Рыночное хозяйство: условия возникновения, структура, объекты

Лекция №3.

Рыночная система.

3.1. Рыночное хозяйство: условия возникновения, структура, объекты.

3.2. Спрос.

3.3. Предложение.

3.4. Равновесие спроса и предложения и их эластичность.

Рыночное хозяйство: условия возникновения, структура, объекты.

В экономической жизни общества исторически первой возникла натуральная форма хозяйства, в которой производство материальных благ и услуг было направлено непосредственно для собственного внутрихозяйственного потребления.

Его характерными признаками являлись:

слабое развитие общественного разделения труда; обособленность, замкнутость, самодостаточность; пребывание продукта в натуральной, естественной форме, когда он, не превращаясь в товар, образует фонд жизненных средств для текущего потребления и запасов; традиционализм, инертность, низкие темпы развития, обусловленные малоподвижными по объему и однообразными по качественному составу потребностями. Исторические модели натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская община (марка), славянская «задруга» и др.

Как противоположность натурального хозяйства зарождается рыночное (товарное) хозяйство – общественная форма организации производства, когда продукты производятся не для внутрихозяйственного, собственного, потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. Первое необходимое условие возникновения и развития товарного производства связано с общественным разделением труда, на базе которого происходит специализация производителей и возникает необходимость товарного, а затем и товарно-денежного обмена. Вторым необходимым и достаточным условием возникновения и функционирования товарного (рыночного) хозяйства является экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства: домашние хозяйства; предприятия (фирмы); финансовые институты (банки и т.п.); государство (правительство).

Домохозяйства – экономические единицы в составе одного или нескольких лиц, которые: а) самостоятельно принимают решения; б) являются собственниками и поставщиками какого-либо экономического ресурса в рыночной экономике, при этом ценой труда является заработная плата, ценой земли – рента как доход на землю, ценой капитала – доход в форме ежегодного процента и ценой предпринимательской способности – вознаграждение в форме нормальной прибыли; в) стремятся к максимизации дохода на свой ресурс и максимальному удовлетворению потребностей в пределах имеющихся доходов. Домохозяйства обеспечивают производство и воспроизводство «человеческого капитала» в экономике. Главный мотив их деятельности – не наращивание прибыли, а максимальное удовлетворение личных потребностей.

Фирмы(предприятия) - субъекты рыночной экономики, соединяющие различные факторы производства (труд, землю, капитал и предпринимательские способности) для производства и продажи продукта или услуги с целью получения максимальной прибыли. Фирмы осуществляют вложения собственного или заемного капитала, берут на себя риск и ответственность.

Финансовые институты обслуживают денежное обращение, регулируют движение денежных ресурсов, необходимых для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) обеспечивает правовую и социальную сферу для эффективного функционирования рыночной экономики, осуществляет регулирование различных сфер экономической жизни.

Рыночная экономика с точки зрения ее структуры и объектов купли-продажи представляет собой взаимодействие трех рынков:

• рынка потребительских благ (товаров и услуг);

• рынка ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации);

• финансового рынка (денежный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок).

Рынок – неотъемлемый элемент товарного хозяйства. Абстрактное понятие «рынок» является многоуровневым, охватывающим практически всю структуру товарной, рыночной экономики. В экономической теории рынок определяется различным образом в зависимости от избранных критериев, уровней анализа, субъектов и объектов рыночных отношений.

С развитием общественного производства и обращения понятие рынка изменялось и становилось все более емким и многообразным. Первоначально понятие рынка связывалось с пространством. Рынок – это место торговли, локальное, территориально ограниченное пространство, где осуществляется торговля, взаимодействуют продавцы и покупатели. С развитием товарно- денежного обмена, усложнением связей характеристика рынка только как места торговли уже перестала отражать реальность. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства общественного продукта, типа хозяйственных связей производителей и потребителей, продавцов и покупателей, структуры, пронизывающей всю систему рыночного (товарного) хозяйства. Элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, конкуренция, цена. Одним из главных факторов функционирования рынка является обмен информацией о ценах, количестве и качестве товаров и услуг и т.д.

Рынки являются собирателями информации, отражающей выбор потребителей, производителей и собственников ресурсов. Рынок пронизывают прямые и обратные информационные связи и влияния. Вся информация дается одной суммирующей статистикой – рыночной ценой товаров и услуг, а также ресурсов. Рыночные цены есть средства координации выбора покупателей и продавцов. Они устанавливают сигнализирующую систему прибылей – убытков, поощрения – наказания. При этом различные рынки имеют различные объемы информации и скорость ее передачи в рыночной экономике.

Рынки уменьшают издержки обмена, или трансакционные издержки, т.е. затраты на сбор информации о качестве, ценах на товары и услуги, их доступности, степени безопасности и надежности – все издержки по совершению сделок.

Спрос.

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени.

Объем спроса – количество товара, которое согласен купить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений и др.

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.

Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. - три единицы, при цене в 20 долл. - четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси.

Рис. – Зависимость величины спроса от цены

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В)

где, QD – спрос;

Р – цена;

I – доход;

Z – вкусы;

W – ожидания;

Psub – цена на товары-субституты;

Pcom – цена на комплементарные товары;

N – количество покупателей;

В – прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. – Сдвиг кривой спроса).

Рис. – Сдвиг кривой спроса

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: