ТЕМА: Регуляция дыхания. Дыхание в изменённых условиях окружающей среды. Функциональные методы оценки внешнего дыхания

Величина дыхательных показателей в организме определяется двумя механизмами: хеморефлексогенным при помощи сосудистых хеморецепторных зон и центральными хеморецепторами, находящимися в области продолговатого мозга. Кроме хеморецепторных влияний, активность дыхательного центра продолговатого мозга определяется еще целым рядом факторов. Среди них наибольшее значение имеет афферентация от механорецепторов альвеол лёгких, поступающих по блуждающим нервам. Также активность дыхательного центра определяется температурой крови, импульсацией, поступающих от сосудистых барорецепторов и от мышечных проприорецепторов, болевыми стимулами, влияниями, связанными с эмоциями и речью.

Эфферентные нервы, иннервирующие дыхательную мускулатуру: диафрагмальный нерв и межрёберные нервы.

Центры: спинальные ( С3 - С5 и Т2 - Т10), бульбарные (экспираторный и инспираторный отделы дыхательного центра продолговатого мозга, в которых имеются ранние и поздние нейроны, находящиеся в реципрокных отношениях). Эти нейроны обладают автоматией. В варолиевом мосте расположен пневмотоксический центр, регулирующий глубину и частоту дыхания.

Дыхательные рефлексы начинаются со следующих рецепторов дыхательной системы: рецепторов растяжения (блуждающий нерв – рефлекс Геринга – Брейера), ирритантных рецепторов (кашель, бронхоспазм), юкстакапиллярных (отёк лёгких), проприорецепторов дыхательных мышц, периферических хеморецепторов синокаротидной зоны и дуги аорты, центральных хеморецепторов продолговатого мозга, терморецепторов.

Цель занятия:

1) знать:

- нервно - гуморальную регуляцию дыхания;

- организацию дыхательного центра и роль различных его отделов в регуляции дыхания;

- механизм смены дыхательных фаз (роль механорецепторов лёгких, мышц, сосудистых рефлексогенных зон и центральных хеморецепторов);

- дыхание в изменённых условиях окружающей среды;

- понятие о гиперкапнии, гипоксии и др.

2) уметь:

- применять основные методы исследования внешнего дыхания и анализировать полученные результаты;

- выполнить функциональные дыхательные пробы и оценить их результаты.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Понятие дыхательного центра. Современные представления о локализации дыхательного центра. Ритмическая активность дыхательного центра. Автоматия.

2) Гуморальный механизм регуляции дыхания. Влияние на дыхательный центр газового состава крови (опыт Фредерика). Механизм первого вдоха новорождённого.

3) Механорецепторы лёгких.

4) Нервно-рефлекторный механизм регуляции дыхания. Роль центральных и периферических рецепторов в регуляции дыхания. Значение афферентной импульсации с механорецепторов лёгких в саморегуляции дыхания (рефлексы Геринга-Брейера).

5) Кашель. Чихание.

6) Дыхание в изменённых условиях окружающей среды. Горная и кессонная болезнь.

7) Понятие об асфиксии, гипоксемии, гиперкапнии, гипоксии, гипероксии.

8) Методы исследования дыхательной системы.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: