Схоластика как феномен средневековой культуры и философии и ее основные проблемы

С 6 – 9 век процесс освоен варварами материальной и духовной культуры античности. Одно из центральных ценностей древнего Рима – христианства. Из-за периода освоения мы видим затишье, время освоения (Гегель – время невежества)

В это время правители государств принимают монахов для обучения грамоте. Эти монахи по разному истолковывают Евангелие. Они заботились о материальном благополучии, чем духовное совершенство.

К концу 9 века формируется религиозно-философская интеллигенция из варваров (местная интеллигенция). На формирование западно-европейской философии повлиял арабско-мусульманский мир.

В 9-11 веке формируется западно-европейская религиозная школа «схоластика» - религиозная школа, которая принимала всех одаренных детей. В 11-12 веке основная проблема схоластики – «универсалии», общие понятия.

Одни утверждали, что между Богом и землей существуют общие понятия – реализм. Это есть выражение мыслей Бога. Бог => универсалии => материальный мир. Бог прежде чем создать мир думал. Сначала у Бога был план, а потом он сотворил мир.

Другие говорили, что Бог всемогущий, он сразу сотворил мир, без плана. Нет никаких общих понятий, это всего лишь названия, которые люди сами дают – номинализм. Эпоха борьбы формирует логику дискуссии.

Схоласты были истинными исследователями, в них сочеталось просветительство. В схоластике господствовало 2 принципа.

«Познаю, чтобы верить, а верую, чтобы понимать». Связь веры и знаний, знания связаны с познанием природы.

Противоречие религия – вера в существование сущностей, а философское знание отражает на рациональное то, что обосновывается, доказывается.

В 12 веке появляется тезис о 2х истинах: истине веры и истине разума. У Фомы Аквинского это основные истины. Истинный христианин должен стремиться к гармонии веры и разума, но сохранить превосходство веры, но вера должна быть разумной.

В философии схоластики было очень много суеверий и мистики.

Фома Аквинский говорит, что вера должна быть разумной, опираться на разум. Нужно отличать монаха от шарлатана. Каждый представляет свое существование Бога.

Фома Аквинский приводит 5 доказательств существования Бога, опираясь на философию Аристотеля.

Каждый процесс имеет свою цель. Эта цель – Бог.

Вокруг нас есть совершенные предметы, любому из них можно сопоставить более совершенный. Бог – самый совершенный.

Схоластика – это огромное достижение. Благодаря ей средневековая философия приобретает свой идеальный образ, хотя и опирается на античную философию. Формируется европейский менталитет, формируется теософия. В конце 19 века возрождается неотомизм. Формируется культура дискуссий, доказательств и размышлений. Человек – высшее творение Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: