Современное педагогическое образование

В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработано более 230 программ. В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100-120 часов).

В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

- тифлопедагогика - педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

- сурдопедагогика - педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

- олигофренопедагогика - педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития (олигофренопедагог);

- логопедия — с получением квалификации логопеда;

- специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты ВУЗов готовят выпускников по направлению «Специальная психология». Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.

В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95-98%.

2.3.2 Сферы профессиональной деятельности педагогов системы специального образования:

- профилактика;

- диагностика и консультирование;

- педагогическое просвещение;

- участие в психологической и психотерапевтической помощи;

- образовательная и социально-педагогическая деятельность;

- организация и руководство образованием;

- преподавательская деятельность;

- научно-исследовательская деятельность.

Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:

- педагогическая направленность;

- эмпатия;

- педагогический такт;

- педагогическая зоркость;

- педагогический оптимизм;

- культура профессионального обучения;

- педагогическая рефлексия (самоанализ).

Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:

- физическая выносливость;

- сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

- отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;

- психическое здоровье.

Наталья Михайловна Назарова считает важнейшими чертами профессионального характера:

- доброту;

- ответственность;

- терпение;

- способность к эмпатии;

- энергичность;

- увлечённость своей работой;

- уважение и любовь к своим воспитанникам;

- профессиональная честность и порядочность!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: