Модель «путь-цель»

Данная модель разработана Р. Хаусом и представляет собой вариацию ситуативного подхода, основные элементы которой заимствованы из модели мотивационного ожидания В. Врума. Работа руководителя, по мнению автора данной модели, состоит в том, чтобы поддерживать собственных подчиненных в достижении их целевых установок, а также гарантировать соответствие личных целей и целей организации. Термин путь-цель основан на убеждении в том, что эффективные руководители определяют путь, которым должны следовать подчиненные, для того чтобы наиболее результативно выполнять работу и достигать поставленных перед собой целей, облегчая им прохождение данного пути.

Поведение лидера при этом воспринимается подчиненными в той мере, в которой они рассматривают его как источник непосредственного или будущего удовлетворения. Поведение руководителя будет мотивирующим в той мере, в которой оно, во-первых, обеспечивает удовлетворение потребностей подчиненных в зависимости от уровня эффективности их работы и, во-вторых, обеспечивает обучение, руководство, поддержку и вознаграждение, необходимые для эффективной рабочей деятельности. Для проверки собственной гипотезы Хаус выделил пять стилей руководства:

· директивное руководство. Лидер подробно объясняет подчиненным, чего ожидает от них организация; подробно планирует весь ход рабочего процесса и дает конкретные указания относительно того, как следует выполнять те или иные задачи.

· поддерживающее руководство. Формализованное лидерство характеризуется заботой о потребностях подчиненных.

· поощряющее участие (партисипативное руководство). Лидер советуется с подчиненными и учитывает их мнения в процессе принятия решений.

· Руководство, ориентированное на достижение. Руководитель устанавливает сложные, напряженные цели и требует от подчиненных максимальной отдачи в их достижении.

В отличие от Фидлера, Хаус основывается на гибком руководстве, поэтому один и тот же лидер в зависимости от ситуации может воспользоваться разными стилями.

Теория «путь-цель» предполагает наличие двух классов ситуативных факторов:

· Переменные, связанные с внешней средой, выходящие за пределы контроля подчиненных (такие, например, как степень структуризации задачи, природа формальной системы полномочий, характеристики коллектива);

· Переменные, которые являются частью личностных характеристик подчиненного (степень самоконтроля, опыт, и ощущаемые работником способности).

Согласно данной теории, если руководство учитывает лишь одну группу факторов, то оно не может считаться результативным.

Исследование Фидлера позволило ему сделать ряд важных гипотез.

1. Директивные стиль руководства результативнее, если задачи определены нечетко и произвольно, а не когда жестко структурированы и распланированы.

2. Стиль руководства, основанный на поддержке, обеспечивает высокую производительность работников и высокий уровень их удовлетворенности своей работой, если они выполняют строго структурированные задачи.

3. Директивный стиль руководства часто негативно воспринимается подчиненными, уверенными в своих незаурядных способностях либо обладающими большим опытом.

4. Чем четче определены бюрократические формальные должностные взаимоотношения в организации, тем больше должны руководители придерживаться стиля руководства, ориентированного на поддержку, а не основывать свою деятельность на директивном стиле управления.

5. Директивный стиль руководства дает наиболее высокие результаты и способствует повышению удовлетворенности сотрудников работой в тех случаях, если внутри рабочей группы есть серьезные противоречия.

6. При работе с подчиненными с высокой степенью самоконтроля более всего подходит стиль руководства, поощряющий их участие в принятии решений.

7. При работе с подчиненными с низкой степенью самоконтроля лучше подходит директивный стиль руководства.

8. Стиль руководства, ориентированный на достижения, повышает ожидания подчиненных относительно того, что, если выполняемые ими задачи будут неструктурированными, затраченные ими усилия приведут к повышению производительности труда.

Таким образом, на производительность и степень удовлетворенности людей работой положительно влияет способность руководителя компенсировать недостатки как самих подчиненных, так и рабочей обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: