- нем.философ, ученый революционный деятель, упомянуть работы «К критике политической экономии»(1859),где изложено понимание исторического процесса, исторического материализма, «Капитал» - механизм общественного развития, производственные отношения, ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844года» - идеи о месте человека в мире, связь гуманизма с глубинными экономическими законами общественного развития, человек как высшая ступень развития материи, способная к универсальной трудовой деятельности, «Тезисы о Фейербахе» - коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре, ярко выражена практическая направленность марксисткой философии
В области теории познания подытожил наработки предшествующих философов и на их основе сформулировал совместно с Ф.Энгельсом методы научного познания мира природного (диалектический материализм) и мира социального (исторический материализм). [«материальные» жизненные – прежде всего экономические – отношения между людьми определяют все остальные происходящие в обществе процессы] [в основу была заложена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов]
Сформулировал также требования к научному исследованию: рассматривать каждое явление (природное или социальное) с точки зрения:
А)условий и причин его возникновения
Б)внутреннего источника его развития (путем вычленения и анализа тех его противоположных сторон, борьбы и единство которых вызывают его изменение)
В)связей и взаимодействий с другими явлениями
Г)тенденций его развития с определением главной из них, ведущей, с тем чтобы прогнозировать его последующие преобразования, и некоторые другие.
В области социального познания К.Маркс стоял на позициях диалектико-материалистического понимания истории человеческого общества как единого, закономерного процесса, имеющего свой внутренний источник развития (им является диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства) и в то же время всецело зависящего от внешних, природных условий.
Считал, что материальный базис общества составляют экономические отношения между людьми, и от них зависят все другие отношения
Развивая гуманистические традиции предшествующей философии, в первых своих работах начал исследование проблем отчуждения, а в последующих трудах выделил пять форм отчуждения человека:
1) от средств труда в результате чего он оказывается формально свободным, а на деле – зависимым от собственника этих средств
2) от продуктов его труда как принадлежащих не ему, а собственнику средств производства
3) от человека как равного ему субъекта человеческих отношений в силу социального, экономического и политического неравенства, господствующего в классово-антагонистическом обществе
4) от подлинной культуры, вообще духовных ценностей общества, которые являются достоянием лишь господствующих классов
5) от всего богатства общественных отношений, над которыми он не властен и которые гнетут его, и, следовательно, от его родовой (человеческой, социальной) сущности.
Все эти формы отчуждения характерны для подавляющей массы людей в классовом обществе и могут быть полностью преодолены лишь в бесклассовом коммунистическом обществе.
В дальнейшем, развивая понимание истории как взаимодействия больших масс людей, К.Маркс создал учение о классовой борьбе как движущей силе истории в условиях классового общества; сформулировал основные моменты учения о государстве. Разработал теорию социальной (социалистической) революции. Заложил основы теории коммунизма, сформулировал главные принципы нового общественного строя и подчеркнул, что каждый народ изберет свой путь к построению коммунистического общества, но первыми к нему придут индустриально развитые страны.
ИЗ ЛЕКЦИЙ ВАЖНО:
¨ Впервые сформулировал категорию практики, в основании формирования нашего духовного мира лежит трудовая деятельность, которая развивается исторически.
(практика как общественно историческая материально-преобразовательная деятельность человека, направленная на преобразование природы, на общество, реализуемая как революция, классовая борьба. Трудовая деятельность позволяет неограниченно преобразовывать вещество природы для удовлетворения материальных, а также духовных потребностей людей.)
Благодаря практике человек воспринимается как социально-историческое существо. Каждое новое поколение сначала осваивает то, что развили его предки, а потом создает новое. Началом познания не является чувственный опыт, а выступает трудовая коллективная деятельность человека. Человек всю жизнь социализируется.
¨ По Марксу: 1место:материальное, 2:сознание, все идеальное >>> взаимосвязь происходит через призму практики
Практика – общественно исторический процесс > сознание человека формируется благодаря материально-преобразовательной деятельности людей. Все наши знания – результат общественно исторической практики.
Когда появляется добавочный продукт > разделение труда > материальная & духовная деятельность
Материальное понимание истории Маркса начинается с тезиса Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет сознание людей».
Что такое общественное бытие? – это материальный жизненный процесс людей.
1) создание материальных благ (люди должны есть, иметь крышу, одеваться)
2) воспроизводство человека
3) производственная деятельность связана с познавательным процессом, распределением функций в процессе труда – разделение труда и производственных отношений – экономический скелет
Рассуждения Маркса об обществе:
«Общество состоит из базиса и надстройки» (базис – основание, надстройка – следствие).
Характеристика базиса определяется уровнем развития производительных сил (главный – человек, потом орудия труда и средства производства).
Общество состоит из 4х сфер:
· Сфера материального производства!!!!!!!!!!!!!!!!!
· Сфера социальных отношений (семья, коллектив)
· Сфера политических отношений
· Сфера духовного производства (право, наука, философия)
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКСИЗМА ВКРАТЦЕ:
– Одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли XIX-XXвв., возникает в сер.184-х гг., основатели К.Маркс и Ф.Энгельс.
Характерные черты:
ü Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом
ü Развитие природы понимается как саморазвитие, как диалектический процесс перехода от низших форм движения материи к высшим
ü Исторический процесс истолковывается с материалистический позиций как естественный и закономерный (естественно-исторический)
ü Особая роль отводится материально-практической деятельности человека
ü Диалектико-материалистическая позиция выражает интересы пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития
ü Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (колич.) изменений к качественным, т.е.означает революцию, скачок в развитии общества
Сам Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости.