Методы прямого опроса с целью выявления потребностей

Мало кто может взглянуть на аудиторию и тут же составить список ее потребностей. Люди очень хорошо научились скрывать свои чувства под различными масками.

Не забывайте об этих масках. Как правило, жизнь совсем не такая, какой выглядит извне. В отличие от многих кинофильмов, в жизни маски не являются нашими лучшими друзьями; напротив, они – наши злейшие враги. Именно они возводят стены между друзьями, нуждающимися друг в друге. Именно из-за них мы, учителя, сбиваемся с верного пути, полагая, что у наших слушателей нет никаких проблем или что им не нужна помощь в решении этих проблем.

Не обманывайся тем, как я себя веду. Да не обманет тебя мое лицо, ибо это – маска. У меня есть тысячи масок, которые я боюсь снимать, но ни одна из них – не я. Притворство – моя привычка, моя вторая натура, но не обманывайся... Пожалуйста, не обманывайся.

Я произвожу впечатление человека, который ничего не боится. Чья жизнь наполнена солнечным светом спокойна и безмятежна – как снаружи, так и изнутри. Уверенность в себе – мое имя. Престиж – мое кредо. Все в мире – под моим контролем, и я ни в ком не нуждаюсь.

Но не верь мне. Пусть на поверхности все гладко, но это – лишь маска, многоликая, непроницаемая маска...

Кто я? Ты спросишь, кто я. Я тот, кого ты очень хорошо знаешь. Я – каждый человек, встречающийся на твоем пути.

(Автор неизвестен)

Много лет назад я выступал на молодежной конференции. На исходе второго дня я сказал ее организаторам: "Многие из этих молодых людей употребляют наркотики". Они мне не поверили. "Давайте проверим", – сказал я. На следующий вечер я проповедовал о наркотиках, а затем попросил ребят взять все свои наркотики и таблетки и сложить на сцене. Мы собрали кучу довольно внушительных размеров. Да, очень удивились организаторы конференции, которые, как оказалось, понятия не имели о настоящих нуждах этой группы молодежи. То, чему лидеры учили ребят, было настолько далеко от их потребностей, что я удивляюсь, как кто-то из них вообще слушал эти выступления.

При методах прямого опроса вы узнаете те или иные факты, не используя при этом никаких промежуточных факторов или шагов. Просто спросите своих учеников! Учителя всегда удивляются тому, насколько откровенными бывают ученики при личном подходе и отсутствии каких-либо угроз со стороны учителя. При этом вы не только получаете ответы прямо из уст ученика, но и можете ощутить, насколько важен для него тот или иной вопрос, – по тембру голоса и эмоциональной окрашенности высказывания. Нередко бывает так, что ученик невольно поднимает на поверхность другие нужды, которых вы и представить себе не могли. Итак, обращайте внимание на те сигналы, которые ученик "посылает" вам между слов.

Ниже перечислены шесть основных методов выяснения нужд вашей аудитории. Вы можете выбрать те из них, которые наиболее подходят вам, вашим ученикам и сопутствующим обстоятельствам.

Прямые вопросы. В неформальной, свободной обстановке вы можете прямо спросить того или иного человека о его нуждах. Вот несколько примеров:

• "Бэтти, я считаю, что вы очень мудрый и проницательный человек. Не могли бы вы помочь мне стать лучшим преподавателем? Для этого назовите, пожалуйста, три самые большие проблемы, с которыми, как вы считаете, сталкиваются сегодня люди вашего круга".

• "Джон, мне бы очень хотелось, чтобы наши уроки отвечали нуждам учеников нашего класса. Не мог бы ты помочь мне в этом? Назови, пожалуйста, две-три проблемы, которые ты хотел бы обсудить на уроках".

• "Мистер Смит, какие темы вы хотели бы услышать на уроках на протяжении следующей четверти?"

Вопросы, предполагающие распространенный ответ (то есть те, на которые нельзя ответить "да" или "нет") позволяют ученикам быть настолько откровенными, насколько они пожелают. Ученики охотно отвечают на искренние вопросы, особенно когда учитель просит их о помощи. Позаботьтесь, чтобы ученики не чувствовали страха. Выработайте в себе привычку задавать правильные вопросы, и вы удивитесь тому, как скоро вы станете получать нужные ответы!

Косвенные вопросы. Этот метод проще, чем предыдущий, поскольку вы не задаете человеку прямых вопросов, касающихся его лично, но интересуетесь нуждами всей аудитории в целом:

• "Марта, я заметил, что ученики нашего класса в последнее время испытывают значительные трудности. Как ты считаешь, с чем это может быть связано?"

• "Фрэнк, ваши дети так быстро растут! Сколько им уже? Какие проблемы сегодня больше всего беспокоят детей их возраста?"

• "Мистер и миссис Смит, вы видели передовую статью в воскресном номере газеты? Там пишут, что личные долги среднестатистического американца никогда еще не достигали столь значительной суммы. Как вы считаете, какие проблемы возникают из-за этих долгов в семьях, где супругам немногим за сорок?"

Не правда ли, это самый естественный способ выяснить, что думают и чувствуют ваши ученики? В ответах на косвенные вопросы может содержаться важная, практически полезная информация, которая поможет вам сделать ваши уроки полезными и интересными для слушателей.

Анонимное анкетирование. Этот метод наиболее эффективен. Анкете можно придать любую желаемую форму. С ее помощью можно опросить больше людей, чем в личных беседах, и задать при этом самые разнообразные вопросы. Эффективность этого метода зависит от трех условий.

Во-первых, ваши слушатели должны знать цель анкетирования и то, как будут использованы их ответы. Предназначены ли они исключительно для учителя или же результаты опроса будут объявлены широкому кругу людей и подлежат обсуждению? Имейте в виду, что в последнем случае учащиеся могут быть менее откровенны.

Во-вторых, ваши слушатели должны быть уверены в анонимности анкетирования. Любое подозрение на то, что личность отвечающих может быть установлена, повлияет на ответы.

В-третьих, вопросы должны быть хорошо сформулированы, иначе ответы не будут объективно отражать действительность. Вопросы здесь так же важны, как и ответы.

Я часто раздаю моим слушателям небольшие карточки со следующими незаконченными предложениями, которые я прошу их завершить анонимно:

• Самая большая проблема, с которой я сталкиваюсь на работе, это...

• Причиной моих ссор с мужем (женой) чаще всего является...

• Наибольшим разочарованием за последние несколько лет было для меня...

• Моим величайшим личностным достижением является...

• Если я гневаюсь на Бога, то это обычно происходит потому, что...

• Когда я попаду на небеса, моим величайшим открытием относительно того, чем я должен был заниматься на земле, будет...

• Если бы кто-то мог дать мне один хороший совет по воспитанию детей, то в нем говорилось бы о...

• Аспектом моей духовной жизни, доставляющим мне больше всего проблем, вероятно, является...

• Оцените свою жизнь с Богом по шкале от 1 до 10. Наибольшим преткновением в моей христианской жизни является...

• Грех, с которым я постоянно сражаюсь и который почти никогда немогу победить, это...

• По шкале от 1 до 10, насколько честно вы отвечали на эти вопросы?

Не поленитесь обработать эти ответы, они – кладезь потребностей. За короткое время вы сможете выявить десять основных потребностей в таких сферах жизни ваших слушателей, как работа, семья и духовный рост. Запишите эти десять основных потребностей на внутренней стороне обложки вашей Библии. Пусть каждый ваш урок отвечает на одну из трех главных потребностей, а время от времени – на одну из семи оставшихся. Больше никогда вам не придется сомневаться в том, достигнет ли ваш урок нужной цели.

Помните пастора, который два года проповедовал по Посланию к галатам и дошел до второй главы? Однажды за обедом он спросил меня, что ему делать. Я рассказал ему о методе анонимного анкетирования.

– Не могу же я провести такое анкетирование в воскресенье на утреннем служении! – сказал он.

– Можете, если только захотите, – ответил я. – Конечно, если вам не безразлична жизнь членов вашей церкви.

– Они никогда не скажут мне правду.

– Скажут, если вы пообещаете порвать и сжечь их ответы сразу по прочтении.

– Ну хорошо, допустим, я проведу анкетирование. А что потом?

– В воскресенье, неделю спустя, отвлекитесь на время от Послания к галатам и проповедуйте о Божьем ответе на проблему номер один. Затем позвоните мне и расскажите о том, что произойдет.

Мой приятель провел анкетирование и позвонил мне в то же воскресенье, прежде чем произнести следующую проповедь.

– Брюс, я использовал этот метод с анкетами.

– И что же?

– Я проплакал весь день. Брюс, я понятия не имел, что происходит в моей общине. Не могу поверить, насколько слеп я был к нуждам своих прихожан!

– А свои предыдущие проповеди вы просмотрели?

– Они просто повергли меня в шок. За последний год с лишним я даже не коснулся ни одной из трех основных нужд.

– И что же вы теперь намерены делать?

– Я собираюсь рассмотреть проблему номер один, и в следующее воскресенье я буду проповедовать о Божьем ответе на эту проблему.

Спустя неделю он опять позвонил мне:

– Брюс, за все годы моего служения я никогда еще не видел у членов моей общины такого отклика на проповедь. Люди, которые едва ли когда-нибудь пожимали мне руку, обнимали и благодарили меня, выходя из церкви. В их глазах были слезы. Они говорили: "Спасибо, пастор. Это именно то, что мне было нужно".

– Собираетесь ли вы возвратиться к Посланию к галатам?

– Во всяком случае, не сейчас!

Дорогие друзья, о чем вы собираетесь проповедовать в ближайшее воскресенье? Чему вы собираетесь учить? Какой процент супружеских пар в вашей церкви страдает от семейных проблем? Какой процент родителей пребывает в растерянности, не зная, как привить детям христианские ценности? Уверен, гораздо более половины. Если так, что вы предпримете? Надеюсь, вы не начнете пятимесячный цикл проповедей о храме, описанном в Книге пророка Иезекииля?

Беседы с членами одной семьи. Этот метод можно использовать в двух направлениях:

(1) прислушиваться к тому, что говорит учащийся о своей семье;

(2) прислушиваться к тому, что говорят об учащемся члены его семьи.

Вопросы о семье учащегося – осторожные, общие и предполагающие распространенный ответ – могут дать внимательному слушателю множество новых сведений. Какие основные нужды вы сможете обнаружить в жизни тридцатилетнего Стэна?

Вопрос: – Рад снова тебя видеть, Стэн! Ты женат уже десять лет, и Джуди до сих пор относится к тебе как к принцу?

Ответ: – Какое там! Теперь Джуди настолько поглощена торговлей недвижимостью, что вообще не бывает дома.

Вопрос: – Вся в делах, да? Ну, судя по тому, сколько счетов всем нам приходится оплачивать в наши дни, ее доход, должно быть, здорово вас выручает.

Ответ: – Ничего подобного. Нам еще никогда не приходило столько счетов! Джуди понадобилась новая машина, а сейчас она заявляет, что ей необходим мобильный телефон. Представляешь? Никогда не думал, что так тяжело иметь семью.

Вопрос: – Здравствуй, Мэри (десятилетняя дочь Стэна)! Я туг только что говорил с твоим папой, и он сказал, что мама последнее время очень занята. Ты, наверное, уже научилась готовить?

Ответ: – Не-а. Папа нанял кухарку. Сейчас он только и делает, что смотрит футбол и ест пиццу. А вообще, я все равно не очень скучаю по маме...

Если вы умеете распознавать сигналы, свидетельствующие о наличии той или иной нужды, то в этом минутном разговоре вы могли заметить отражение доброго десятка нужд, и некоторые из них достаточно серьезны. Секрет этого метода состоит в создании атмосферы безусловного принятия, безопасности и непринужденности, в которой человек сможет открыть вам свои нужды.

Посещение учащихся дома или на работе. Наилучшие наблюдения зачастую можно сделать тогда, когда вы лично хоть ненадолго посетите человека дома или на работе. Это единственный способ "побывать в шкуре" этого человека, представить себя на его месте. Современный учебный процесс так сложно организован и настолько отличается от естественных условий жизни, что учащиеся редко проявляют свое настоящее "Я". Чтобы получить некоторое представление об их настоящей жизни, нам приходится заглядывать в другие ее сферы. Именно дома наши маски слетают с нас, а потребности открывают настоящие лица. Система жизненных отношений человека, его образ мышления, домашняя атмосфера, гармония или дисгармония, упорядоченность или беспорядок – все это становится очевидным для тех, кто возьмет на себя труд заглянуть к ученику домой.

Мне выпала огромная честь многие годы служить в Совете директоров Международного сообщества христианских компаний. В эту организацию входит более семисот компаний. Ее цель – обучить президентов и владельцев компаний тому, как руководить бизнесом на основании христианских принципов. За последние семь лет я подружился со многими владельцами компаний, общий годовой доход которых составляет от 25 тысяч до 100 миллионов долларов и более. И всякий раз, когда бы я с ними не беседовал, речь обязательно заходит о поместных церквах.

Хотя эти люди являются убежденными христианами и активно поддерживают свои церкви, они постоянно выражают недовольство тем, что их пастор или преподаватель воскресной школы редко говорят о том, как оставаться верным Христу в бизнесе. До основания Совета директоров Международного сообщества христианских компаний большинство из них полагали, что Библия умалчивает о проблемах рыночной экономики!

В один знаменательный день я решил "копнуть поглубже". Я спросил, почему, по их мнению, существует такое положение вещей. Один из бизнесменов немедленно заявил, что, насколько он понимает, его пастор даже не подозревает о проблемах, с которыми сталкиваются члены его общины. Другие согласились с ним. Тощая поинтересовался, почему они так думают. "Потому что пастор никогда не спрашивал нас об этом!" Все восемь человек, присутствующих на нашей беседе, сказали, что за годы их членства в своих церквах пасторы ни разу не посетили их компании, чтобы узнать об их проблемах.

Вы не можете ответить на нужды, если не знаете, в чем они состоят. Если вы хотите лучше узнать своих учеников, загляните к ним в дом или на работу.

Личное наблюдение. Этот метод обращает наше внимание на те сигналы, которые мы можем наблюдать постоянно. Здесь следует обратить внимание как минимум на пять моментов:

1. Те вопросы, которые люди задают во время урока и после него, отражают их интересы и потребности.

2. Язык мимики и жестов бывает настолько красноречив, что зачастую несет больше информации, нежели слова. Скрещенные на груди руки, прикрытый ладонью рот, поникшие плечи, наклон туловища вперед, выдающий агрессию, – все эти сигналы могут многое вам сообщить.

3. Самым прямым показателем того, насколько вы отвечаете на нужды вашей аудитории, является посещаемость. Присутствие или отсутствие людей ярко отражает их мнение о ваших уроках. Чем полезнее урок, тем больше людей придет, чтобы извлечь эту пользу!

4. Оживленное обсуждение в классе свидетельствует о необходимости дальнейшего рассмотрения данной проблемы. Всякий раз, когда учащиеся без устали обсуждают предложенную тему, вы можете быть уверены, что попали в точку.

5. Подлинные интересы и заботы ваших слушателей отражаются в их действиях и разговорах во внеурочное время, поскольку последние являются добровольными и не должны следовать предложенной учителем схеме.

Мы обсудили основные методы прямого опроса учащихся с целью выявления их потребностей. Однако не забудьте о существовании нескольких ценных непрямых методов, которые помогут вам получить более полное представление о том, что волнует ваших слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: