Философия Сократа

Сократ - великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, ки не вынуждал других Принимать свою точку зрения, а особым способом, задавайте вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа - это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.. Сократ же в самой гуще народа вел беседы. Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до поры до времени терпевшего, но в 399 г. до н.э. " демократические " власти судили философа и вынесла первый в Афинах смертный приговор за отвлеченны Идейные разногласия.Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Сократ письменных источников после себя НЕ оставил. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.. И сократовские беседы - поучительный и Авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще ЭТИХ вечно актуальных вопросов. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, Произошел не сразу. Учеником софистов был Сократ (469-399 гг до н.э.). Он сконцентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считал эти проблемы важнейшими для философии.
Для Сократа жизни и человеческие поступки, теория и практика составляли единство: знание (слово) определяет ценность дела, а дело - ценность знания. Установка Сократа на самопознание - ведущая идея его философии. " Познай самого себя " - основной принцип человеческой деятельности. Самопознание, по мнению Сократа, - это познание человеком своего внутреннего мира. Процесс познания осуществляется путем диалектики. Под диалектикой Сократ понимал искусство нахождения истины путем беседы, дискуссии. Вопросами, ответами он демонстрировал собеседнику противоречия в его суждениях, чем побуджував его к мышлению, поиска, помогал ее рождению. Этот метод носит название " майевтикой " - наведение собеседника на правильный ответ, содействие рождению истины в его уме.
Философ стремился все единичное поднять до всеобщего с помощью разума и тем самым перейти от изменения пестрых жизненных переживаний в обобщенную проблематики. Человеческий гений в лице Сократа впервые начинает понимать самостоятельность идеального, отличать идеальное от материального. Впервые философское сознание отличила содержание, сущность вещи от самой вещи.
Сократ пытался найти общую идею, эйдос добродетели. Сократ считал, что душа бессмертна, а Бога понимал как безличный вселенский разум, сверхчеловеческую мудрость, источник существующего строя, т.е. как идеальную основу бытия.
Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек НЕ есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать " я знаю только то, что ничего не знаю". Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа - человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.Сам Сократ Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умение находить в себя Глубинное духовное начало.
8. Философия Платона
Учение Сократа стало одним из источников философии его ученика Платона (428-347 гг до н.э.), который сознательно сформировал свою философскую систему объективного идеализма. Это была первая теоретическая обобщенная система в истории философии. Вновь встал вопрос - что такое первооснова? Первооснову бытия Платон видел в идее, "Эйдос ". Идеи - это сущности вещей. Реально существует не чувственное явление предмета, а его бестелесная сущность, не воспринимается органами чувств, которая доступна только для ума. Эти сущности существуют независимо от субъекта.
Мир идей - бестелесный, невидимый, бесцветный, бесформенный, но имеет свою четкую структуру. На вершине пирамиды - Благо, потом идеи высшей ценности категорий бытия (истина, прекрасное, справедливое и т.д.), далее - идеи физических явлений и процессов (движение, покой, цвет и т.п.), и, наконец идеи отдельных разрядов существ (животных, человека) ​​, идеи предметов, созданных людьми, идеи отношений. В учении Платона идеи изображаются как:
1) причина или источник бытия, его свойств и отношений;
2) парадигма (образец), глядя на которую творец создает мир;
3) цель, к которой, как к верховному благу стремится все.
Мир вещей - бледная копия мира идей. Это мир, где существует первоматерии - хаотичная, переменная, смертная. Между миром идей и миром первоматерии - мир природы, совокупность материальных вещей. Чувственный мир - это порождение мира идей и материи. Чувственная вещь является неполной сходством своей идеи. В то же время она имеет отношение к материи, ее безграничной делимости, и тем причастна к небытию. Платон считает, что мир идей - это мир истинного бытия. Почему же люди относят понятие бытия к вещам? Почему их считают первичными? Платон отвечает на эти вопросы своей знаменитой притчей о пещере. Люди живут, как в пещере, в чувственном мире вещей, не способны воспринимать своими органами чувств ничего, кроме них, и поэтому даже не догадываются о существовании подлинного бытия, которым является мир идей, а его бледными тенями является чувственные вещи. Только разум помогает им созерцать мир идей.
По Платону природа человека - двойная. Человек имеет бессмертную душу и смертное тело. Тело является тюрьмой души, и прилеплена к нему. Душа имеет три уровня: умный, глупый (чувственный), волевой. Разумный уровень - это уровень мышления. Чувственный уровень - порождает человеческие страсти. Человек влюбляется, испытывает голод и жажду. Волевое начало побуждает человека к деятельности. Душа человека происходит от сверхъестественного мира идей.
Благодаря души человек способен воспринимать не только видимость вещей, материальную оболочку, но и их сущность - эйдосы. Душа в сверхъестественном празднике идей воспринимала их непосредственно и, находясь в тюрьме тела, она сохраняет это знание, но в очень омраченном виде. Человек, воспринимая предметы чувственного мира, вроде постепенно вспоминает свое знание об идеях. То есть, по Платону, процесс познания является припоминанием того, что уже заложено в душе. Эйдосы познаются интуицией, которая не зависит от чувственного восприятия внешнего мира. Поводырем души в процессе познания есть философия. Она освобождает душу от оков, которые накладывает на нее тело, приучает воспринимать мир глазами разума и понимать сущность вещей. Процесс познания у Платона неразрывно связан с процессом самовоспитания и самосовершенствования. Это не познание для познания, а познание для нравственного самосовершенствования.
Сущность человека, по Платону, должна определять и сущность идеального государства. Государство е орудием усовершенствования человеческой души. Управлять идеальным государством должны философы, потому что они достигли высокого уровня мудрости и могут заключить справедливые законы. Воины олицетворяют волевой уровень души. Они защищают законы и воплощают их в жизнь. " Третье сословие " (крестьяне, ремесленники, купцы) руководствуется в своей деятельности страстями и поэтому должны подвергаться философам и воинам. Но вместе с тем только " третье сословие " в идеальном государстве имеет частную собственность. Философы и воины существуют за счет государственного обеспечения и не имеют никаких прав на имущество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: