Содержание и структура преподавания “Экономики” в старших классах. Образовательные условия достижения экономического образования в школе

Для среднего (полного) общего образования целью изучения «Экономики» является повышение эффективности жизнедеятельности выпускников школы в динамичных социально-экономических условиях; содействие их профессиональному самоопределению.

Образовательная функция состоит в формировании экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, определения своего места в структуре занятости, получения представлений о предпринимательской деятельности.

Воспитательная функция – формировать свободного человека – хозяина, умеющего прогнозировать и рассчитывать свою деятельность, оценивать ее содержание и результаты с позиций экономической целесообразности и результативности, воспитывать деловитость и предприимчивость.

Развивающая функция – развивать экономическую культуру и современное экономическое мышление.

Профориентирующая функция – обеспечивать уровень экономической подготовки, позволяющей продолжать обучение на экономических факультетах высших учебных заведений, расширять представления о профессиональной финансово-экономической деятельности.

В настоящий момент разработано достаточно большое количество авторских программ, а также проект минимума содержания по экономике для старшеклассников.

Наибольшее количество программ по экономике разработано для 9-10-11 классов, они называются по- разному: -

· Азимов Л.Б.,МГУ «Введение в экономику» (9-10 классы),

· Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 9, 10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс, 1998.

· «Современная экономика» - программа для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и профессионально-технических училищ, авторы – С.А.Равичев, Т.А.Протасевич, Международный центр экономического и бизнес-образования;

· Основы экономических знаний – программа для 10-11 классов с углубленным изучением экономики. Авторы – Л.Л.Любимов и Н.А.Раннева, ГУ-ВШЭ.

· Основы экономической теории – программа для 10-11 классов, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики. Автор – С.И. Иванов, РГПУ им.А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

· Основы бизнеса и предпринимательства – программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор – И.В.Липсиц, ГУ-ВШЭ.

· Прикладная экономика - программа для 10-11 классов школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений. Авторы – коллектив педагогов, психологов и ученых-экономистов под руководством доктора Гарольда Т.Шапиро, президента Принстонского университета, США).

В практике российских школ преобладают два основных подхода к курсу экономики для старшеклассников.

1. Бизнес-ориентированный подход. Предметные курсы, построенные в соответствии с этим подходом, имеют главным образом прикладной характер. Многие школы стали создавать так называемые школьные компании, где учащиеся пробуют себя в бизнесе. Основные категории экономики вводятся в практической ситуации. Упор делается на выработку особого экономического мышления, позволяющему небольшому кругу людей заниматься бизнесом. По данным психологической статистики не более 10% людей обладает предпринимательским талантом. Данный подход мог бы быть реализован на спецкурсе, как раз для детей, интересующихся конкретными вопросами бизнеса. Это наши будущие предприниматели – практики.

2. Академический (теоретизирующий) подход может быть реализован в престижных лицеях и гимназиях, где выпускники старших классов сориентированы на поступление на экономические факультеты в престижные вузы страны. Таких детей в общей массе немного и для них вполне подходит факультативный курс такого направления. Это будущие теоретики.

Выбор той или иной программы определяется целями и задачами образовательного учреждения, условиями, в которых работает образовательное учреждение: наличием учебно-методических пособий, подготовленных преподавателей, количеством времени в учебном плане, выделенным на изучение предмета, педагогическими технологиями и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: