double arrow

Философские методы познания

Метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания и действия.

Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека.

Традиционно выделяются два философских метода:

1. Диалектический метод

2. Метафизический метод

Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития.

При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.

При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета.

Философы-диалектики говорят: <<Истина конкретная. Истина в одних условиях может быть ложной в других условиях.

Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при переходе от старого качества к новому качеству.

В ходе развития науки метафизика используется на этапе накопления научных фактов, а ди

Рефлексивный метод – метод самоанализа. В процессе рефлекторной деятельности мышления анализируется не объективная реальность как таковая, а то, как она отображается, какой вид принимает в собственном внутреннем мире субъекта алектика используется на этапе теоретического обобщенного практического материала.

Диалектический метод – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие.

Герменевтический метод исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем.

№ 48. Концепция истины

Истина - это адекватная информация о объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина – это совпадение наших знаний с самой действительностью. Истины нет среди предметов, поэтому она носит субъективный характер. Истины нет среди теорий, гипотез, законов и наших мыслей, следовательно, истина объективна. Объективность истины – мы сравниваем свои знания с действительностью, а не с мнением других людей.

Абсолютность истины предполагает полное совпадение наших знаний с самой действительностью – фиксация фактов. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д.

Истина как частичка знаний может быть абсолютной истиной. Абсолютная истина – цель познания.

Относительность истины – истина всегда относительна, потому что не бывает полного совпадения наших знаний с самой действительностью, т.к. истина находится в процессе развития.

Конкретность истины – истина всегда конкретна, потому что под совпадением наших знаний с самой действительностью мы может говорить лишь в определенное время, в определенном месте и с определенным условием.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины - ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Но практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков, и практика подтверждала это.

№49 Понятие «наука», критерии и нормы научного познания. Основные отличия медицины от псевдомедицины.

Наука – это социальный институт, сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка т теоретическая систематизация объективных знаний о мире. Задача науки – повышать качество жизни, а не увеличивать количество материальных ценностей для отдельных социальных групп.

Критерии научного познания:

1-основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления;

2-цель и высшая ценность научного познания – объективная истина;

3-ориентация на практику;

4-научное познание – есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов;

5-использование научного оборудования;

6-строгая доказательность научного знания;

Общие научные методы познания:

· Анализ и синтез

· Индукция и дедукция

· Формализация и абстракция

· Моделирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: