14 век: завершение эпохи сх-ки, начало эпохи возрождения. Уже нет нищенствующих монахов, кот. занимались ф-фией ради идеи – философы живут богато. Эпоха возрождения хар-ся появлением произведений Шекспира, Леонардо да Винчи.
Направления эпохи возрождения:
1) в сфере культуры: воспевается красота чел. бытия, земной природы, чел-к – вершина творения бога.
2) Натур ф-фия: возврат к ф-фии античности: Коперник, Дж. Бруно, Галилей
3) соц-полит. 1: утопическое (Т. Мор, Макиавелли) 2: реформистское (Лютер, Кальвин)
Эпоха Возрождения - переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Основные положения:
• чел-ек - высшая ценность
• развитие индивидуализма
• оживление светских настроений, гуманизм.
• в форм-ии ренессансного мышления огромную роль сыграло антич. культурное наследие Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).
• важнейшая особ-ть ф-фии Возрождения - антисхоластич. направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
• создание новой пантеистич. картины мира, отождествляющей Бога и природу.
• антропоцентризм.
Представители натурф-фии:
• обосновывали материалистич.взгляд на мир;
• стремились отделить ф-фию от теологии;
• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
• выдвигали новую картину мира (в кот. Бог, Природа и Космос едины, а Земля не явл. центром Вселенной);
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувств. познанию и разуму (а не Божеств. откровению).
Эпоха Возрождения отл-ся не только культурным развитием стран Зап. и Центр. Европы, но и идейным и политич. развитием. Наиболее примечательна в этот период деят-ть 2 так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в кот. люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собств-ть, труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности.
Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно "утопия" значит "нигдея", т.е. место, кот. нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистич. строя, основанного на коллективной собств-ти на средства произв-ва. Сокращенный заголовок гл. произведения Мора - "Утопия" - дал название всему домарксистскому периоду социалистич. и коммунистич. исканий и мечтаний.
Не менее известным мыслителем того же направления эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение "Город Солнца". В 1601 году он начинает свой знаменитый трактат "Город Солнца" о справедливом и разумном государстве.
Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в кот. нет никакой собств-ти, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора - это остров Утопия, у Кампанеллы – отд. взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.