Специальная педагогика тесным образом связана с биологией человека, медициной и ее различными отраслями: анатомией, физиологией, психиатрией, психотерапией и т.п.
Совокупность основных знаний из этих наук составляет для специальной педагогики ее клинические основы.
Клинические основы значимы для специальной педагогики потому, что при проведении психолого-педагогической диагностики и построении индивидуальной коррекционно - образовательной программы они позволяют:
- увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения в развитии;
- понять сущность произошедших в организме повреждений;
- понять особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов и систем организма;
- определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;
- построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;
- квалифицированно вести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;
- координировать коррекционно-образовательный процесс, процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями.