Экономика железнодорожного транспорта изучает конкретные формы проявления экономических законов на железнодорожном транспорте как особой сфере материального производства, объединяющей в себе интересы предприятия и отрасли.
Предметом изучения экономики железнодорожного транспорта являются производственные отношения и экономические интересы, возникающие между:
- железнодорожным транспортом и потребителями транспортных услуг;
- трудовыми коллективами железной дороги и других видов транспорта;
- трудовыми коллективами и работниками отдельных подразделений, служб и звеньев железнодорожного транспорта между собой.
Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт, обслуживающий сферу обращения материальной продукции (она включает хранение и складирование грузов), а также специализированный пассажирский транспорт. Выделяют транспорт общего пользования (магистральный) и внутрипроизводственный транспорт.
Экономика железнодорожного транспорта исследует производственные отношения на железнодорожном транспорте, раскрывает своеобразие механизма действия и формы проявления экономических законов на железнодорожном транспорте, т. е. учитывает совокупность общих экономических законов и частных закономерностей, свойственных данной отрасли, разрабатывает методы и приемы применения и использования этих законов в хозяйственной политике.
При изучении экономики транспорта используют:
- методы диалектики, т. е. исследование взаимодействия экономических явлений, их возникновение, развитие с учетом возможных противоречий и их разрешений;
- методы определения перехода количества в качество и наоборот (объем перевозок, качество перевозок, показатели эксплуатационной деятельности, снижение потерь);
- методы и приемы выбора рациональных решений;
- логические методы сочетания индукции и дедукции;
- макроэкономический и микроэкономический анализ.
- изучение и обобщение тенденций развития транспорта;
- разработка и совершенствование принципов организации управления и планирования;
- исследование факторов, определяющих развитие грузовых и пассажирских перевозок;
- изучение путей повышения эффективности использования технических средств, подвижного состава, планирование эксплуатационной работы железной дороги;
- определение и обоснование основных направлений научно-технического прогресса;
- исследование проблем нового строительства и рационального размещения сети;
- планирование капитальных вложений, капитального строительства, капитального ремонта;
- рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
- финансирование, кредитование, ценообразование и др.
Развитие и совершенствование работы транспорта происходят в тесной связи с развитием общественного производства и производительных сил республики, а также с условиями жизни людей, изменением их благосостояния и культуры.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Республики Беларусь и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ним услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль деятельности железнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.
Белорусская железная дорога является государственным унитарным предприятием, непосредственно подчиненным Правительству Республики Беларусь. В современных условиях для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта необходимо повышать его конкурентоспособность, улучшать транспортное обслуживание, добиваться минимальных затрат на перемещение продукции, повышать качество транспортных услуг. Транспорт имеет важное значение для расширения специализации и кооперирования производства по отраслям и районам страныВ современных условиях для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта необходимо обеспечивать сбалансированность планов производства, поставок продукции и реализации. 10. Охарактеризовать унитарные предприятия и производственные кооперативы, иностранные и совместные предприятия.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия Унитарное предприятие является юридическим лицом и обладает всеми признаками юридического лица:
1.Организационное единство. 2.Имущественная обособленность.
3.Имущественная ответственность. м.
4. Выступление в гражданском обороте и суде от своего имени. 5. Наличие самостоятельного баланса. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.Производственный кооператив является результатом добровольного соглашения его участников. В основании всякого договора вообще и кооперативного в особенности лежит намерение создать добровольную, свободную кооперативную организацию. При этом в договоре определяются предмет и цели деятельности данной организации, порядок формирования имущественной основы ее деятельности, права и обязанности участников и т.д. Производственный кооператив является коммерческой организацией, построенной на корпоративных началах, т.е. является добровольным объединением граждан на основе членства. Более 10 лет в Беларуси создаются совместные и иностранные предприятия, являясь и формой инвестиций, и формой ведения нерезидентами предпринимательской деятельности на территории РБ.Создание совместного или иностранного предприятия – ответственный шаг, требующий значительных материальных средств.Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы открытия и деятельности совместных и иностранных предприятий являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее - ИК) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.Согласно ч. 3 ст. 80 ИК совместное предприятие - юридическое лицо РБ, уставный фонд которого состоит из доли иностранного участника (долей иностранных участников) и доли отечественного участника (долей отечественных участников). Участниками могут быть как физические, так и юридические лица.Согласно ч. 4 ст. 80 ИК иностранное предприятие - юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит только из доли иностранного участника (долей иностранных участников). Белорусских участников в иностранном предприятии нет.Особенностями иностранных и совместных предприятий по сравнению с предприятиями не имеющими такого статуса являются:
1. Размер минимального вклада иностранного участника совместного или иностранного предприятия - 20 000 долларов.
2. Уставный фонд иностранного или совместного предприятия выражается в долларах США.
3. В иностранных или совместных предприятиях уставный фонд, как правило, формируется не на момент регистрации, а после (не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации). Это правило не распространяется на ОАО.
4. Иностранное или совместное предприятие обязаны предоставить в зарегистрировавший их орган аудиторское заключение, подтверждающее факт формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода, установленного для его формирования, а регистрирующий орган выдает иностранному или совместному предприятию свидетельство о формировании уставного фонда.
5. Совместное или иностранное предприятие обязаны ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
6. Для иностранных и совместных предприятий отсутствует необходимость в получении лицензии на деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь, в случае избрания на должность руководителя участника, являющегося иностранным гражданином.
7. Иностранное или совместное предприятие не могут ликвидировать по решению регистрирующего органа. Только в судебном порядке.






