Предложение – представленная на рынке готовность продавца продать определенное количество товара при определенных условиях в определенный момент времени.
Объем предложения – количество товара, которое продавец или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (рис.).
Рис. – Зависимость величины предложения от цены
Изображенная кривая S характеризует уровень цен и объем продаж блага X в определенный момент времени (например, на 1 января 2015 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы. Рассмотрим их подробнее.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих предложения на него различных факторов.
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др.
Величина предложения является функцией всех этих факторов:
Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В),
где Рr – цены ресурсов;
К – характер применяемой технологии;
Т – налоги и субсидии;
N – количество продавцов;
В – прочие факторы.
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2, (рис.).
Рис. – Функция предложения (сдвиг кривой предложения).
Таким образом, движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. а – Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и долгосрочный (в) периоды). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 6). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. в).
Рис. – Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б)
и долгосрочный (в) периоды