Рекомендации Закона Вооружения Знаниями

Христос готовил Своих учеников к эффективному служению, используя этот же пятиэтапный метод обучения.

Этап 1. Раскрытие основных понятий. Ученики видели, как Иисус учил толпы народа, а также их отдельно.

Этап 2. Демонстрация. Они видели, как Иисус служил при различных обстоятельствах различным людям (как сочувственно, так и враждебно настроенным), привнося полноту во все сферы человеческой жизни. Этап 3. Вовлечение в действие. Они служили вместе с Иисусом по всей Иудее, Галилее и в Иерусалиме, после чего Он начал посылать их на самостоятельное служение.

Этап 4. Усовершенствование. Иисус всегда ждал возвращения Своих учеников, чтобы они поделились результатами своей работы, и сразу же приступал к их дальнейшему обучению и наставлению.

Этап 5. Вдохновение. После воскресения Иисус множество раз посещал учеников лично, а потом послал Святого Духа, чтобы Тот наставлял и утешал их до конца их жизни на земле. Иисус послал Своих учеников в мир, но пообещал, что никогда не оставит и не покинет их.

Иисус не просто вручал Своим ученикам "методичку" воскресной школы, проводил с ними занятия и посылал учить других. Нет, Он брал на Себя всю ответственность за их подготовку к служению. И когда Он сказал: "Я сделаю вас ловцами человеков", – Он тем самым провозгласил, что ориентируется на процесс вооружения знаниями. Заметьте, что Христос не сказал: "Я расскажу вам" (действие), но "Я сделаю вас" (результат). Он не просто взял и передал удочку ученикам, а посвятил Свою жизнь тому, чтобы наставить, подготовить и научить их быть "ловцами человеков".

Иисус Христос придавал большое значение процессу вооружения знаниями. Он знал, что родительские наставления оказывают огромное влияние на всю последующую жизнь детей. Он знал, что качество подготовки членов Церкви отражается на ее состоянии. Он знал, что изменение человека как в лучшую, так и в худшую сторону в конечном счете определяется процессом вооружения знаниями.

В завершение нужно заметить, что пятиэтапный метод Закона Вооружения Знаниями применим к любого рода обучению. Например, все больше родителей эффективно используют его для профилактики таких вопросов, как алкоголизм, сексуальное насилие, наркотики и неправильные взаимоотношения. Как правило, следы работы наставников видны на протяжении всей жизни человека.

Семь рекомендаций Закона Вооружения Знаниями, перечисленные ниже, позволяют нам понять, как можно усилить свое влияние на других людей. Желаю, чтобы, с кем бы вы ни работали, вы оставляли после себя лишь следы благочестия и зрелости.

Рекомендация 1. Обучайте своих учеников до тех пор, пока они не смогут самостоятельно пользоваться приобретенными умениями и преуспевать в этом.

Три четверти семестра были позади, когда я однажды услышал слова одного студента: «Я просто ненавижу этот предмет. Когда он закончится, я больше никогда в жизни не возьму в руки Ветхий Завет на еврейском языке. Но классно, что я иду на "пятерку" – она не будет лишней в зачетке!»

Будет ли этому студенту какая-то польза от приобретенных знаний?

Возьмем другую ситуацию. Греческий язык был обязательным предметом в семинарии. Это не вызывает удивления, поскольку на нем написан оригинал Нового Завета. Все студенты обязаны были изучать греческий на протяжении шести семестров, а те, кто специализировался на Новом Завете, должны были пройти множество дополнительных курсов. Таким образом, на изучение греческого языка отводилось целых три года. На четвертом, последнем году обучения мы с тремя одногруппниками говорили о том, хорошо ли мы овладели греческим. Я попросил моих друзей поделиться своим мнением по такому вопросу: если бы сто из наших сокурсников, которые только что успешно завершили расширенный курс греческого языка, открыли наугад любое место Нового Завета на греческом языке, сколько из них смогли бы прочитать и перевести хотя бы один абзац?

В ответ я услышал взрыв смеха: "Может быть, трое или пятеро отличников". Иными словами, мои сокурсники заверили меня в том, что после трех лет "обучения" 95–97% выпускников не умели читать на греческом.

А теперь вопрос к вам. Вызывают ли у вас удивление эти два примера? Или они до боли знакомы почти каждому из вас?

Первая рекомендация концентрирует наше внимание на главной цели процесса вооружения знаниями: учитель должен обучать ученика до тех пор, пока тот не сможет самостоятельно применять определенное умение на практике. В первом случае студент не будет использовать приобретенные знания еврейского языка из-за своего негативного отношения к предмету. Во втором же случае студенты не смогут использовать свои знания греческого языка из-за недостаточной подготовки.

Тогда подумайте о ценности этих предметов. Принес ли процесс обучения положительные и прочные результаты? В первом случае учителю не удалось положительно настроить своего студента, и поэтому, независимо от уровня его компетентности, он не будет пользоваться приобретенным умением. Учитель уделял основное внимание теории, забывая об эмоциональной стороне обучения.

Если ученики не могут дождаться конца ваших занятий и если их интерес к вашему предмету падает с момента начала его изучения, можете винить в этом только себя. Сколько раз я заходил в новую аудиторию с огромным желанием овладеть предметом, но уже через месяц учебного процесса ослабевал в своем рвении. Учитель пресекал все внутренние порывы учащихся.

Второй учитель не смог привить студентам необходимые знания по своему предмету. Поэтому, независимо от их желания, они не готовы демонстрировать нужные языковые умения. В данном случае учитель пренебрег "мастерством" учащихся, уделяя слишком много внимания их "мотивации". Наша вина нисколько не меньше и в том случае, если при всей своей любви к предмету ученик не может успешно практиковать необходимое умение по окончанию курса обучения.

Поскольку успехи учащегося определяются его убеждениями и способностями, приобретенными в результате обучения, этими же факторами должен определяться и успех учителя.

Обучение по некоторым предметам проходит поэтапно, и поэтому нельзя ожидать, чтобы за один семестр студент выучил греческий язык и начал применять его на практике. Но разве не естественно ожидать, что он овладеет этим языком до окончания семинарии? Если ко времени своего выпуска студенты все еще не умеют читать Новый Завет на греческом языке, в этом скорее всего нужно винить учителя. С другой стороны, если студенты ненавидят предмет и поэтому не используют приобретенные знания, в этом снова нужно винить учителя. В обоих случаях в проигрыше остаются учащиеся.

Рекомендация 2. Побуждайте учеников перенимать ваши навыки, а не ваш стиль.

Копирование стиля рождает заурядных учителей.

Будучи учителями, мы отвечаем за то, чтобы научить учеников эффективно владеть каким-то умением, принимая во внимание их личностные качества. Прямые или косвенные намеки на то, что наш путь – единственно правильный, звучат очень самонадеянно. Напротив, мы должны сосредотачивать все свои усилия на том, чтобы помочь ученикам достичь положительных результатов независимо от избранного ими стиля деятельности.

Бог обращает внимание на результаты, а не на способ выполнения работы. Давайте обратимся к книгам Нового Завета. Не вызывает сомнений, что все Писание богодухновенно. Тем не менее, прочитав первую главу Послания к Иакову и сравнив ее с первой главой Послания к римлянам или Книги Откровения, мы сразу же замечаем различие в стилях. Иаков пишет короткими, отрывистыми и четкими предложениями. Павел обращается к римлянам с помощью сложных предложений, прибегая к сложным логическим построениям. Иоанн пишет Книгу Откровения ярким, описательным и эмоциональным языком.

Как такое возможно, если один и тот же Бог вдохновил написание всех книг Библии? Разве они не должны быть написаны в одном стиле? Нет, Бог достигает поставленной цели и дает откровение, не изменяя и не подавляя личность и темперамент автора книги. Если так действует Бог, не следует ли и нам поступать так же?

Иисус демонстрировал этот же принцип, тщательно отбирая Своих двенадцать учеников. Вспыльчивый Петр, прагматичный Иаков, интеллектуальный Фома, организованный Матфей, чувствительный Иоанн – Иисусу нравилось, что Его ученики так непохожи друг на друга. Почему же Он не пытался подвести их под один шаблон? Потому что Христос является также первоначальным автором личности и знает, как использовать любой темперамент для Своих чудесных целей.

Итак, не позволяйте своим ученикам копировать вашу методику обучения, манеру речи и жесты. Проявляйте к ним уважение и цените индивидуальность каждого из них.

Рекомендация 3. Варьируйте процесс обучения в зависимости от обстоятельств и индивидуальных особенностей ваших учеников.

Успешное применение умений зависит не только от знаний, практики и опыта учеников, а также от их природных способностей. У каждого из них свой уровень умственного развития и учебной подготовки, свой социальный статус, свои врожденные физические особенности.

Поэтому, работая с учениками, мы должны ставить цели обучения и строить планы уроков в соответствии с обстоятельствами и индивидуальными особенностями учащихся. Даже наилучшие методики не всегда позволяют ученикам достичь желаемого уровня знаний. В некоторой степени я сам могу послужить примером этому.

Я все еще помню, как во время подготовки к выпускному вечеру наш класс репетировал песню "Ты никогда не будешь одинок". В один из кульминационных моментов я вместе с другими орал изо всех сил.

Вдруг руководитель хора застучал своей палочкой и решительно покачал головой. Было видно, что он чем-то недоволен. "Послушай, ты, – сказал он, глядя прямо на меня. – Да-да, ты, в третьем ряду, сделай мне одолжение. Просто открывай рот, но, пожалуйста, не пой вслух".

Несмотря на все усилия руководителя хора научить меня петь, у него ничего не получилось. Он не мог добиться успеха, потому что Бог, будучи в хорошем расположении духа, дал мне дар "восклицать гласом радости" (правда, с условием в присутствии других делать это очень осторожно).

Недавно мы с женой общались с нашей хорошей подругой, замечательной учительницей, преподающей в шестом классе. Она работает в очень неблагополучном районе. Я поинтересовался, не заметила ли она каких-либо новых тенденций в поведении учеников. Учительница вздохнула и сказала, что три года назад в ее классе было четыре ученика с серьезными проблемами поведения. В этом году такие ученики составляют большую часть класса. За последний семестр отец одного ученика был застрелен из-за наркотиков. Многие учащиеся регулярно подвергаются физическому насилию. Большинство из них живут без отца или матери. Некоторые дети страдают из-за плохого питания. Один двенадцатилетний мальчик несколько раз подряд носил дневник на подпись маме, но каждый раз приносил его обратно неподписанным. На третий день, когда учительница спросила его, почему родители не подписывают дневник, он выпалил: "У меня некому его подписать. Мы живем без отца, а мать ушла куда-то три дня назад. С тех пор от нее ни слуху ни духу. Понятия не имею, когда она вернется".

С чувством глубокой горести и грусти учительница сказала: "Ни по одному из предметов мы не можем давать то же количество материала, что три года назад. Ученики не в состоянии его воспринять. Иногда нам приходится сокращать учебные планы на две трети".

Стараясь дать хорошую подготовку классу, не забывайте принимать во внимание нужды и особенности как каждого ученика, так и коллектива в целом.

Рекомендация 4. Повышайте мотивацию учеников посредством личных взаимоотношений, наказаний и поощрений.

Существует одна общеизвестная истина: чем больше ученики хотят овладеть каким-то умением, тем быстрее и лучше они это сделают. Поэтому, наряду с пятиэтапным методом Закона Вооружения Знаниями, эта рекомендация является ключевой для оптимизации учебного процесса. Усиливайте мотивацию учащихся!

Использование мотивации в работе с учениками заключается в том, чтобы побуждать их следовать к цели с большей решимостью и желанием. Можно выделить три основных стимула к действию:

1. Взаимоотношения с другими людьми.

2. Страх перед наказанием или болью.

3. Надежда получить награду, удовольствие или выгоду.

Все три стимула – универсальны. Если ими умело пользоваться, они будут оказывать воздействие на любую аудиторию в любой ситуации, хотя и не всегда одинаково эффективное. Возьмем, к примеру, такую ситуацию. Вы очень быстро едете по автостраде и видите позади себя мигающие огни полицейской машины. Как, по-вашему, патрульный будет мотивировать вас к тому, чтобы вы впредь не превышали скорость? Будет ли он вам говорить: "Если бы вы действительно заботились обо мне, если бы вы уважали меня и мою семью, вы бы никогда не превышали скорость" или: "Если вы больше не будете ездить с недозволенной скоростью, я куплю вам билет лотереи, в которой будет разыгрываться поездка на Гавайи"? Или же, чтобы заставить вас изменить свое поведение, он воспользуется стимулом страха перед наказанием?

Эффективные учителя в своей практике используют все три стимула. Ясно, что оценки могут служить как поощрением, так и наказанием, в зависимости от качества выполненного задания. Мотивируют ли они к действию? Конечно, да! Так и должно быть. Старания учеников старших классов часто возрастают благодаря надежде получить право не сдавать экзамен при достаточно высоком показателе успеваемости в конце учебного года. Учащиеся-спортсмены часто мотивируются страхом перед наказанием, то есть исключением из команды. Чтобы продолжать принимать участие в соревнованиях, они изо всех сил стараются поддерживать свои оценки на определенном уровне.

Недавно мы с женой ходили в школу, где учатся наши сын и дочь, на просмотр пьесы, написанной и поставленной их любимым учителем. Вы бы видели, сколько сил и времени было отдано за два месяца подготовки к пьесе! Когда спектакль закончился, режиссеру громче всех аплодировали ученики, принимавшие участие в выступлении. Они хлопали, кричали, дарили ему цветы, обнимали и носили его на руках – одним словом, изливали на него свою любовь в течение целого часа.

Что стимулировало этих учеников напряженно работать и достичь невероятно высокого уровня исполнения? Несомненно, любовь и уважение к учителю.

Оцените последние три или четыре проведенных вами урока. Как часто вы осознанно содействовали ученикам в учебе, разжигая в них желание учиться? Как часто вы использовали в качестве стимулов взаимоотношения, награду или наказание? Правильное применение стимулов позволяет опытным учителям перевести своих учеников на более высокий уровень обучения.

Если вы хотите глубже понять вопрос о мотивации, посмотрите на то, как Бог стимулирует человечество поверить в Него и действовать по Его воле. Вы обнаружите, что перечисленные выше стимулы являются действительно универсальными, потому что Бог вложил их в каждого человека. Внимательно изучая Писание, вы также увидите примеры их использования Богом, с тем чтобы побудить нас к действию. Например:

Какое наказание ожидает тех, кто отвергает Христа? – Вечное страдание в аду.

Какая награда ожидает тех, кто принимает Христа? – Вечное блаженство в раю.

К чему должны побуждать нас взаимоотношения со Христом, основанные на любви? – К соблюдению Его заповедей.

Я тщательно изучил все основные библейские отрывки, где либо Бог Отец, либо Иисус Христос, либо Дух Святой подталкивают человека (людей) поступить определенным образом. Не вызывает сомнений, что Бог использует при этом все три стимула.

Зная, что Бог никогда не использует плотские средства для достижения Своих совершенных целей, мы можем с уверенностью следовать Его примеру. Я искренне верю в то, что самые умелые учителя придерживаются Божьих принципов, стимулируя своих учеников с помощью установленных взаимоотношений, наказания и поощрения.

Помните, что в ваши обязанности входит не только помочь ученикам овладеть умением, но и вызвать у них желание использовать его. Надеюсь, что после ваших уроков учащиеся часто говорят о том, как их вдохновило услышанное от вас.

Рекомендация 5. Прежде чем развивать сложные умения, закрепите элементарные навыки.

Чем прочнее фундамент, тем выше здание можно построить на нем. Подобное можно сказать и о процессе обучения: чем крепче ученики овладели элементарными навыками, тем быстрее и успешнее они смогут овладеть сложными умениями.

Работал с детьми, вы, наверняка, сталкивались с тем, что они иногда приступают к изучению более сложного материала, недостаточно усвоив предыдущий. Это все равно, что пытаться решить задачу на деление, не зная таблицу умножения. Такие старания не только безуспешны, но и вызывают все больше разочарования и ошибок со стороны учащихся.

Я столкнулся с результатами безуспешной работы некоторых учителей английского языка старших классов уже во время первой недели своего преподавания в колледже. По меньшей мере сорок процентов студентов были не в состоянии написать работу на уровне, приемлемом для колледжа. Сильно хромала грамматика, написание слов было пародией на орфографию, а зрелые мыслительные процессы и логическое изложение материала совершенно отсутствовали.

Когда мне сдали первые работы, я был настолько поражен, что принес их показать за обедом своим коллегам, опытным профессорам. Увидев их, они засмеялись и понимающе переглянулись: "Брюс, добро пожаловать в реальный мир университетского преподавания!"

В процессе обучения мы должны следовать такому правилу: прежде чем приступать к изучению более сложного материала, следует убедиться в том, что ученики усвоили необходимый минимум. Я знаю одного учителя математики старших классов, который требует от своих учеников безупречного знания таблицы умножения от одного до тринадцати. Каждый месяц все ученики пишут контрольную работу, состоящую из 169 примеров на умножение, и каждый раз они должны заканчивать ее на минуту раньше предыдущей. Допустив хоть одну ошибку, ученик должен каждый день оставаться после уроков и переписывать контрольную до тех пор, пока не сможет за установленное время правильно решить все примеры. Какой мудрый учитель! Он работает над тем, чтобы все учащиеся овладели минимальным уровнем мастерства в этой области знаний.

Темп работы на уроках многих учителей определяется не скоростью усвоения материала учениками, а поурочными планами. Нам нужно быть очень осторожными в данном вопросе и ни в коем случае не поддаваться влиянию идеи о том, что главное – подавать новый материал, а не заботиться о прочности знаний каждого ученика.

Рекомендация 6. Как можно чаще ободряйте учеников на начальном этапе обучения.

Перед всем новым люди, как правило, испытывают беспокойство и страх. Нет ничего плохого в ощущении незначительного внутреннего напряжения, но очень часто наши ученики просто переполнены страхом потерпеть неудачу. Сильные чувства страха и беспокойства являются серьезным препятствием для успешного овладения новым материалом.

Поэтому старайтесь уменьшить страх учеников и усилить их решимость. Эти чувства обратно пропорциональны: когда растет решимость, уменьшается страх; когда растет страх, уменьшается решимость.

Постоянно развивайте в учениках "дар смелости".

Интересно, что даже такой выдающийся лидер, как Иисус Навин, боролся с сильным страхом и сомнениями. Снова и снова Бог повторял ему: "Не страшись и не ужасайся". Бог находил множество путей, чтобы помочь Иисусу Навину набраться храбрости. Обратите внимание на пять способов ободрить класс, взятых всего лишь из нескольких стихов первой главы Книги Иисуса Навина.

1. Пообещайте, что будете рядом.

Напоминайте своим ученикам, что будете находиться рядом с ними на протяжении всего учебного процесса. Очень часто наши страхи возникают из-за боязни одиночества. Поэтому нас сильно успокаивает, когда человек, которому мы доверяем, обещает быть рядом.

"Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь" (1:9).

"Как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя"(1:5).

2. Пообещайте, что ученики достигнут успеха.

Уверяйте своих учеников в том, что затраченные ими усилия непременно окупятся (вспомните слова Христа "Я сделаю вас ловцами человеков"). Мысль о том, что ничего не получится, часто является причиной нашего страха. На начальном этапе обучения мы сильно недооцениваем свои шансы на успех. Поэтому наша уверенность возрастает, когда учитель берет на себя ответственность за достижение нами поставленной цели.

"Итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им" (1:2).

"Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам" (1:3).

"От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши" (1:4).

"Ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им"(1:6).

3. Пообещайте, что ученики преодолеют все трудности обучения. Дайте своим ученикам обещание, что они успешно овладеют даже самой трудной частью вашего предмета. Часто нас сковывает страх, потому что поставленная задача кажется непреодолимой, и мы не представляем, как можно усвоить необходимый материал. В данном случае мы снова получаем сильную поддержку со стороны учителя. Он указывает на те моменты обучения, которые внушают нам больше всего страха, и успокаивает нас обещаниями помочь их успешно преодолеть.

"Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей" (1:5).

Таким образом, Бог пообещал Иисусу Навину победу над великанами земли, над крепостями и городами.

4. Пообещайте ученикам, что успех им обеспечен, если они будут выполнять все от них зависящее.

Убедите своих учеников в том, что они достигнут успеха, если будут следовать вашему руководству и исполнять свои обязанности. Процесс обучения похож на улицу с двусторонним движением: идя навстречу учащимся, мы в то же время делимся с ними своими ожиданиями и требованиями, выполнимыми для всех, и тем самым вселяем в них уверенность в возможности достичь поставленной цели.

"Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон... не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих" (1:7).

5. Пообещайте ученикам, что их знания обязательно обеспечат им успех. Напоминайте своим ученикам о том, что приобретаемое ими умение является гарантией их дальнейшего успеха. Наше беспокойство часто возникает в результате того, что мы не способны увидеть пользу от своего обучения и стараний в будущем. Осознание того, что в ходе приобретения и использования определенных умений мы становимся более опытными и компетентными людьми, внушает нам спокойствие и уверенность. Поэтому "рисуйте" своим ученикам картины их успеха в будущем, когда их нынешние старания окупятся сторицей.

"Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (1:8).

Помните, чем сильнее страх ученика, тем больше он нуждается в вашей поддержке. Поскольку чувство беспокойства возникает на начальном этапе обучения, следует как можно чаще ободрять учеников на первых занятиях по изучению нового материала. Когда кто-либо из них показывает хорошие результаты, похвалите его за это при всех.

Рекомендация 7. Постоянно напоминайте ученикам, что их ценность не зависит от успеваемости.

Когда Христос показал ученикам, что лепта бедной вдовы была куда большим даром, чем внушительные пожертвования богатых, Он освободил нас от необходимости сравнивать себя с другими. Он напомнил нам, что работа оценивается не только исходя из того, что сделал человек, а также исходя из того, что он мог бы сделать.

Использование этого богословского принципа оценивания работы может значительно улучшить процесс обучения. Если мы ограничимся лишь похвалой тех, кто демонстрирует выдающиеся успехи, мы будем похожи на фарисеев, которые приветствуют только богатых и ни во что не ставят лепту вдовы.

В процессе вооружения знаниями мы, подобно Христу, должны принимать во внимание врожденные, Богом данные способности учеников, и поощрять их, по крайней мере, в пяти аспектах работы:

1. Количество усилий. То, как сильно старается ученик, отображает его желание добиться успеха. Это следует замечать и одобрять.

2. Уровень усовершенствования. Перед всеми учащимися ставится одно требование – улучшить достигнутые результаты.

3. Проявление командного духа. Единство и взаимопомощь являются необходимыми условиями для максимально эффективного процесса обучения. Ученики, которые помогают остальным, заслуживают всяческого одобрения.

4. Выполнение работы сверх требуемого. Старайтесь замечать тех учеников, которые "бегут дополнительные круги" после тренировок, посещают факультативные занятия и стремятся превзойти общеустановленные требования.

5. Выдающиеся результаты. Похвала за успешную работу встречается чаще всего, поскольку повод для нее вполне очевидный. Опытные учителя всегда отдают должное выдающемуся мастерству и исключительным результатам учащихся.

Как-то раз я беседовал с одним восьмиклассником, который из-за своих, мягко говоря, слабых успехов по математике считал себя полным неудачником. Вот каким был наш разговор:

– Сколько бы я ни учился и как бы ни старался, мне ни за что не получить больше "тройки". Другие ребята в моем классе и пальцем не пошевельнут, а всегда получают "пятерки".

– И как ты себя из-за этого чувствуешь? – спросил я.

– Я неудачник... И вообще это несправедливо. Не буду больше стараться – к чему все это, если я все равно получаю "тройки"?

Этому парню следовало "обновить разум" в соответствии с тем, как Бог смотрит на данный вопрос. Я нарисовал квадрат и сказал:

– Этот квадрат символизирует тебя. А сейчас ответь мне на такой вопрос: кто отвечает за то, насколько ты разбираешься в математике?

Какое-то мгновение он сомневался. Зная о том, что говорит Библия, он наконец-то произнес:

– Наверное, Бог.

– Хорошо. Теперь скажи, как сильно ты старался на уроках? Прилагал ли ты усилия на все сто процентов? А может, на пятьдесят? На сколько?

– Я старался изо всех сил. В большинстве случаев примерно на 95 процентов.

– Тогда нарисуй в своем квадрате стрелку, доходящую почти до его вершины – уровня, который обозначает девяносто пять процентов.

Он так и сделал, после чего я поставил над этим квадратом "3" – его оценку по математике.

– А сейчас давай посмотрим на твоего друга, который получает "пятерки" без особых усилий. Насколько, по-твоему, он превосходит тебя в математике?

– Он ужасно умный. Наверное, в два раза умнее меня.

Тогда возле первого квадрата я нарисовал еще один, символизирующий этого смышленого ученика. Поскольку он получал "пятерки", я поставил над его квадратом "5". Потом я спросил:

– Как сильно старается твой друг? Как ты думаешь, на сто процентов? Парень засмеялся:

– Он не только не старается, но еще и насмехается над всеми, у кого возникают проблемы. Я знаю, что он умный, но не думаю, что он старается больше чем наполовину. В большинстве случаев он просто валяет дурака.

Я провел линию посередине второго квадрата и возле нее поставил "50 %".

– Сейчас ты видишь два совершенно разных показателя, – сказал я. – Люди вокруг нас смотрят на оценки, потому что они замечают только то, что лежит на поверхности. Угадай, на что смотрит Бог? Он смотрит на то, что люди делают с подаренными им талантами. Бог видит нас изнутри. Исходя из того, как вы обращались с доверенным вам, Он оценил бы усилия твоего умного друга на 50 %, т.е. на "двойку", а твои – на 95%, т.е. на "пятерку".

Вы бы видели, как загорелись глаза мальчика, когда он осознал разницу между школьной оценкой и Божьей. Он тут же заявил, что будет продолжать получать "пятерки" в Божьем табеле.

В двадцать пятой главе Евангелия от Матфея Иисус дает нам еще более яркий пример того, как нужно оценивать свою работу, особенно когда приходится сравнивать себя с другими людьми. Несколько наблюдений из этого замечательного отрывка помогут нам помнить о том, что при оценивании учеников следует учитывать способности, данные им Богом.

1. Бог нам всем дал разные таланты. "И одному дал он [здесь подразумевается Иисус Христос] пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе" (25:15).

2. Бог оценивает нашу работу. "По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета" (25:19).

3. Божья награда зависит не от количественных результатов, а от наших способностей. Первый человек вернул Господину пять талантов, а второй – только два. Выходит, что результаты работы первого слуги превышали результаты второго на 150 %.Но посмотрите, как Христос награждает (то есть оценивает) этих двух людей.'

Имеющего пять талантов: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (25:21).

Имеющего два таланта: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (25:23).

Вы заметили разницу?

Как ни удивительно, эти утверждения совершенно одинаковы! Христос видел, что хотя в количестве сделанного первый слуга намного превзошел второго, все же оба вдвое приумножили вверенное им. По человеческим меркам результаты их работы были совершенно разными, но по Господним – одинаковы.

Поскольку Христос мог сказать "хорошо" за приобретение как двух, так и пяти талантов, мы также должны оценивать результаты работы своих учеников, не сравнивая их с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: