Истины Закона Потребностей

Истина 1. Создание потребности – обязанность учителя.

"Мудрый учитель не тот, кто просто передает знания ученикам, – сказал один великий учитель, – а тот, кто пробуждает в них интерес и желание искать знания самостоятельно. Он зажигает костер, а не только подбрасывает поленья".

Преподаватель несет ответственность за то, чтобы пробудить интерес учеников, прежде чем приступать к подаче материала, – этот секрет известен всем выдающимся учителям. Они целенаправленно ищут способы поощрить учеников к учебе. Они вдохновляют и даже "соблазняют" своих учеников. Они привлекают внимание учеников к чему-то, что тем хотелось бы иметь, – точно так же, как сделал это Христос в беседе с женщиной у колодца. Они проходят со своими учениками через все этапы урока, пока те не будут увлечены окончательно и бесповоротно – ведь в конечном счете они обретут то, о чем мечтали!

К сожалению, большинству учеников такая методика обучения незнакома. Их учителя заходят в класс и немедленно начинают лекцию, не учитывая при этом установки и потребности учащихся.

Когда же ученики устают слушать и отвлекаются, то вынуждены выслушивать замечания учителя по поводу своей невнимательности! В итоге их скука перерастает в неадекватное поведение, а учителя начинают злиться, пытаясь запугать учеников своими полномочиями.

В конце концов, разве ученики не обязаны слушать? Обязаны – в такой же степени, как и рыба должна наживить свой собственный крючок. (Представьте, как рыбак кричит на рыбу, которая не хочет ловиться на пустой крючок!)

Примете ли вы ответственность за то, чтобы "наживлять крючок" каждый раз, когда преподаете? Рыба еще никогда не ловилась на свою собственную наживку – и не будет ловиться. Если ваши ученики недостаточно внимательны на уроках, тем самым они пытаются сказать вам, что пора поменять наживку.

Никогда не раздражайтесь, если видите, что на вас не обращают внимания. Никогда не выплескивайте на учеников гнев за то, что они не "повелись" на ваш предмет. Лучше приложите все усилия к тому, чтобы снова завладеть их вниманием. Отвлекитесь от своего плана и обратите взгляд на учеников. Им нужен новый курс, новый подход, новый набор стимулов. Пустой крючок порождает скуку; наживленный крючок – интерес.

Господь создал человека с определенными потребностями, направляющими его внимание и побуждающими учиться. Возможно, нам стоит считаться с этим фактом, а не со своей гордыней. И если Сам Иисус заботился о том, чтобы Его уроки отвечали потребностям людей, то, наверное, нам лучше отказаться от самодеятельности и последовать Его примеру. Поступая так, мы сможем ощутить не только Божьи благословения, но и восторг учеников.

Итак, не уподобляйтесь моей маленькой дочери: насадите на крючок жирного червя.

Истина 2. Помощь ученикам в их нуждах – первостепенная задача учителя.

Первая истина гласит, что прежде чем начинать урок, необходимо помочь ученикам осознать потребность в нем; вторая же истина касается тех нужд, которые уже осознаны учениками. Здесь мы можем вновь обратиться к примеру Учителя: Он побуждал женщину у колодца познавать все новые и новые истины – до тех пор, пока не подвел ее к решению ее подлинной проблемы.

Из всех истин учителям труднее всего донести именно эту. Это она чаще всего встречает сопротивление со стороны людей, стоящих на кафедре. Однако мне довелось наблюдать невероятные перемены в жизни многих учителей и проповедников, открывших для себя эту истину.

Недавно на конференции у меня произошел примерно такой разговор с одним пастором:

– Что-то наша церковь "сдает позиции". Численность наших прихожан перестала расти еще год назад, а за последние шесть месяцев даже снизилась. Как вы думаете, в чем проблема?

– Может быть, все дело в пасторе церкви?

– Как? Вы думаете, это моя вина? Да вы же меня впервые видите!

– Да, но разве не вы – пастырь стада? Вы сказали, что ваши "овцы" не вполне здоровы: уходят с пастбища и не размножаются. Когда такое случается, спрашивают с пастуха, потому что именно он отвечает за стадо. А в чем, по-вашему, корень проблемы?

– Не знаю. Люди больше не желают слушать основательное библейское учение. Это все телевидение! Люди привыкли, чтобы их развлекали, а я не собираюсь унижаться до роли клоуна!

– О чем вы сейчас проповедуете?

– Я строю свои проповеди на Послании к галатам – и получаю от этого огромное удовольствие! Я продвигаюсь по порядку – стих за стихом, слово за словом. Я обращаюсь к греческому оригиналу. Одним словом, я глубоко копаю. Я исследую все до мельчайших подробностей.

– Серьезно? А сколько времени вы уже изучаете Послание к галатам?

– Два с половиной года, и я только перешел ко второй главе.

– И вы получаете от этого море удовольствия?

– Да, я в восторге, но прихожан становится все меньше и меньше.

– Интересно, почему это? Позвольте задать вам еще один вопрос: в чем суть Послания к галатам?

– В том, что человек не может заслужить спасение добрыми делами.

– Пастор, – продолжал я, – есть ли среди ваших прихожан такие, кто думает, что спасение можно заслужить добрыми делами?

– Нет. Во всяком случае, я таких не знаю.

– Так почему же вы тратите два года, чтобы рассказать им то, что им и без вас известно? Почему вы проповедуете по Посланию к галатам?

– Да ведь я всю жизнь мечтал проповедовать по Посланию к галатам! Понимаете ли вы, в чем заключается ошибка в мышлении этого человека? К сожалению, он считает, что тематика проповеди определяется тем, что он "мечтает проповедовать по Посланию к галатам". Он учитывает лишь собственную точку зрения, а не точку зрения своих слушателей. Его внимание сосредоточено на собственных желаниях, а не на потребностях прихожан. Он надеется поймать рыбу на пустой крючок.

Я встречал подобных людей множество раз по всей стране. Учителя и проповедники думают, что их первостепенной задачей является истолкование истины. Единственная погрешность таких взглядов состоит в том, что у истины нет никаких потребностей. Библия не нуждается в том, чтобы ее проповедовали или преподавали.

Потребности есть только у людей. Призвание пастуха – отвечать на нужды овец; призвание пастора или учителя – помочь ученикам разобраться в их нуждах.

Если бы мы спросили прихожан того пастора, о котором шла речь выше, почему они уходят из церкви, мы обнаружили бы, что у них на то есть серь-езные причины. Дело в том, что они давно уже оставили надежду, что их ''пастух" когда-нибудь станет проповедовать на актуальные для них темы. И пока самодовольный пастор винит их за неадекватную реакцию на свои бесполезные проповеди, "овцы" уходят искать другого "пастуха", который буцет говорить о том, что им нужно.

Почему же мы сами роем себе могилу? Как можем мы, учителя, забывать о своем основном предназначении?

Давайте обсудим этот вопрос. Предположим, как-то вечером одна ваша слушательница звонит вам и дрожащим голосом взывает о помощи, говоря, что ее брак разваливается. Она спрашивает у вас разрешения зайти к вам вместе со своим мужем.

Вы соглашаетесь, и они приходят. Всю неделю вы корпели над глубиной библейского образа скинии, поэтому вы вооружены. Как только они появляются на пороге, вы открываете Книгу Исход и начинаете подробно описывать части, из которых состояла скиния: жертвенник, умывальник и Святое святых. Вам не терпится поделиться с ними всем, что вы для себя открыли.

Время от времени вы посматриваете на них и замечаете, что они в полном недоумении. "Странно, – думаете вы, – ведь это такая важная и интересная тема". В конце концов вы ведь объясняете Слово Божье – а Слово Божье обладает огромной силой и не возвращается тщетным. Итак, вы продолжаете рассказывать, набрасывая эскизы каждого предмета в блокнотике.

Но на самом интересном месте – когда вы толкуете значение цветов в покрывалах для скинии – муж вскакивает и гневно восклицает: "Что за бред? И вы полагаете, это спасет наш брак?"

Он хлопает дверью, а жена смотрит на вас с чувством полного разочарования и, всхлипывая, бросается вслед за мужем.

Вы не верите своим глазам. Они ушли. А ведь вы прочитали им такую замечательную библейскую проповедь! Как они могли уйти, в то время как вы делились с ними потрясающими откровениями о скинии?

Вы в негодовании. Глупцы. Людей уже не интересует, что говорит Слово. Они не желают есть твердую пищу – подавай им молоко!

Больше вы эту пару не видите. Ваш секретарь сообщает вам, что муж подал на развод, а жена стала ходить в другую церковь в другом конце города. Но вы-то знаете, что пастор той церкви никогда не сможет проповедовать Слово Божье с такой глубиной, как вы.

Нелепая история, не правда ли? Не просто нелепая – душераздирающая. Почему? Потому что такое происходит каждый день в тысячах школ, университетов и церквей.

Учащиеся приходят на урок, погруженные в насущные проблемы: у кого-то рушится брак, кто-то не может найти общий язык с детьми, кто-то находится на грани банкротства. А тут их поджидаем мы – знающие и подготовленные учителя. Мы готовы им помочь: "Откройте, пожалуйста, ваши Библии на книге Исход. Мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми важными мыслями о скинии..."

Знакомая ситуация, не правда ли? Поверьте мне как человеку, выступающему перед учителями и проповедниками по всему миру, – такой подход к преподаванию вошел в норму! Так искажено наше понимание того, что значит учить и проповедовать. Мы перестали видеть связь между информацией и нуждами ее получателей. Мы думаем, что наше призвание в том, чтобы сообщить людям, что говорит Библия по тому или иному поводу.

Однако выполнить свое призвание мы можем лишь тогда, когда даем библейский ответ на нужды слушателей. Как вы думаете, выполнил ли свое призвание пастор, который хотел оказать помощь разваливающейся семье, рассказывая им о скинии? Разумеется, нет!

Почему же это так очевидно на примере душепопечительской беседы, но абсолютно не заметно на уроке? Заметно, друзья, – только не нам, а нашим слушателям! Это распространенное заблуждение пустило глубокие корни в умах преподавателей. Из личного опыта могу сказать, что оно грозит взрывом негативных эмоций.

Учителя считают, что их уроки вовсе не обязательно должны отвечать нуждам учащихся. Проповедники считают, что их проповеди не обязательно должны отвечать нуждам слушателей.

Почему-то выступающие никогда не забывают, что обязаны изложить материал. Но зачем? Для кого? Если своим выступлением мы действительно хотим помочь слушателям, не следует ли постараться удовлетворить их потребности – чтобы они могли жить в повиновении Господу?

Так как Библия богодухновенна, мы полагаем, что все ее части в равной степени важны. Ни в коем случае!. Почему-то мы думаем, что если некоторые фрагменты Писания не рекомендуется брать за основу проповеди или урока, значит, ставится под сомнение богодухновенность, авторитет или непогрешимость Библии. Однако это не так.

Если вы не согласны, я призываю вас задуматься о том, насколько вы откровенны. Давайте не будем себе противоречить и проверим, не руководствуемся ли мы предубеждением. Со следующей недели начните новый цикл уроков по Первой книге Паралипоменон (7:14-19), разбирая, слово за словом, по два-три стиха за урок:

"Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеян-ка; она же родила Махира – отца Галаадова. Махир взял в жену сестру Хулима и Шупима, – имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери. Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем. Сын Улама: Бедан. Вот сыновья Галаада – сына Махира, сына Манассиина. Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу. Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аннам" (1 Пар. 7:14-19).

Это всего лишь шесть стихов одной главы, а первые девять глав Первой книги Паралипоменон содержат более четырехсот подобных стихов!

А теперь вернемся к нашему другу-пастору, который два года проповедовал по первой главе Послания к галатам. Получается, что он затрачивает на один стих примерно четыре недели. Поскольку вся Библия богодухновенна, нам следует уделять равное количество времени каждому стиху. Следовательно, шесть стихов из Первой книги Паралипоменон займут двадцать четыре недели – шесть месяцев. С таким успехом, после 800 недель (15 лет) преподавания, вы все еще будете на девятой главе Первой книги Паралипоменон!

Хочется верить, что вы улыбаетесь, видя эти подсчеты, ведь картина получилась совершенно нелепая. Если бы кто-то потратил пятнадцать лет на проповеди о родословиях, думаю, что даже Дух Святой этого бы не выдержал.

Почему нам так легко понять этот пример, но так трудно принять истину, лежащую в его основе? Почему нам и в голову не придет потратить 15 лет на изучение этих стихов? Да потому что они не имеют никакого отношения к реальным нуждам людей в их повседневной жизни. Потому что они не созидают Церковь. Потому что люди попросту перестали бы приходить к нам на уроки!

В этом вся суть.

Так как все мы охотно признаем, что относимся к подбору фрагментов осмотрительно, – ведь мы не собираемся проводить цикл проповедей по начальным главам Паралипоменон! – хочу пожелать вам быть еще более осмотрительными. Поступайте согласно принципу, в котором вы давно уже внутренне убеждены: не все места Писания одинаково нужны всем людям.

Будете ли вы изучать Послание к римлянам, главы 9–11, с пятилетними детьми? А Книгу пророка Иезекииля, главы 40–48, – с новообращенными? Конечно же, нет. Эти места из Библии совершенно не подходят для данных аудиторий.

Видите, как мы осмотрительны? Цель этого раздела – не убедить вас быть осмотрительными, а помочь вам стать еще осмотрительнее. Если осмотрительность – признак мудрости, то разве вам не хочется стать еще мудрее? Разве правильный выбор фрагмента Писания не пойдет на пользу вашей преподавательской деятельности?

Последуйте моему примеру и уделите минутку тому, чтобы спросить обычного прихожанина или студента: "Как вы считаете, соответствует ли большая часть уроков и проповедей вашим потребностям?" Менее двадцати процентов тех, кого спрашивал я, ответили "да". Остальные восемьдесят процентов чувствуют себя примерно так же, как если бы им читали лекции по седьмой главе Книги Паралипоменон.

А мы, учителя, обвиняем наших учеников в том, что они невнимательны на уроках. Мы, проповедники, обижаемся на прихожан за то, что они больше не желают слушать "основательное библейское учение". В действительности же они буквально жаждут основательного учения. Люди умоляют о том, чтобы им проповедовали основательно – с пользой для них. Ведь именно такие проповеди – ответ на их нужды.

Хотите – верьте, хотите – нет, но Библия не нуждается в том, чтобы ее преподавали. Это люди нуждаются в том, чтобы узнать библейские истины, и именно их насущные потребности должны определять направленность того, чему мы учим и о чем проповедуем.

Как вы уже поняли, я нахожу этот вопрос очень серьезным. Я пристально наблюдаю за тем, что происходит в стране, и знаю о широко распространенном среди учащихся чувстве разочарования.

Учителя учат тому, что не имеет никакого отношения к реальной жизни, – и не понимают, что ученикам это не нужно. Пасторы проповедуют о том, что не имеет никакого отношения к их общинам, и никак не могут понять, что низкая посещаемость – признак беспомощности их проповедей. Овцы отправились на пастбища, богатые травой. Они проголодались и разбрелись в поисках пропитания.

Мы должны открыть глаза, открыть сердца, открыть уши и внимать заповеди Христа для всех учителей и проповедников: "Паси овец Моих". Если вы послушны этой заповеди, овцы останутся при вас, будут расти и умножаться. Количество вашихучеников возрастет. Люди станут говорить друг другу: "Если вы проголодались, у нас тут неподалеку есть славное пастбище!"

Первостепенная задача учителя – помочь ученикам в их нуждах. Если бы мы осознали всю важность одного этого принципа и применили его на практике, наши уроки изменились бы навсегда. Они стали бы полезными. Ведь, по мнению слушателей, наши уроки в большинстве своем бесполезны; они не соответствуют реальной обстановке, неуместны и неприменимы к жизни.

Многие учителя думают примерно так: "Мое дело – научить Слову, а Господь позаботится о том, чтобы оно сыграло свою роль в жизни человека. Не стоит утруждать себя подбором подходящей темы: Господь все усмотрит. Нужно лишь взять любой отрывок и построить на его основе проповедь. Нужно лишь выбрать любую истину и обучить ей. Все остальное Бог как-нибудь устроит".

С чего же следует начинать преподавание? Большинство учителей ответят, что сама Библия – отличное начало. Просто проповедуйте Слово, и это уже будет полезно. Излагайте материал, и он как-нибудь да поможет учащимся. Это модель "от содержания к потребности".

Однако все должно быть наоборот! Просто толковать место Писания и надеяться на то, что оно даст ответ на нужды слушателей, – это все равно что выйти за кафедру, открыть Библию на первой попавшейся странице, ткнуть в нее пальцем и приступить к проповеди, веря в то, что через вас будет говорить Господь. Многие ли назовут себя приверженцами такого подхода?

Справедлив ли этот традиционный подход к выбору темы урока? Разве Иисус Христос начинал с изложения материала, а лишь затем смотрел, есть ли у него слушатели? Или же Он вначале обращал внимание на нужды Своих учеников, а только потом сообщал им истину, способную удовлетворить эти конкретные нужды? Практически во всех случаях Иисус учил в ответ на осознанные или неосознанные потребности Своей аудитории. Отправной точкой для Христа были нужды людей.

Неужели апостол Павел написал свои Послания лишь для того, чтобы поделиться с нами любопытными мыслями? Может быть, ему вдруг захотелось научить нас кое-каким доктринам, и поэтому он написал о них книгу? Едва ли. Павел писал свои письма как ответы на нужды церквей или отдельных людей. В ответ на потребность приходило письмо; сначала возникала проблема, потом следовало ее решение.

Из потребностей учеников исходили не только Иисус и Павел, но и другие апостолы. Вспомните Петра, Иакова, Иоанна, Луку. Они понимали, что их служение состоит в том, чтобы помогать христианам в их нуждах.

Апостолы видели потребности людей, и этим определялся план их действий. Они не писали план заранее в надежде, что с ним каким-то образом совпадут потребности людей. Апостолы знали, что самым важным этапом подготовки урока является правильный выбор темы. У них и в мыслях не было рассматривать материал отдельно от человеческих потребностей. А мы так часто пытаемся поступать именно так!

Почему мы разделяем выбор темы и толкование фрагмента Писания? Почему мы так серьезно озабочены подготовкой материала и так пренебрежительно относимся к его тематике?

Адекватно ли воспримут наши слушатели неверно подобранную тему, пусть даже отлично подготовленную? Если мой пациент умирает от редкой болезни печени, облегчу ли я его страдания, мастерски удалив ему желчный пузырь?

Господь одарил нас мудростью и проницательностью, чтобы мы могли быть осмотрительными в выборе материала, который предлагаем нашим ученикам. Итак, не забывайте заботиться о том, чтобы правильно выбрать тему урока! Выбирайте темы уместные, животрепещущие, актуальные для ваших слушателей – то, что представляется им чрезвычайно важным и полезным. (В следующей главе вы узнаете, как выбрать тему, чтобы она непременно произвела эффект на ваших слушателей.)

Так в чем же наше призвание, наша основная задача? Первостепенная задача учителя – помочь ученикам в их нуждах.

Истина 3. Помочь ученикам осознать свои потребности – лучший способ усилить их мотивацию.

Во всем мире школы и церкви борются с одной и той же проблемой – недостатком мотивации. Как бороться с безразличием и скукой на уроке? В чем секрет заинтересованности учащихся?

А секрет в том, чтобы помочь им осознать потребность в данном уроке. Интересны уроки того учителя, чьи ученики ощущают потребность в учебном материале. Если потребность выявлена и осознана, то она автоматически побудит их к действию. Если в классе царят скука, апатия и безразличие, в этом виноват только учитель. Значит, он не справился со своей задачей – не помог ученикам осознать потребность в его предмете.

Неужели с этой задачей так трудно справиться? Разве это требует много времени? Как правило, не более двух минут. Иисус сказал самарянке ровно сто шестнадцать слов – и эта сотня слов побудила ее к осознанию потребности в Спасителе.

Подражайте Христу. Пусть ваши слова помогают ученикам осознать их потребности. Если сочтете нужным, говорите в два раза больше, чем Иисус, – это займет у вас всего лишь четыре минуты.

Хотите поймать рыбу – насадите наживку на крючок.

Хотите, чтобы ученикам было интересно, – помогите им осознать свои потребности.

Истина 4. Потребность мотивирует учащихся настолько, насколько она ими переживается.

Это вторая часть секрета мотивации, известного всем великим учителям. Они знают, что теснее всего потребности связаны со сферой чувств и переживаний.

Если вы хотите помочь ученикам осознать свои потребности, помните, что вы должны затронуть их чувства. Чтобы заинтересовать их, нужно коснуться их сердец. Подводя их к осознанию той или иной потребности, помогите им прочувствовать ее.

Вы должны уметь перевести потребность из бессознательного плана в сознательный. Обращайте внимание учеников на их потребности до тех пор, пока не произойдет осознание этих потребностей. Ваша задача – "вскрыть" потребности, поднять их на поверхность.

Один из универсальных законов обучения гласит: чем глубже потребность учащегося в приобретении знаний, тем сильнее его мотивация к учебе и, наконец, тем больше информации он усвоит.

Первое, что нужно сделать, – это зажечь учеников. Они должны захотеть учиться. Они должны мечтать об учебе. Они должны почувствовать вкус к знаниям.

Учитель обязан пробудить эти чувства у ученика, и лишь затем приступать к изложению материала. Вызовите у них жажду по материалу урока – так, как это сделал Иисус в разговоре с женщиной у колодца. Разве это не прекрасно, когда ученики сами "вытягивают" из вас информацию, а не вы пытаетесь "затолкнуть" ее в них?

Мудрые учителя знают, как заинтересовать кого угодно, когда угодно и какой угодно темой. Как это у них получается? Они знают и мастерски используют семь универсальных приемов усиления мотивации, о которых пойдет речь в следующей главе. Используют не изредка, а постоянно.

А сколько таких приемов известно вам? Можете ли вы перечислить их? Умеете ли вы ими пользоваться? Или же вы думаете, что мотивация учащихся – дело случая, и ваша задача – пассивно наблюдать за развитием событий? А может, вы решили, что обделены искрой Божьей и теми личностными качествами, которые сформировали бы у вашего класса мотивацию к учебе?

Надеюсь, что вас не навещали подобные мысли, потому что они неверны. Истина в том, что эти универсальные приемы действуют всякий раз, в любой аудитории. Когда я учился в колледже и аспирантуре, у меня было несколько преподавателей, постоянно применявших эти приемы в процессе обучения. В их аудиториях был аншлаг. На каждом занятии они пробуждали в нас огромный интерес к материалу.

Некоторые из ваших учеников – наверняка те восемьдесят процентов, которые отмечают, что ваши уроки ужасно скучны, – возможно, надеются и даже молятся о том, чтобы вы открыли для себя эти приемы.

А может быть, вы – исключение. Может быть, ученики оценивают ваши уроки на "отлично". Тогда не читайте дальше. Оставьте изучение этих принципов до того времени, когда вам будет нечем больше заняться. Тем же учителям, которые хотят узнать, как побудить учеников к учебе, я расскажу об этих приемах в главе "Рекомендации Закона Потребностей".

Истина 5. Перед изучением нового материала необходимо демонстрировать ученикам их потребность в нем.

Карл Генри, один из величайших христианских ученых современности, как-то сказал: "У меня был один хороший учитель по философии, который отказывался отвечать на наши вопросы до тех пор, пока у нас от умственного напряжения едва глаза на лоб не лезли". Не отвечайте на вопрос до тех Пор, пока не увидите, что учащиеся сгорают от интереса.

Разве не любопытно, что Иисус сказал: "Следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков"? Существует одна интересная техника ловли рыбы. Вы заходите по пояс в речушку или озеро и постепенно разматываете леску До восьми-десяти метров в длину. Затем занимаете удобную позицию где-то У обрыва или под деревом и просто ударяете наживкой по воде. При этом наживка не погружается глубоко в воду. Все, что вам нужно, – это привлечь внимание рыбы. "Что это мелькнуло?" – спрашивает одна рыба у другой. – Не знаю. Оно как сквозь воду провалилось", – отвечает та. – "Еще раз увижу – обязательно съем".

И так вы опускаете и поднимаете свою наживку снова и снова. А в это Время рыба думает: "Какая вкусная штука! Я хочу ее съесть. Она так аппетитно выглядит. Пусть только она появится опять!" В конце концов рыба не выдерживает и заглатывает наживку.

Ваши ученики не должны знать, что вы умышленно акцентируете внимание на их потребности. Постарайтесь, чтобы они даже не заподозрили, что вы хотите заставить их учиться. Профессиональный рыбак маскирует свой крючок. Чем выше уровень профессионализма учителя, тем чаще его ученики думают так: "Не могу дождаться начала урока. Мне так нужно услышать то, что он скажет".

В течение урока следует неоднократно демонстрировать ученикам их потребности – перед каждым новым материалом. Если ваши слушатели почувствуют, что материал утратил для них значимость, они перестанут обращать на вас внимание.

Здесь я снова призываю вас взглянуть на пример Христа в Его разговоре с женщиной у колодца. Ее не интересовало спасение – ей нужна была вода. Как же отреагировал на это Христос? "Прежде чем Я отвечу на твою потребность в спасении, Я помогу тебе осознать эту потребность и пожелать найти на нее ответ".

Когда вы в последний раз помогали ученикам захотеть найти для себя тот ответ, который вы собираетесь им сообщить? Один грамм осознанной потребности стоит столько же, сколько тонна материала как такового, потому что материал бесполезен, если учащиеся не готовы принять его.

Мне кажется, что именно поэтому Павел, вдохновленный Духом Святым, посвятил три первые главы Послания к римлянам теме греха и лишь затем перешел к теме спасения. В этих трех главах он опроверг всевозможные попытки человека оправдать себя перед Богом добрыми делами. Прочтя эти главы, человек готов молить о помиловании! Вот тогда-то Павел и предлагает решение проблемы.

Этот же принцип можно использовать, свидетельствуя о Христе. Если человек, с которым вы разговариваете, не осознает своей потребности в Боге, нет смысла объяснять ему, что сделал для него Христос и как принять Его в свое сердце. Человек не готов к этому. Вам нужно обратить внимание на его потребность в спасении и показать фрагменты Писания, подтверждающие ваши слова. Нужно помочь ему взглянуть правде в глаза, и тогда он воскликнет: "О нет! Я погиб – я иду в ад!" А на это вы можете ответить: "В Библии написано, что из этой ситуации есть выход... Однако едва ли вам это интересно". Если вы умеете показать людям их нужды, прежде чем предлагать свой ответ на эти нужды, они будут невероятно заинтересованы в том, чтобы этот ответ получить.

Существует четыре конкретные ситуации, в которых вы просто обязаны продемонстрировать ученикам их потребность в знании:

1. В начале нового учебного цикла. Всякий раз, когда вы переходите к новому учебному циклу (в начале года, четверти, семестра), следует подробно объяснить учащимся преимущества посещения ваших занятий. Чем лучше они осознают свою потребность сейчас, тем меньше усилий вам придется затратить на это впоследствии! Хорошо продемонстрировав потребность, вы сможете заинтересовать учащихся настолько, что они не захотят пропустить ни одного урока!

2. В начале каждого урока. Не слишком рассчитывайте, что учащиеся помнят то вступительное занятие, на котором вы ярко продемонстрировали им их потребности. Возможно, некоторые из них тогда отсутствовали. Приходя на урок, учащиеся, как правило, весьма смутно представляют, какую пользу смогут из него извлечь. Чтобы обеспечить максимальное усвоение материала, обращайте внимание учащихся на ценность каждого занятия.

3. В процессе урока, демонстрируя потребность в следующем уроке. Помогите ученикам предвкушать то вознаграждение, которое ждет их, если они посетят следующее занятие и будут внимательны.

4. Указывайте на потребность всякий раз, когда вы чувствуете, что интерес убывает, мотивация ослабевает, апатия же, напротив, возрастает. Помните, что наилучшее средство от безразличия на уроке – это постоянное поддержание осознанной потребности в изучаемом материале!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: