Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.
Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна “вырваться” из абсолютности, т. е. “сама выйти из себя и ступить в другие сферы” [2. C.118]. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи, ее инобытием или ее иным воплощением.
Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смыслового значения при решении, в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм размышления над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по универсальным законам.
По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” [3. C.520].
Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. Найденные Гегелем зависимости, будучи сторонами процесса развития, характеризуют его с разных сторон.
Категории диалектики, выражающие эти зависимости, образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывая его с их помощью, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т. е. сфера логики.
Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он разработал учение о гражданском обществе, о правах человека, о частной собственности. В своих трудах “Феноменология духа” (1807), “Основы философии права” (1821) он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег.
26. Философия Марксизма
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX в.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
-предшествующая материалистическая философия;
-бурный рост открытий в науке и технике;
-крушение идеалов Великой французской революции;
-нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
-кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Основные этапы становления и развития марксистской философии
1.Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.
2.Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.
3.Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.
4. Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.
5.Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.
6.Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.
7.Западный марксизм в XX веке.
8. Современное состояние марксистской мысли.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
-бытие определяет сознание;
-сознание - материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии;
-Бога нет, он - идеальный образ, плод человеческой фантазии;
-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
-важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
-развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы проти-воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.
Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от этого характера зависят взгляды людей, как личные, так и все формы общественного сознания (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).
Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм).
После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:
- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);
- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);
- развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);
- придание строгой научной формы (Альтюссер, Коэн).
Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека.
27. Особенности и основные этапы развития украинской философской мысли.
Украинская философия - совокупность взглядов общекультурного i философского характера, отражающие особенности интеллектуальных достижений украинского народа от времен Киевской Руси до современности. Украинская философия часто представлена художественными произведениями, поучениями, летопись или другими способами, которые явно не воспроизводят философскую позицию автора.
Периоды украинской философии:
• IХ -ХII вв. Философская мысль Киевской Руси (доклассический период)
• XVI -XVIII вв. Казачество. Украинское барокко (классический период)
• ХIХ -ХХ вв. Новейшая украинская философия
Источники формирования:
- Переводные произведения античных мыслителей (Платон, Аристотель, неоплатоники);
- Восточная христианская традиция, сочинения средневековых отцов церкви;
- Уникальные мифологические явления о мире и человеке, наличие развитого язычества;
- Специфическое географическое расположение - на границе между восточной и западной культурами. Особенности:
- Антропологiчнiсть, направленность на человека;
- Внимание к вопросу об особенностях украинской нации, ее место i роль в мировой сообществе;
- Внимание к вопросам языка, словесности, понимание языка как общественного фактора;
- Религиозная окраска: принадлежность подавляющего большинства философских учений в религиозной философии (Г. Сковорода, Кирилло- Мефодiивське общество, Киевская философско - религиозная школа, П. Юркевич);
эстетический способ философствования: проявление философских идей в формах, которые касаются не только ума, но и «сердца», духовных чувств, сочетание философских идей с символично - образными формами (Н. Гоголь, I. Франко, М. Волновой и др.)