Специфика решения проблем бытия, познания и нравственности в философии Платона

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство

Платон – основоположник объективного идеализм, т.е. мир идей первичен, мир вещей произведен от мира идей и им порождается. Есть мир понятий. Истина в понятиях. Понятия не субъективны, не те что в человеческом разуме. Они являются прообразом, моделями предметов материального мира. Идеальные сущности – прообразы материальных моделей (наивный идеализм). Философия, по Платону, - это постижение мира идей, «созерцание истины». Платон не может объяснить нам появление материального. Объекты природы получили качества в результате причастности к идеальной сущности. Идеальные сущности бросают тени на материальное. Но тут же появляется вопрос: как идеальное может иметь тень?

Вокруг идеальных сущностей вращаются Боги, души будущих философов, души воинов, души мелких людей. Те, что ближе всего к идеальному созерцают истинную мудрость. Души от впитанного им знания подают вниз и ударяются, однако при рождении душа забывает, что видела. Познание – это припоминание того, что душа видела до своего рождения.

Отдельные предметы всегда включают в себя противоположные свойства. Все, что воспринимается органами чувств, обладает этим противоречием. Конкретные вещи и живые существа не только несовершенны, но и конечны. Существование их всегда временно. Их следует рассматривать как нечто промежуточное между бытием и небытием, и пригодны они лишь в качестве предметов мнения, но не знания. Мнение является мнение о мире6 данном органам чувств, тогда как знание является знанием о сверхчувственном, вечном мире.

Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы:

1) вечные и самосущие идеи

2) преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира

Платон и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима. Тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее самодвижении; все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.

Мир состоит из трех уровней. Мир космоса создал Демиург – высший творец, создатель богов и космоса.

1) высший уровень – мир истины, мир богов и мудрецов, идеальных сущностей.

2) Мир окружающий – природа образовалась в результате падения тени на материальное ничто

3) Подземный мир – мир Аида, мир грешных душ.

Учение о государстве и виды несовершенных государств:

1) тимократия –государством управляют честолюбивые люди

2) олигархия – стремление к еще большему богатству

3) демократия – всеобщее равенство (тупые, умные, преступники). Чрезмерная свобода ведет к полной анархии

4) тирания – самый худший вид правления, где правит сила


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: