double arrow

Теории человека и его потребностей

План лекции:

1. Человек как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.

2. Культура в формирование человека.

3. Основные сценарии модернистской культурологической аналитики систем ценностей и потребностей человека.

4. Выводы к лекции.

1. Человек как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Б.Г. Ананьев выделил в системе человекознания четыре понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность.

Индивид − это человек как единичное природное существо, представитель вида, подчеркивается биологическая сущность человека.

Личность − под личностью понимают индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности: понятие личность характеризует человека как социальное существо.

Субъект деятельности − занимает положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека его индивидуальность.

Индивидуальность − это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Индивидные и личностные свойства человека неповторимы, это суть индивидуальности, которая реализуется в процессе деятельности человека (труда, общения, познания). Человек не только отражает влияние природы, общества и человечества, он носитель нового качества единства проявления исторических, социальных и природных свойств.

Основные принципы психологического рассмотрения человеческих потребностей. По А.Н. Леонтьеву, потребности в своем возникновении и развитии они проходят две стадии.

Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На второй стадии потребность реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием.

А.Н. Леонтьев считает, что потребность активизирует деятельность и находит свое завершение в ней. Исходя из этого положения, деятельность может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Потребность и цель соединяют мотивы. Мотивация определяет выбор ценностных ориентаций.

Взаимосвязь ценностной ориентации и потребности человека. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах. Нравственные идеалы представляют собой предельные цели, они связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций.

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются человеком избирательно. Поэтому ценностные ориентации человека не всегда совпадают с ценностями, выработанными коллективом. Общественные ценности становятся стимулами, побудительными к действию в том случае, когда становятся его личностными ценностями.

Базовые потребности человека формируются к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения, лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды

Выделяют терминальные и инструментальные ценности,

Терминальные ценности выражают важнейшие идеалы человека: ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и аналогичные им. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, с другой − качества, людей (независимость, инициативность, авторитарность).

Ценности во многом определяют мировоззрение, а, следовательно, и потребности человека. В ценностном мире каждого человека существуют «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности: образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и ряд других (по С.П. Иваненкову). Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в обществе экономические катаклизмы.

Механизм включения ценностных ориентаций в личностный опыт. Включение ценностных ориентаций в структуру индивидуальности человека позволяет установить социальные детерминанты формирования мотивации поведения, истоки которой следует искать в воздействии социально-экономической природы общества, его морали, идеологии, культуры, в особенностях взаимовлияния классового и социально-группового сознания той среды, в которой формируется индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятельность.

Общественные ценности становятся стимулами, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями. Становление индивидуального в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его культуры.

2. Культура в формирование человека. В широком смысле культура (от лат. «cultura») есть область противоположная природе (от лат. «natura»): к ней относится все, что не является природой. В узком смысле, культура − это искусство, специфическая область человеческой деятельности, связанная с потребностью в художественно-образном выражении мира в форме литературы, живописи, музыки, театра, кино и т.д.

Духовные и материальные проявления, выражающие собой сущность культуры, образуют «культурный код», совокупность всех феноменов данной культуры, позволяющий схематично их описать. Культурный код, можно представить как совокупность основных ценностей и потребностей.

Ценность есть набор человеческих качеств, моральных норм, типов поведения, общественных и политических форм, устоев и обычаев, признаваемых большинством общества в качестве положительных, достойных уважения и признания.

Наука, изучающая ценности и ценностные системы, называется «аксиологией» (от греч. «аксиос» − «ценность»).

Исследование человека в культурологии, позволяет выявить всю совокупность ценностей и потребностей, создающих портрет конкретной культуры. Для данного подхода исследование образов человека, системы его ценностей и потребностей осуществляется посредством аналитики характера культуры, порождающей определенную цивилизацию.

Основными категориями культурологического анализа являются понятия «культура» и «цивилизация». Под культурой мы понимаем типы культур, которые формируются на различных ступенях человеческой истории. Категория «цивилизация» представляет собой наиболее обобщенный инструмент развития культуры. Рассмотрение человека и культуры через цивилизационную модель требует выделения основных ценностных критериев, сохраняющиеся неизменным в истории.

Многие исследователи географически разделяют цивилизации на «цивилизацию Запада» и «цивилизацию Востока».

Цивилизация Запада, очагом рождения которой является Древняя Греция и Рим, высшей ценностью и потребностью человека считает человеческую индивидуальность. Ставка на научные достижения становится базовой культурной матрицей этой цивилизации. Духовно-нравственная сфера подвергается эрозии, а как результат − возникновение бездуховной массовой культуры, господство принципа вседозволенности, угасание духовности, секуляризация культуры.

Универсальными эталонами западноевропейской цивилизации становятся рационализирующее познание, природа как объект волевых инвестиций человека, искусство как рупор человеческой индивидуальности, коммерция, бизнес и рынок, конструирование, монтаж и т.п. В качестве основных ценностей и потребностей признаются утилитаристские и соматические: политика; абсолют индивидуальной свободы; коммерция (польза, выгода, прибыль); вещь и вещизм; эффективность и успешность; потребление; дух предпринимательства (бизнес и рынок); тело и телесность; соблазн; техническая диктатура; приоритет рационального мышления; опыт и практика; комфорт и удовольствие; линейная направленность времени (прогресс); идеализация, нормативность и приоритет культурной модели.

В западноевропейской культуре выработалась своя система ценностных приоритетов − рассудочности, технических инноваций, «преобразовательной» и гиперпотребительской деятельности, милитаризации общества, изощренных социально-правовых кодексов, возгонки капитала, электронно-технологических революций и т.д. Отсутствие аналогов в других культурах принимается за «ущербность».

Но ближайшее рассмотрение ценностных структур других культурных систем показывает, что сохранение, например, традиционности, не «недостаток культуры», а выражение иной культуры.

«Восточная цивилизация», куда относится несколько цивилизаций с разной религиозной и этнической культурой, существенно отличается от западной тем, что стремится к сохранению человеческих способностей для восприятия, оценки, сохранения и созидания истины, добра, красоты, святости, любви. Духовными ценностями и потребностями здесь считаются: непоколебимость Бога, общества, религии, иерархии и т.д.; созерцательность и медитативность; «благие намерения»; верность традициям предков; патриархальность уклада жизни; центрированность на духовной культуре; интуиция, мистика, озарение, религиозный опыт; циклическое понимание времени; свобода в выборе культурной модели.

Идея сравнивать различные культуры между собой на основании какого-то единого критерия, сама по себе является абсурдной, так как за эталон сравнения берутся те параметры, которые наиболее развиты у тех, кто это сравнение осуществляет. А это, в свою очередь, напрямую зависит от истории конкретных культур. Специфические особенности культуры никак не могут быть критериями для сравнения цивилизаций.

Индоевропейские народы прожили свою многовековую историю в типично азиатских цивилизациях, где потребности техники, индивидуализма и комфорта не приобрели значения. В Западной Европе, напротив, этим потребностям постепенно придавался высший статус. Если рассматривать эти культуры с позиции того, как устроены их ценностные структуры в их собственной системе координат, окажется, что они вполне полноценны, а неразвитость отдельных элементов − например, прагматического или рассудочного мышления − представляют собой следствие не «отсталости», а свободного выбора иных приоритетов.

3. Основные сценарии модернистской культурологической аналитики систем ценностей и потребностей человека. Карл Маркс (1818-1883 гг.) впервые поставил вопрос о рассмотрении человека и его потребностей в условиях капитала и рынка как движущих сил цивилизационного процесса, где все, в том числе человек и все созданные им культурные образования − товар.

Развитие культуры, по Марксу, отражает процесс диалектики производительных сил и производственных отношений. Культура в таком понимании превращается в «зеркало экономики». Маркс вскрыл законы капиталистической системы хозяйства, которые базируются исключительно на материальной выгоде, максимальной прибыли, желания к увеличению капитала любыми средствами, что ведет к беспощадной эксплуатации трудящихся, крайнему обострению классовых и международных отношений, которые не разрешить мирным способом.

Таким образом, исходя из экономических оснований, Маркс предложил оригинальный взгляд на человека и его систему ценностей. Обобщенно суть этой теории сводится к следующему.

Человек, включенный в общество, из природного явления становится явлением общественным. Учитывая что общество в марксизме понимается как результат трудовых отношений, то человек уже фактом включения в процесс производства становится не биологическим, а классовым существом. Классовое общество, основанное на неравенстве, приводит к появлению промышленного пролетариата, который становится революционным классом. Фигура пролетариата воплощает в себе человека как носителя чистой творческой энергии, которая призвана осуществить социалистическую революцию и построить новое общество, где труд освобожден от механизмов отчуждения, прежде всего, от механического по отношению к собственному процессу характера и неузнавания по отношению к результату. Развитие человека в условиях социальной реальности должно привести к коммунистическому обществу, где система ценностей и потребностей человека будет формироваться свободным творческим началом. В таком обществе, лишенном социальных иерархий, воцарится свобода и творческое единство, воплощенное в культуре, а человек станет счастливым и сознательным.

Социальные и политические события XX века (войны и революции), как очевидные подтверждения идей Маркса, привели к новым формам милитаризма и, к возникновению соответствующей им системы человеческих ценностей и потребностей. Человек как высшая ценность культуры и природы был низведен до уровня «машины желания и потребления», находящей удовлетворение в производстве и использовании пустых знаков, вне творческого начала. Трагедия человека, предсказанная Марксом, заключается в утрате духовно-нравственных ориентиров и исчезновении символического измерения в человеческом бытии, не говоря уже о радикальных изменениях в культурном сюжете человека.

Однако особо тонкое звучание партитура культуры приобрела в откровениях и открытиях Фридриха Ницше (1844-1900 гг.), Кризис культуры Ницше выразил в тезисе: культура больна, человечество больно, человек болен и вырождается. Человек и культура нуждается в лечении, которое необходимо начать с тотальной «переоценки всех ценностей» традиционной культуры. Ницше считал, что человек должен быть преодолен как вид. Он констатировал: «человек есть нечто, что следует преодолеть».

Идеалом культуры и человека для Ницше является древнегреческая цивилизация с господством дионисийского начала, в котором приоритет отдается игре жизненных сил, воле к жизни без диктатуры разума. Дионисийское (от имени античного бога виноделия Диониса) характеризует стихийное, иррациональное природное начало, вызывающее в человеке состояние животного ужаса и блаженного восторга, близкие к состоянию алкогольного опьянения.

Разум главенствует в другом начале культуры − аполлоновском, с ее бытийной и космической гармонией. Аполлоновское (от имени бога муз Аполлона) определяется упорядоченностью, гармоничностью, подражательностью, восходящим к сновидениям, в которых человеку являются образы богов, а человеку искусства являются прообразы их будущих творений.

Согласно Ницше, начиная со времен Ветхого Завета и в христианский период, обороты набирает кризис культуры и человечества, который выразился в декадансе жизненных сил их представителей, а как следствие − обмелении распространяющихся жизненных стилей. Основными чертами такой деформации в культуре он называет господство «стадного человека» с массовым сознанием, «плебейство духа» и ложь в морали. Ницше, требуя переоценки ценностей в культуре, вопрошает: «Кто сказал, − «это − добро, а это зло», «это − истина, а это − ложь? Кто говорит?». Причину такой картины Ницше видит в преобладании аполлоновского начала над дионисийским, в господстве духовного над телесным, диктата разума над инстинктом. Он полагал, что в христианскую эпоху произошла подмена истины ложью, формирование на основе этой ложной матрицы европейской культуры. На смену многообразию ценностей древних культур, благородной морали аристократов пришла христианская мораль «рабов» с ценностями «сострадания» и «аскетического идеала», которые «вывернули наизнанку» аристократические ценности. Эта религиозная установка привела к прогрессированию болезни человечества и культуры, деградации и вырождению аристократического желания.

Ницше предлагает культивацию новых ценностей, основанных на инстинктах «воли к жизни» и «воли к власти». Выход из кризиса, он видит в акте «расчеловечивания мира», отказе от «человеческого-слишком- человеческого» (религии, морали, рассудка, культуры), которые заслоняют истинную реальность человеческого бытия.

Встреча с такой реальностью под силу «сверхчеловеку», отказавшемуся от одномерных оценок и ценностей, сделавшему творческое воплощение уникальных запросов желания собственной бытийной стратегией, приход которого Ницше проецирует в будущее.

Другой сценарий исследования человека и его потребностей предложил фрейдизм, также, оказавший значительное влияние на метод аналитики культурных феноменов. Идеи, высказанные Зигмундом Фрейдом (1856-1939 гг.), явились интеллектуальной реакцией на гримасу культуры, вызванную искажением духовных ценностей и потребностей. Рассмотрим вкратце аксиоматические положения данного подхода.

«Ткань» человеческой психики, по мысли Фрейда, состоит из трех взаимосвязанных сфер: бессознательное (Оно, (Id), предсознательное (Я (Ego), сознательное, т.е. сознание (Сверх-Я (Super-Ego).

Главным генератором жизни человека, общества и культуры он считает бессознательное, иррациональное по своей сути начало психики, где сосредоточены биологические желания человека. Основными среди них являются созидающие − сексуальные (Эрос) и разрушающие − желание смерти (Танатос). Сексуальные желания обладают энергией, которую он обозначил как «либидо».

Стимул деятельности бессознательного − удовольствие, для получения которого бессознательное должно проявить себя, реализовав желания, в реальности через сознание. Цензором для бессознательного является предсознательное, которое отделяет бессознательное от сознания и в то же время связывает их. Давление на деятельность этого разумного Я оказывает принцип реальности, который возникает как следствие осознанного социального и культурного бытия. Предсознательное контролирует актуализацию бессознательных желаний и вытесняет из сферы сознания те, которые не соответствуют уровню принятой культуры. Острота конфликта человека (его Оно) с культурой возникает из-за постоянного надзора со стороны рациональной и моральной инстанции культуры. С другой стороны, Фрейд толковал табуированные цензурой предсознания желания, которым удается проникнуть в сознание и реализоваться в действительности, как исток сублимации − творческой деятельности человека, реализующейся в науке, религии, искусстве, то есть как мотиватор развития культуры.

Возрастание конфликта человека с культурой Фрейд объяснял попытками тотального вытеснения культурой природных (сексуальных, агрессивных) желаний человека. Современная культура ограниченно интерпретировала теорию Фрейда, пытаясь ослабить этот конфликт манифестацией феномена «телесности» и актуализацией основных потребностей человека в культурных практиках.

4. Выводы к лекции. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт». При наличии потребности индивид вовлечен в активный поиск устранения напряжения; этот факт мотивировал общепринятую в психологической литературе трактовку потребности как источника человеческой деятельности.

В социально-психологических работах отмечается, что специфика потребностей человека зависит не только от его индивидуальных параметров, но и ценностных ориентаций. Ценностные ориентации усваиваются на уровне структуры человеческой психики и начинают выступать побудительным мотивом поведения человека.

Специфика существования человека обусловлена тем культурным фоном формирования человека и подвержена культурно-историческим трансформациям. Человек не существует вне культуры. Исходя из этого факта, культурологические исследования: анализируют системы человеческих потребностей и ценностей как результат воздействия на человека культурной традиции − коллективных обычаев, общепринятых для культуры поведенческих моделей и пр.; обосновывают культурное производство человеческих потребностей; позволяют осмыслить все магистральные феномены культурного опыта (искусство, философию, религию, экономику) как потребности человека; рассматривают человека как существо созидающее, причем источником созидательной энергии выступает такая уникальная характеристика человеческого существования как дух; раскрывают движение духа, то есть актуализацию его возможностей, его выражение в вышеперечисленных формах культурного бытия; определяют человеческие потребности как выражение сущностно-человеческой нехватки, то есть как уникальные человеческие потребности.

Вопросы для повторения и для семинара 5

1. Дайте определение понятиям: индивид, субъект, личность и индивидуальность.

2. Основные принципы психологического рассмотрения человеческих потребностей по А.Н. Леонтьеву, две стадии возникновения и развития потребности.

3. Мотивация как определитель выбора ценностных ориентаций.

4. Взаимосвязь ценностной ориентации и потребностей человека.

5. Терминальные и инструментальные ценности человека.

6. Связь ценностей человека с его потребностями.

7. Какие ценности называются «сквозными», к чему приводит снижение их значимости в обществе?

8. Дайте определение понятиям: культура, культурный код, аксиология, цивилизация.

9. Основные черты «цивилизации Запада» и «цивилизации Востока».

10. Почему, специфические особенности культуры не могут быть критериями для сравнения цивилизаций?

11. Основное содержание культурологической аналитики системы ценностей и потребностей человека по К. Марксу.

12. Основное содержание культурологической аналитики системы ценностей и потребностей человека по Ф. Ницше.

13. Основное содержание культурологической аналитики системы ценностей и потребностей человека по З. Фрейду.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. − СПб., 2003.

2. Ахутин А.В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия и философия) // Ахутин А.В. Поворотные времена. − СПб., 2005.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Глава шестая. Образы материально-телесного низа в романе Рабле // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Том 4 (2). − М., 2010.

4. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. − СПб., 2007.

5. Библер В.С. На гранях логики культуры. − М., 1997.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. − М., 2005.

7. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. − М., 2007.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. − М., 2002.

9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. − М., 2004.

10. Ницше Ф. Рождение трагедии. − М., 2001.

11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. Антология. − М., 1995.Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. − СПб., 2006.

12. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие /М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 105 с. – (Библиотека высшей школы).

13. Человек и его потребности. Учебник /Назиров А.Е. – СПб.: «Интермедия», 2012. – 439 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: