Содержание и структура курса «Домашняя экономика»

Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.

Изучение данного курса преследует следующие цели:

· Вооружать учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

· Воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

· Подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина.

Изучение курса решает следующие задачи:

· Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

· Развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

· Раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

· Научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

· Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

· Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя, экономическую культуру, экономическое мышление.

Данный курс может быть включен в программу интегрированного курса в образовательную область «Технология», где он состоит из двух больших частей «Элементы домашней экономики «- изучается в 7 классе (8 часов) и «Основы предпринимательства» - изучается в 8 классе (10часов) и 10 классах (18 часов). Кроме этого, учащиеся выполняют 10 проектов, в которых обязательна экономическая часть.

«Домашняя экономика» может быть отдельным курсом на средней ступени общеобразовательной школы. Например, программа по экономике, разработанная авторским коллективом под руководством Сасовой И.А. рекомендует данный курс в 5 классе. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений.

Структура курса «Домашняя (семейная) экономика» может быть представлена следующими темами:

Тема 1. Элементы домашней экономики. Семья. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство и его составляющие.

Тема 2. Бюджет семьи. Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники доходов бюджета семьи: заработная плата и пенсии, доход на капитал, ценные бумаги, доходы от приусадебного участка, от предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и ее бюджете.

Тема 3. Расходы семьи. Ограниченность ресурсов семьи и рост потребностей. Распределение бюджета. Экономия средств. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т.п. Расчет потребностей в энергоносителях. Затраты на энергоносители. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и ее экономических возможностях. Затраты нВ питание. Составление меню на день, неделю и его экономическое обоснование. Расходы на одежду и отдых. Прожиточный минимум семьи. Расчет потребительской корзины. Черта бедности.

Тема 4. Менеджмент в семейной экономике. Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.

Тема 5. Культура потребителя. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся. Учащиеся должны знать: общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и его источники. Должны уметь: анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ семейной экономической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: