Особенности философского материализма А.Герцена и Н.Чернышевского

Чернышевский и Герцен – западники, материалисты. Указывали на общность исторических задач России и ЗАПАДА. Они об считали, что демократия неразрывно связана с с экономическим раскрепощением народных масс. Во главу угла ставили способность народных масс(бывших крепостных) влиять на власть. Для развития слабых и подавленных крепостным правом народных масс необходимы реформы и широкое просвещение. Поэтому для этих философов философия была не отвлеченной теорией, а орудием изменения российской действительности. Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы революционной демократии. Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего философа того времени - Людвига Фейербаха.
Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень многих философов, но своим учителем называл только Фейербаха.Чернышевский критикует идеалистическую сущность гносеологии Гегеля и его российских последователей, указывая, что она идет не от материального мира к сознанию, что она рассматривает природу и человека как порождение абстрактных понятий, божественной абсолютной идеи.
Чернышевский отстаивает материалистическое решение основного вопроса философии. Наряду с критикой идеалистической философии и материалистическим решением вопроса об отношении мышления к бытию, Чернышевский вел борьбу против агностицизма, всевозможных теорий, утверждавших непознаваемость мира, явлений, предметов. В своих статьях "Критический взгляд на современное эстетическое понятие", "Комическое и трагическое" и других Чернышевский, высмеивал идеалистические философские системы за их пустоту и никчемность, за их оторванность от жизни народа, от потребностей общественного развития, показывал, то эти системы не выдержали натиска материалистических воззрений, победоносно утверждающихся в философии, в науке.Герцен высказывал глубокие, близкие к совершенному пониманию идеи о движении, материи.Он также отстаивал идею о познаваемости мира, настаивая на единстве опыта и умозрения в познании, т. е. единстве чувственной и рациональной ступеней познания.

Герцен внес огромный вклад в разработку проблемы диалектического метода. В качестве его основных достоинств он выделял требования рассматривать явления в развитии, в целостности.Осваивая диалектику Гегеля, Герцен многое сделал для осмысления связей философских категорий (сущность и явление, содержание и форма).

Герцен трактовал диалектику как алгебру революции, т. е. считал необходимым использовать диалектику, как для осмысления действительности, так и для организации деятельности по ее преобразованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: