Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна “вырваться” из абсолютности, т. е. “сама выйти из себя и ступить в другие сферы” [2. C.118]. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи, ее инобытием или ее иным воплощением.

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смыслового значения при решении, в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм размышления над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по универсальным законам.

По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” [3. C.520].

Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. Найденные Гегелем зависимости, будучи сторонами процесса развития, характеризуют его с разных сторон.

Категории диалектики, выражающие эти зависимости, образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывая его с их помощью, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т. е. сфера логики.

Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он разработал учение о гражданском обществе, о правах человека, о частной собственности. В своих трудах “Феноменология духа” (1807), “Основы философии права” (1821) он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег.

26. Философия Марксизма

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX в.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

-предшествующая материалистическая философия;

-бурный рост открытий в науке и технике;

-крушение идеалов Великой французской революции;

-нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

-кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Основные этапы становления и развития марксистской философии

1.Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

2.Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

3.Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

4. Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

5.Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

6.Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

7.Западный марксизм в XX веке.

8. Современное состояние марксистской мысли.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

-бытие определяет сознание;

-сознание - материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии;

-Бога нет, он - идеальный образ, плод человеческой фантазии;

-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

-важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

-развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы проти-воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.

Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от этого характера зависят взгляды людей, как личные, так и все формы общественного сознания (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).

Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм).

После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:

- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);

- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);

- развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);

- придание строгой научной формы (Альтюссер, Коэн).

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека.

27. Особенности и основные этапы развития украинской философской мысли.
Украинская философия - совокупность взглядов общекультурного i философского характера, отражающие особенности интеллектуальных достижений украинского народа от времен Киевской Руси до современности. Украинская философия часто представлена ​​художественными произведениями, поучениями, летопись или другими способами, которые явно не воспроизводят философскую позицию автора.
Периоды украинской философии:
• IХ -ХII вв. Философская мысль Киевской Руси (доклассический период)

• XVI -XVIII вв. Казачество. Украинское барокко (классический период)
• ХIХ -ХХ вв. Новейшая украинская философия
Источники формирования:
- Переводные произведения античных мыслителей (Платон, Аристотель, неоплатоники);
- Восточная христианская традиция, сочинения средневековых отцов церкви;
- Уникальные мифологические явления о мире и человеке, наличие развитого язычества;

- Специфическое географическое расположение - на границе между восточной и западной культурами. Особенности:

- Антропологiчнiсть, направленность на человека;
- Внимание к вопросу об особенностях украинской нации, ее место i роль в мировой сообществе;
- Внимание к вопросам языка, словесности, понимание языка как общественного фактора;

- Религиозная окраска: принадлежность подавляющего большинства философских учений в религиозной философии (Г. Сковорода, Кирилло- Мефодiивське общество, Киевская философско - религиозная школа, П. Юркевич);

эстетический способ философствования: проявление философских идей в формах, которые касаются не только ума, но и «сердца», духовных чувств, сочетание философских идей с символично - образными формами (Н. Гоголь, I. Франко, М. Волновой и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: