Дыханием называется совокупность процессов, обеспечивающих обмен кислорода и углекислого газа между организмом и внешней средой. Процессы эти имеют определённую последовательность. Газообмен между лёгкими и внешней средой называется лёгочной вентиляцией (внешним дыханием); между альвеолами и кровью – лёгочным дыханием; между лёгкими и тканями – тканевым (клеточным) дыханием. Обязательным компонентом дыхания является транспорт газов кровью. Дыхательная система представляет собой совокупность органов, выполняющих воздухопроводящую и газообменную функции. В неё входят полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и лёгкие.
Деятельность функциональной системы дыхания всегда подчинена удовлетворению дыхательной потребности организма, которая в значительной степени определяется тканевым метаболизмом. Для компенсации повышенной дыхательной потребности увеличивается интенсивность лёгочной вентиляции, что выражается в увеличении частоты и глубины дыхания.
|
|
Цель занятия:
1) знать:
- значение дыхания для организма и его этапы;
- биологическое значение оксигемоглобина;
- эффект Бора;
- строение и функции лёгкого;
- характеристику лёгочной вентиляции;
- понятие функциональной системы газового состава крови и её компоненты;
2) уметь:
- приготовить модель Дондерса;
- нарисовать кривую диссоциации оксигемоглобина и двуокиси углерода.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.
6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.
4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
|
|
1) Воздухоносные пути и их значение в дыхании для организма в целом.
2) Строение и функции лёгкого.
3) Внешнее дыхание (механизмы вдоха и выдоха).
4) Давление в плевральной полости. Пневмоторакс.
5) Характеристика лёгочной вентиляции. Значение и объём «мёртвого» пространства. Сурфактант.
6) Газообмен в лёгких и факторы его определяющие.
7) Функциональная система, поддерживающая газовый состав крови. Динамика её работы.
8) Газообмен в лёгких.
9) Транспорт кислорода. Кривая диссоциации оксигемоглобина и её биологическое значение. Эффект Бора.
10) Транспорт двуокиси углерода. Кривая диссоциации двуокиси углерода. Зависимость pH от содержания двуокиси углерода и кислорода.
Задания для самостоятельной работы на занятии: