Цель содержательных теорий мотивации заключается в том, что руководство должно установить потребности своих работников и определить средства и способы их удовлетворения, соотнесенные с достижением его успеха в процессе реализации целей предприятия.
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются иерархия потребностей по Маслоу, теория потребностей Мак Клелланда, двухфакторная теория Герцберга.
Иерархия потребностей по Маслоу включает пять уровней потребностей:
1) физиологические потребности человека в еде, воде, убежище, отдыхе и др.;
2) потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребность в защите от физических и психологических опасностей и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
3) социальные потребности, к которым относятся принадлежность к коллективу, его поддержка и наличие чувства принадлежности к кому-либо или чему-либо;
|
|
4) потребности в уважении — включают потребности в самовыражении, личных достижениях, компетентности, в признании со стороны окружающих;
5) потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Теория потребностей Мак Клелланда также связана с формулированием различных уровней, Мак Клелланд делает упор на потребности только высших уровней (вторичные потребности, по Маслоу), формулируя их как потребность власти, потребность успеха и потребность причастности. Потребность власти отражает желание конкретного человека получить возможность воздействовать на других людей; потребность успеха определяется процессом доведения работы до успешного завершения; потребность причастности — аналогична мотивации по Маслоу.
Двухфакторная теория Герцберга аналогична двум предыдущим. Ф. Герцберг сформулировал свою модель потребностей исходя из положения, что существуют две категории факторов: факторы гигиены и факторы мотивации. Факторы гигиены включают политику организации, условия работы, заработок сотрудника, межличностные отношения и степень непосредственного контроля работы конкретного человека руководителем. Факторы мотивации отражают успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности и возможности творческого и делового роста.
Теорию Герцберга называют также теорией двойственности в силу того, что в двух группах факторов рассматриваются два их проявления: положительное и отрицательное проявление. Данные проявления по-разному определяют удовлетворенность от различных факторов.