных учреждениях требуется дополнительно проработать три года в качестве ассистента учителя после сдачи конкурсных экзаменов. Специалисты, преподающие во французских государственных учреждениях для глухих, должны иметь также и диплом на право обучения умственно отсталых детей.

В некоторых из западноевропейских стран иногда обращается внимание на наличие дополнительной подготовки учителей глухих по логопедии. Так, в Бельгии считается желательным, чтобы учитель глухих имел еще и диплом логопеда.

Как правило, учителя специальных школ получают более высокую заработную плату, чем преподаватели народных школ. Однако, несмотря на этот материальный стимул, во многих западноевропейских странах ощущается недостаток в учителях глухих детей. Соответствующие ведомства многих стран, например Италии, заявляли, что больше всего таких преподавателей не хватает в сельской местности. Следует отметить, что и для тех стран, которые не заявляют о недостатке специалистов, проблема подготовки сурдопедагогических кадров является не менее острой.

Благотворительные организации и печать. В одиннадцати странах Западной Европы публикуется литература по дефектологии. Кроме того, издаются специальные журналы для глухих, тематика которых связана с их жизнью. В Бельгии, Дании, Финляндии и Франции имеются общие для глухих и слепых журналы. Один из двух финских специальных журналов издается ассоциацией учителей слепоглухонемых. Два журнала в Англии, один в Федеративной Республике Германии и один в Швеции издаются союзами учителей глухих. Все остальные специальные журналы издаются частными учреждениями или организациями, которые в силу тех или иных причин интересуются жизнью глухих.

В отдельных случаях людям с физическими недостатками предоставляются некоторые льготы. Например, в Португалии проезд глухих учащихся в школу и обратно оплачивается Министерством социального обеспечения.

В каждой из западноевропейских стран все еще существуют благотворительные организации. В ряде стран наблюдается большое разнообразие таких обществ. Иногда они имеют и религиозную основу, например Национальная федерация глухонемых католиков в Бельгии. Особенно большое разнообразие всякого рода ассоциаций для глухих имеется в Федеративной Республике Германии.

Примером координации деятельности различных союзов может служить Франция, где создан Национальный комитет координации обществ глухих во Франции и за рубежом, основанный и руководимый глухими. Этот комитет официально признан Министерством здравоохранения Франции.

Международные конгрессы сурдопедагогов. Целью международных конгрессов деятелей в области сурдопедагогики являлась борьба за улучшение социального положения глухих и совершенствование методов их обучения и воспитания.

Одним из представительных и важных для развития сурдопедагогики был состоявшийся в 1925 году Лондонский конгресс. В центре внимания этого конгресса стояли вопросы о положении глухих в обществе. От Советского Союза на этом конгрессе выступил с докладом Л. С. Выготский. Исключительно большой интерес участников конгресса вызвало сообщение о системе государственного обучения и воспитания глухих в первом в мире государстве рабочих и крестьян — Советском Союзе.

После 1925 года длительное время международные встречи сурдопедагогов не проводились. Лишь в 1950 году в г. Гронингене (Голландия) был созван первый в послевоенный период конгресс ученых и сурдопедагогов из 22 стран мира. Его задачей было подведение итогов развития теории и практики обучения глухих в послевоенный период.

Во многих докладах западноевропейских и американских представителей указывалось на самый серьезный недостаток в сурдопедагогической практике буржуазных стран — обучение и воспитание глухих в этих странах не является полностью государственным, а большую долю средств на содержание, обучение и воспитание глухих все еще вносят организации частной и общественной благотворительности. Что касается содержания обучения, то эти вопросы рассматривались представителями буржуазной сурдопедагогики с позиций прагматизма. На этом конгрессе довольно отчетливо обнаружился кризис «чистого устного метода».

Следующий конгресс учителей и ученых состоялся в Манчестере (Англия). При университете этого города уже много лет велась подготовка сурдопедагогических кадров. Этот конгресс тоже проходил под влиянием американской прагматической педагогики, что ярко проявилось при обсуждении вопросов реабилитации глухих, методов их обучения и использования технических средств.

На Международном конгрессе сурдопедагогов, который был проведен пять лет спустя в Вашингтоне, обсуждались методы обучения глухих, широко используемые в Соединенных Штатах Америки: «устный», «чистый устный метод» и «ротчестерский метод». Не меньшее место на конгрессе занимали вопросы дошкольного воспитания глухих и использования технических средств.

На Международном конгрессе в Стокгольме в 1970 году большой интерес со стороны его участников вызвал доклад советского ученого С. А. Зыкова, в котором были изложены система начального обучения речи по принципу речевого общения и практика предметно-практического обучения глухих в Советском Союзе. На этом конгрессе обсуждалась проблема использования в процессе обучения глухих технических и визуальных средств. На конгрессе были поставлены следующие вопросы: акустическая аппаратура для глухих и плохо слышащих, аппаратура, перерабатывающая акустическую информацию в зрительные сигналы, учебное телевидение и кинофильмы, программированное обучение.

В секциях конгресса подробно обсуждались вопросы профессиональной подготовки глухих учащихся, формирования их речи, сурдопедагогической диагностики. Обсуждались также вопросы организации жизни глухих детей в интернатах и их интеграции со слышащими.

Участники конгресса ознакомились с выставкой акустической аппаратуры индивидуального и коллективного пользования, аппаратами трансформации звуковых сигналов в зрительные, аудиометрами различных типов, аппаратами тактильно-вибрационных ощущений.

Всемирные конгрессы по обучению и воспитанию глухих сыграли важную роль в развитии теории и практики сурдопедагогики. Они способствовали обмену информацией о достижениях в области обучения и воспитания глухих в разных странах.

В международных конгрессах все более активным становится участие советских ученых-сурдопедагогов. Советские ученые знакомят международную общественность с достижениями сурдопедагогики в нашей стране, с теорией и практикой обучения глухих детей в условиях развитого социалистического общества.

Всемирная федерация глухих (ВФГ). В 1950 году в значительной мере под влиянием успехов социалистических стран в области сурдопедагогики, общественной активности глухих, достижений в технике и отоларингологии при ООН была создана Всемирная федерация глухих (ВФГ). Организационное оформление федерации состоялось на первом конгрессе глухих, который проходил в сентябре 1951 года в Риме. На этом же конгрессе был принят и Устав федерации. В состав Всемирной федерации глухих вошли национальные ассоциации глухих, региональные общества глухих и другие аналогичные организации.

С течением времени ВФГ охватила все большее количество национальных и региональных ассоциаций. В задачи ВФГ входят: осуществление международного сотрудничества глухих в целях улучшения их социально-правового положения в обществе, пропаганда в различных странах мира успехов в организации жизни глухих. В 1975 году ВФГ объединяла 56 национальных обществ глухих пяти континентов.

Каждые четыре года ВФГ проводит конгрессы. До 1977 года таких конгрессов было проведено семь: в Риме (1951), Загребе (1955), Висбадене (1959), Стокгольме (1963), Варшаве (1967), Париже (1971), Вашингтоне (1976). Обсуждавшиеся на конгрессах вопросы касались медико-аудиологических, психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. На конгрессах 1971 и 1976 годов много внимания было уделено состоянию сурдопедагогических проблем в развивающихся странах.

В различных секциях конгрессов ВФГ рассматривались самые разнообразные вопросы, представляющие интерес для решения главной проблемы сурдопедагогики — интеграции глухих в обществе слышащих.

Всемирная федерация глухих способствует изданию в отдельных странах законов, обеспечивающих те или другие права глухих. Благодаря содействию ВФГ расширяются возможности включения глухих в промышленное производство, умножается перечень профессий, которые могут получать глухие.

На конгрессах ВФГ были широко представлены доклады советских ученых и деятелей сурдопедагогики. Опыт решения проблем сурдопедагогики в СССР и научные достижения в области специальной педагогики вызывали неизменный интерес со стороны участников конгрессов.

Всемирная федерация глухих издает журнал «Голос молчания», публикует материалы своих конгрессов в виде отчетов.

Заключая общий обзор состояния сурдопедагогической теории и практики в середине XX века, можно сказать, что организация обучения глухих в капиталистических странах мало чем изменилась. К этому времени основным типом общеобразовательного учреждения для глухих оставались институты. Возросло число школ и классов для глухих. Однако содержание образования в них не расширилось.

Новым в этот период являлось усиливавшееся стремление дифференцировать обучаемых на глухих и слабослышащих. Однако такая дифференциация не везде была осуществлена из-за недостатка средств на обучение всех глухих и слабослышащих детей. Старый филантропический принцип финансирования учреждений для глухих и слабослышащих серьезно задерживал развитие учреждений с дифференцированным обучением.

В середине XX века усилилось внимание к вопросам влияния семьи на обучение и воспитание глухих детей с раннего детского возраста, а также к вопросам связи с семьей в период школьного обучения. На практике эти вопросы решались путем усиления связи с семьей и так называемых «приемных родителей».

В это же время практикуется и ранняя подготовка детей в условиях детских садов, которые создавались при некоторых школах. Особое внимание было обращено на специальное оборудование школ аппаратурой для исследования слуха и обучения глухих и слабослышащих. Однако это делалось также далеко не во всех школах и странах.

Наполняемость классов в это время колебалась, как правило, в пределах 10—12 человек, но нередко эта норма превышалась.

Для буржуазной сурдопедагогики середины XX века остро стоял вопрос о будущем трудоустройстве глухих, что обусловливалось растущей безработицей во всех капиталистических странах Западной Европы и США.

В этот период обнаруживалась тенденция к отделению профессиональной подготовки от общего образования и проведению ее после окончания школы. Для глухих профессиональное образование заканчивалось испытаниями по тем же критериям, что и для слышащих. Вместе с тем в большинстве стран Западной Европы и США до последнего времени сохранялись ремесленная подготовка и применение труда глухих в мелком производстве и в условиях домашнего хозяйства.

В 50-х годах система «устный метод» широко использовалась в странах Западной Европы в процессе общеобразовательного обучения глухих; что касается США, то там продолжали применять «комбинированную систему».

В странах Западной Европы и США в этот период было проведено несколько всемирных сурдопедагогических конгрессов. Содержание работы этих конгрессов определялось стремлением выявить наиболее рациональный опыт и методики обучения и воспитания глухих. Преимущественно речь шла о методах обучения словесной речи, профессиональной подготовки и изучения психологии глухих.

В этот же период была организована ВФГ, которая призвана координировать общественные силы для отстаивания социальных прав глухих в Западной Европе, Америке и в развивающихся странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: