Межнациональный конфликт»: общая характеристика понятия

В последние десятилетия ХХ века в общественно-политическом дискурсе получили название эры «этнического ренессанса». С распадом СССР, Югославии, с ростом этнической напряженности на Ближнем Востоке, в Европе и Канаде проблематика межнациональных конфликтов все чаще привлекает внимание политологов, социологов, этнологов, антропологов, теоретиков международных отношений. Но даже беглый взгляд на конфликтные ситуации с участием этнических групп позволяет понять, что понятие «межнациональный конфликт» толкуется достаточно произвольно. Большей частью внимание фокусируется на тех аспектах этнического конфликта, которые являются близкими к проблематике определенной дисциплины.

С другой стороны, термин «межнациональный конфликт» стал в последнее время чуть ли не общим знаменателем, своеобразным деноминатором для обозначения различного рода социальных и политических конфронтаций. Однако кажется дискуссионным, что использование прилагательного «межнациональный» может поспособствовать лучшему выяснению причин групповой мобилизации, выработке средств урегулирования конфликта.

Возможно, выяснения сути явления через призму «этнической идентичности» является не совсем правильным. В этой ситуации проблематика межнационального конфликта приуменьшается, так как ограничиваются возможности изучения явления в интегрированной форме.

В связи с этим важно осветить наиболее дискуссионные проблемы теоретико-методологического характера, появляющиеся в современной научной литературе по проблеме межнационального конфликта.

Подавляющее большинство исследователей отмечает, что, несмотря на значительное внимание к проблеме межнационального конфликта, как в пределах традиционных общественных дисциплин, так и в современных междисциплинарных исследованиях, до сих пор нет четкого ответа на вопрос, что являет собой межнациональный конфликт: или это форма социального конфликта, участниками которого становятся этнические группы, или, возможно, тип групповых, общественных конфликтов. В общем, исследователи выделяют более 10 видов самих межнациональных конфликтов (см. Рис. 1. Приложение «А»):

1) политико-правовые;

2) социально-экономические;

3) культурно-языковые;

4) территориально-статусные;

5) сепаратистские;

6) реалистические;

7) нереалистические;

8) мирные;

9) с использованием военной силы;

10) между центром и субъектами;

11) между региональными и местными органами власти;

12) между группами коренной и некоренной национальности;

13) микроконфликты на личностном уровне.

В истории человечества можно найти массу примеров каждого вида вышеперечисленных конфликтов.

Изучение межнациональных конфликтов значительно осложняется тем, что, с одной стороны, проблема рассматривается в русле традиционных общественных дисциплин, а с другой – ни в одной из них не было выработано целостной теории межнационального конфликта. Поэтому возникает вопрос: нужно ли иметь отдельную теорию для каждого типа конфликтов (межличностного, группового, классового, этнического, политического и т.д.) или следует рассматривать различные проявления конфликтных отношений с общей перспективы.

На Западе дискуссии по этому поводу начались еще в начале 1950-х годов. Исследователи, склонные к генерализации, утверждают, что непосредственное изучение отдельного типа конфликтов, скажем, межнационального, не может дать достаточной информации для построения теории, способной объяснить изучаемое явление. Если принять во внимание эти соображения, то можно сделать вывод, что при отдельном изучении типа конфликта могут оставаться без внимания важные факты или переменные величины, необходимые для адекватного его понимания (что, несомненно, важно в журналистике). То есть, отдельная теория (например, теория межнационального конфликта) будет несовершенной, поскольку не учитывает сравнение с другими типами конфликтов и не подпадает под общую теорию конфликта.

Аргументы представителей обобщенного подхода к изучению конфликтных явлений сводятся к тому, что научная ценность общей теории заключается в ее способности обеспечить более полное понимание каждого отдельного типа конфликта, чем это можно было бы сделать в рамках специальных теорий и, соответственно, лучше объяснить целый ряд конфликтных явлений[1] [11, С. 48].

Другая группа ученых не подвергает сомнению необходимость обобщенного изучения конфликта, однако ставит вопрос о необходимости его постепенного наращивания. Их аргументы вытекают из тезиса
Р. Мертона о том, что эмпирически проверенные «теории среднего уровня» являются первостепенной задачей социологического анализа. Р. Дарендорф в своих ранних трудах разделял этот взгляд. Он отмечал, что общая теория конфликта - неотъемлемый компонент целостной теории общества[2] [2].

Некоторые авторы склонны рассматривать конфликты в их самых разнообразных формах и проявлениях. Выступая против обобщенного изучения конфликта, они утверждают, что отдельная теория для определенного типа конфликта была бы полезной в познавательном плане, чем общая теория[3] [3]. Аргументируется такой подход тем, что глубокое понимание классового, религиозного или этнического конфликта предполагает изучение особенностей того или иного его типа, а не включения его общей теории.

Теоретические дискуссии о том, чем является межнациональный конфликт, непременно отталкиваются от понятия «межнациональный». Сама по себе проблематика межнациональных отношений, что в течение последних десяти лет активно дискутируется в среде обществоведов, своим появлением поставив под сомнение распространенное еще недавно убеждение, что национальная идентичность, групповая солидарность и вызванный ими национализм относятся к пережиткам общественной жизни. Источники этого убеждения, с одной стороны, можно увидеть в традиции либерализма, которая, подчеркивая индивидуализм, предсказывала исчезновение общественных групп, которые возникают на основе общего происхождения (рождения), то есть приобретенными, приписанными, отличными от рационализма. С другой стороны, марксизм предсказывал исчезновение этничности и национализма, утверждая, что классовая солидарность вытеснит национальную / этническую солидарность. Последняя рассматривалась как средство поддержания равновесия капиталистического мира[4] [18, С. 47].

Недооценка этнического фактора в начале ХХ века обошлась политикам, особенно народам, которых они представляли, слишком дорого. Это и пересмотр основ Версальской системы в Европе, и появление новых источников напряжения на Балканах и Ближнем Востоке, замалчивание этноцида армян в Турции, другие трагические события, отголоски которых еще и сейчас не утих в разных уголках планеты. Этничность, как оказалось, не исчезла в ходе глобализации и универсализации мира. Есть основания считать, что возрождение этничности уже в конце ХХ века было вызвано реакцией на упомянутые выше процессы[5] [20, С. 33].

Западные ученые достаточно широко понимают термин «межнациональный конфликт». Как правило, он используется для обозначения различных противоречий между этническими группами, нациями и даже государствами, а также между этническим большинством и меньшинством в многонациональных государствах. Этот термин используется также для обозначения общественных движений межнационального характера, сепаратизма и ирредентизма, разного рода агрессии против национальных символов.

Итак, межнациональными часто называют конфликты с ярко политической окраской. Разница между межнациональном политизированном общественными конфликтами проявляется при сравнении переменных их величин. Для анализа политических конфликтов характерными являются переменное относительное равенство, сила и иерархическая зависимость сторон, тогда как для анализа межнациональных конфликтов определяющими переменными считаются степень угрозы национальной идентичности группы и угроза физическому
существованию[6] [22, С. 98].

Такое широкое понимание конфликта вряд ли может обеспечить четкое определение понятия, а также использоваться для аналитического изучения явления. Поэтому в данном исследовании следует использовать термин «межнациональный конфликт» в узком смысле, что позволит отделить собственно межнациональный конфликт от близких к нему явлений. Формальное определение межнационального конфликта может быть таким: межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений[7] [41, С. 89].

Как видим, межнациональный конфликт как теоретическая проблема и эмпирическое явление еще далеко не изученный феномен. Несмотря на значительное количество научной литературы больше всего проблем существует именно в области теоретического изучения конфликта. И по сей день среди исследователей нет единства ни по определению понятия. В предложенном в данном исследовании подходе подчеркивается рассмотрение этнического конфликта в узком смысле как явления внутрисистемного. С одной стороны, это позволяет отделить его от международных конфликтов, где инициаторами часто становятся доминирующие этнические группы, но участниками - суверенные государства. С другой стороны, это дает возможность отграничить межнациональный конфликт от других форм антагонистических этнических отношений, в первую очередь таких, как соперничество и неприязнь. Сущностью межнационального конфликта является борьба за важные коллективные материальные и нематериальные ценности. Борьба может приобретать вид, как прямой физической конфронтации, так и косвенных агрессивных действий.

С целью предотвращения и урегулирования этнических конфликтов дальнейшие научные поиски стоит сосредоточивать вокруг психологии конфликтов и ее использования в изучении явления межнационального конфликта.

История человеческой цивилизации насыщена разнообразными конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты, десятки стран и народов, другие затягивали большие и малые общественные объединения, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытались решать противоречия, которые возникали между ними, ведь всегда мечтали и мечтают о бесконфликтном обществе. Даже возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов[8] [37, С. 14].

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой и пытались воплотить их в реальную жизнь. Однако, к сожалению, все заканчивалось неудачно, а сами попытки приводили к возникновению еще более жестоких столкновений. И сегодня конфликты являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Не исключено, что XXI век поставит человечество перед сложной дилеммой: либо он станет веком конфликтологии, или будет последним в истории цивилизации[9] [10, С. 23].

В XX веке различные конфликты стали основной причиной гибели людей. Состоялось две мировые войны, около 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, борьба за власть, убийства, самоубийства. По приблизительным оценкам они унесли жизни около 300 млн. человек. Медленно, но неуклонно развивается, совершенствуется и распространяется оружие массового уничтожения. Проводятся испытания ядерного оружия. Внутриполитическая борьба является одним из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях часто совершают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и порядок с самим собой являются важнейшими условиями счастливой жизни каждого
человека[10] [28, С. 19].

Все это свидетельствует о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Проблемами конфликтов интересуются не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, педагоги, руководители, социальные работники, журналисты - все, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. Во многом этот интерес обусловлен ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, ростом потребности людей в практической помощи по решению конфликтов.

Отметим, что мы, к сожалению, оказались не готовы к такой ситуации. Ориентация на бесконфликтное развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело к ее фактическому исключению из научных исследований. Еще одним следствием такой ориентации стало то, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами, не хватает подготовленных специалистов. Вместе с тем работа некомпетентных «специалистов» по преодолению конфликтов может только ухудшить ситуацию. Попытки копировать опыт зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных проблем, оказываются малоэффективными. Возможно, потому, что их наработки не рассчитаны на универсальное применение[11] [46, С. 87].

Поэтому, на современном этапе развития общественных наук в целом и психологии в частности в нашей стране существует противоречие. С одной стороны, осознаваемая необходимость научного осмысления и практической работы с конфликтами. С другой стороны - мы оказались не готовы к такой работе. И это противоречие касается прежде психологов. Ведь проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, которые переживает человек, являются источником развития личности. Они определяют конструктивный или деструктивный жизненный сценарий личности.

Не менее важную роль играют конфликты и в социальной жизни человека: и в интерперсональных отношениях, и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, можно утверждать, что проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. Это правомерно и для межнациональных конфликтов.

Как уже говорилось ранее, актуализация проблемы межэтнических конфликтов, вызванная распадом СССР, породила ряд этнических конфликтов. Вместе с тем межэтнические конфликты стали движущей силой развития общества, в котором важную роль сыграли амбициозные политические лидеры, которые для достижения собственных целей использовали этнонациональные факторы.

Не случайно многие из отечественных ученых уделяет этой проблематике большое внимание. В теории отношений между этносами и народами придерживаются деления национализма на общественный и этнический, изучают институциональные решения, поведение этнических и этнотерриториальных субъектов, характерных для своей страны[12] [20, С. 124].

Решение национального вопроса и проблем, которые возникают в связи с определенными несправедливостями, возникающими в межнациональном общении, свидетельствуют, что межнациональные напряженные и спорные вопросы будут существовать всегда, а их урегулирование заключаться в поиске путей гармонизации межнациональных отношений, в предотвращении перерастания этих противоречий в межнациональные конфликты.

В частности, причины значимости межнациональных конфликтов объясняет в своей инструменталистском концепции Джордж Брейли. По его мнению, которое с ним разделяют немало сторонников инструментализма, возникновение межнациональных и межэтнических конфликтов является реакцией не в экономическое угнетение или стремление защитить свою этническую идентичность, а как результат деятельности определенных политических сил или процессов модернизации. Модернизация ставит одни этнонациональные сообщества в зависимое положение от других и усиливает социальную мобильность и одновременно неравенство[13] [29, С. 44].

Вопросы основных факторов, средств достижения мира и предупреждения конфликтов на этнической почве привлекает к себе внимание не только со стороны психологии, но и со стороны правительств, общественных организаций национальных государств, международных организаций.

Нетерпимость является одной из глобальных проблем современного мира. Снижение уровня толерантности подрывает принципы демократии, приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Зато высокий уровень толерантности способствует укреплению политического и социального фундамента демократической государственности, гражданского общества, национального единства.

Проблема толерантности, как охватывающей социальные процессы и психологию, касается всей сферы общественной жизни: социальной, религиозно-конфессиональной, политической, личностной, межэтнической. Вопрос межэтнической толерантности актуализируется в мире с ростом количества межэтнических конфликтов, угрозы мирному сосуществованию и установлению конструктивных взаимодействий между различными этнокультурными группами на международном уровне и внутри национальных сообществ.

Как отмечают специалисты по данной проблеме, этнические различия - это самый важный источник крупномасштабного конфликта внутри государства[14] [13, С. 120]. Отсюда понятна актуальность этнических проблем. Ученые предупреждают, что очередной цикл обострения этнонациональных конфликтов состоится уже в начале 20-х гг. XXI века. Сегодня почти каждый этнос пытается построить свое собственное государство, обеспечить участие на высшем государственном уровне, создать лучшие условия для своего существования.

Конечно, настоящая безопасность собственной этничности может быть достигнута только благодаря поиску консенсуса и обеспечения безопасности каждой из этнических сообществ, проживающих в полиэтническом государстве - это фактор, наконец, должен обеспечить стабильность в стране, регионе, мире в целом.

Характерным признаком общественного развития в этом смысле является актуализация трех аспектов общественно - политической жизни: этнического, социокультурного, миграционного.

Так, миграция порождает негативные тенденции развития межнациональных отношений, которые связаны в конкуренции в отраслях занятости, проживания, общения. Во многих случаях большинство, приехавшее на новое место жительства, демонстрирует к новой среде негативное, а иногда и враждебное отношение.

Несмотря на все негативные оценки миграционных процессов, не следует забывать и о положительных их последствиях, а именно: сокращение дистанции между народами, воспитание взаимной терпимости между этносами и т.д..

Процесс самокомплементации, конечно, характерный для коренного населения. Он сопровождается враждой к мигрантам и приводит к такой же реакции последних, вследствие чего происходит, по сути, «зеркальное отражение» сторон. Это явление не является новым. Так, арабская сторона во время палестинского конфликта усиленно обвиняет израильтян в терроризме, а остальные еще не так давно в том же обвиняли своих оппонентов. Похожее взаимное обвинение происходит между индейцами и пакистанцами, афганцами и американцами, армянами и азербайджанцами. Подобная «имиджевая» деятельность вызывает сокращение непосредственных личных контактов и снижение уровня коммуникации и толерантности. Одновременно возможно, что такие действия способствуют и уменьшению силы конфликтов, поскольку дают оппонентам возможность на определенное время «выпустить пар»[15] [35, С. 40].

Общение происходит и когда встречаются представители различных этнических групп, подлежащих взаимному влиянию. При этом «меньшая» группа пытается сохранить свои границы, что иногда приводит к стереотипизации этой группы большинством населения, а это, в свою очередь, приводит к возникновению различных предубеждений, до ксенофобии и дискриминации[16] [39, С. 29].

Свобода выбора и ответственность за сделанный выбор - вот атрибуты любого гражданского общества. С точки зрения человеческой свободы, толерантность является конечной ценностью. В странах западной демократии толерантность традиционно воспринимают как терпимое отношение к определенным вещам или явлениям, которые допускают в том или ином смысле право таких вещей на существование[17] [17, С. 18]. Уровень межэтнической толерантности оценивается в двух измерениях:

- Психологическом - как готовность к сближению или неприятию людей другой национальности;

- Политическом - как действие или реализация через законы и традиции отношения к различным этническим группам, которые становятся общественной нормой.

Оба измерения является сущностной составляющей феномена толерантности, высокий уровень которой составляет ценность и социальную норму гражданского общества, обеспечивает общественно-политическую стабильность и гармонию межэтнических отношений.

Человек может изменить свое мировоззрение, свой ​​экономический и социальный статус, но свою этническую принадлежность не может изменить. А когда последняя накладывается на проблемы статуса, экономические и другие проблемы, то образуется сильный заряд социального напряжения. Достаточно сложными в системе государственной этнополитики являются конфликты на миграционном основе. Ученые считают, что если конфликт решает перспективные, эволюционные проблемы, то их считают движущей силой эволюционного процесса. Нарушение прав человека и межэтнические конфликты все чаще становятся причиной как массовых миграционных процессов, так и перемещения населения внутри страны[18] [11, С. 56].

Целенаправленное упорядочение миграционных потоков, преодоление негативных последствий и неконтролируемых процессов миграции, обеспечение условий реализации прав мигрантов, защиты искателей убежища, беженцев должно стать средством решения указанных проблем.

Следовательно, обеспечение этнополитической стабильности достигается благодаря учету и удовлетворению интересов этнических сообществ, достижению баланса с интересами других этносов, а также с общенациональными и общегосударственными интересами.

Относительно Российской Федерации, то бесконечный процесс зарождения и развития этнополитических напряжений влияет на стабильность и безопасность российского полиэтнического общества, а также на осуществление реформ и преобразований. Можно утверждать, что этнополитические конфликты представляют собой движущую силу общественного развития, поэтому важно овладеть искусством их управления и урегулирования. Межнациональные конфликты возникают между политизированными этносами в процессе их выхода на арену политической жизни, противостояния, борьбы между ними за сохранение или изменение статуса, за контроль над территориями, ресурсами, за влияние на органы власти и т.д.. В решении межэтнических проблемных ситуаций в России важное место должно принадлежать утверждению стабильности, принятию правовых актов, достижению консенсуса и согласия. Для мира и спокойствия в суверенной Российской Федерации, согласия в межэтнических отношениях, нормализации этнополитической ситуации важное место в стране должна принадлежать разработке эффективной технологии управления сферой межэтнических процессов, созданию надежного действенного механизма предупреждение негативных явлений, прогнозирования этнополитических процессов[19] [36, С. 104].

Итак, понятна потребность тактических решений и действий, которые способствовали бы развитию и укреплению межэтнической толерантности, а также выработка стратегических подходов к межнациональным и межрелигиозным отношениям следующего десятилетия. А в воспитании подрастающего поколения следует ориентироваться на формирование такой культуры межэтнических отношений, при которой наличие в непосредственной близости представителей другой культуры восприниматься как несомненное благо, как бесценный дар, который делает жизни каждого богаче, разнообразнее и интереснее. И, несомненно, в формировании межнациональной толерантности особое место принадлежит именно журналистике и средствам массовой информации, как одной из главных их функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: