В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработано более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100-120 часов).
В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:
- тифлопедагогика - педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
- сурдопедагогика - педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
- олигофренопедагогика - педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития (олигофренопедагог);
- логопедия — с получением квалификации логопеда;
- специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты ВУЗов готовят выпускников по направлению «Специальная психология». Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.
|
|
В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95-98%.
2.3.2 Сферы профессиональной деятельности педагогов системы специального образования:
- профилактика;
- диагностика и консультирование;
- педагогическое просвещение;
- участие в психологической и психотерапевтической помощи;
- образовательная и социально-педагогическая деятельность;
- организация и руководство образованием;
- преподавательская деятельность;
- научно-исследовательская деятельность.
Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
- педагогическая направленность;
- эмпатия;
- педагогический такт;
- педагогическая зоркость;
- педагогический оптимизм;
- культура профессионального обучения;
- педагогическая рефлексия (самоанализ).
Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:
- физическая выносливость;
- сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
- отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;
- психическое здоровье.
Наталья Михайловна Назарова считает важнейшими чертами профессионального характера:
- доброту;
- ответственность;
- терпение;
- способность к эмпатии;
- энергичность;
- увлечённость своей работой;
- уважение и любовь к своим воспитанникам;
- профессиональная честность и порядочность!