Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Основные положения:человек — высшая ценность; развитие индивидуализма; оживление светских настроений, гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности; в формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе; важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени; другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу; характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи бытия; философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. Главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Николай Кузанский: совпадение противоположностей в едином предмете; мир бесконечен и конечен; система способностей: чувство, рассудок, разум
Николай Коперник- Творчество Бога – Творчество природы, приверженец материалист. понимания мира
Френсис Бекон:
Задача философии Бекона: познать единство природы + создать научный метод познания
Создал теорию «Двойственной системы» = Бог познаваем только верой + Природа изучается только разумом»
Философия – это часть культуры, но быть ей частью культуры мешают идолы: идол рода – одухотворение природы, идол пещеры – субъективное восприятие мира, идол театра – вера в авторитет, идол рынка – слова в разных значениях
+ Бекон выработал свой метод познания: имперический – индукцию (от частного к общему)