Философия В.Соловьева

Соловьёв- выдающийся мыслитель России. Он обладал глубокими знаниями мировых философских систем и учений и критиковал такие недостатки, как отвлечённость и односторонность: одни подчёркивали всеобщее и рационализм, другие- эмпиризм и частное. Все они заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к осмыслению единого сущего.

Предельно высшим единством сущего, по Соловьёву, был Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, всеблагой любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет всеединство сущего. Всё многообразие сущего скреплено божественным началом. Всё материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии. Таким образом, Стержневым принципом философии Соловьёва является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Из этого вытекает: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три начала истина красота и благо составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь, подрывающую корни эгоизма.

По мнению Соловьёва, философия освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества. Им была заложена основа принципа всеединства. Соловьёв развивал тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западных и восточных культур.

Реальный мир представал у него как самоопределение, или воплощение абсолютно сущего - это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София-Мудрость Божия. Человечество является посредником между Богом и природой, человек должен выступить как освободитель и спаситель природы. В сознание человека уже содержится форма всеединства. Человек должен изменить природу до её одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира. Нравственный смысл личности реализуется в любви к другому человеку, природе, Богу. В сущности, акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как некая вселенская церковь, объединяющая все национальности и снимающая все социальные противоречия и способствующая становлению на земле «царства божьего». Залогом такого единения является объединение католической и православной церквей.

Соловьёв утверждал, что человек – вершина творения Бога. Общество – есть расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не способно это сделать, оно может лишь преградить путь для проявления крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: