Сущность и содержание философии Сократа и сократического метода постижения истины

«Не надо в природе искать истину, потому что она создана Богами и там невозможно найти истину, единое мнение».

Самое ценное в жизни – человек, любимое существо Богов, надо его изучать, но в человеке есть 2 начала: телесное и духовное.

Философия Сократа – рационалистическая этика, это начало идеалистической философии.

2ой тезис «Познай самого себя».

“Я знаю, что ничего не знаю” - стремление знать больше и гуще. Метод познания – никогда нельзя ограничиваться тем, что ты знаешь (это самокритичность, форма иронии один из методов, который направлен на самого себя и на собеседника). Важно познание “самого себя”.
В отличие от материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали “прислушиваться к природе”, Сократ подчеркивал значение совести, “внутреннего голоса”, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истин. Даймонион имеет божественное происхождение. Именно посредством этот “даймониона” боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире является человек.


“Одно только благо – знание, и одно только зло – невежество”. На первом плане у философа – стремление к добродетельной жизни, а наиважнейшее условие реализации такого стремления – ясное мышление. “познай самого себя” - именно такое знание должно сделать людей добродетельными. “Как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель?” Познание сути добродетели является предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели.
Для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.
Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Основные добродетели: Сдержанность (как укрощать страсти), Мужество (как преодолеть опасность), Справедливость (как соблюдать бож. и чел. законы). Добродетели считал вечными и неизменными.


Сократ – выраженный диалектик. Он выявляет суть предметов посредством вопросов и ответов в непринужденной беседе, предлагающей сталкновение мыслей и т.д. Суть его – в стремлении достичь правильного знания, обнаруживая противоречия в утверждениях собеседника.

Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: