Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для специальной педагогики, поскольку язык является необходимым условием мышления, условием существования и развития общества.
Познания языка – это одно из направлений в познании становления человека как общественного существа. Любые отклонения, нарушения в развитии ребенка немедленно сказываются на успешности его взаимодействия с окружающим миром, на формировании у него языка и речи, а значит, специфически влияют на его социализацию.
Среди проблем лингвистики с точки зрения специальной педагогики можно выделить следующие:
- проблему соотношения лингвистических и психолингвистических единиц,
- проблему развития детской речи.
- проблему развития символической функции в отногенезе.
- анализ своеобразия языка как общественного явления.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём заключается специфика философского понимания явлений специальной педагогики?
2. Охарактеризуйте современный этап экономики специального образования.
3. Какие важнейшие правовые документы, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности?
4. Что такое клинические основы специальной педагогики?
Основы дидактики специальной педагогики
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями были открыты в 1812 году при Берлинской королевской школе глухонемых. Профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) началась в 1892 году в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.