Процессуальные теории мотивации

В рамках процессуальных теорий мотивации не отрицается существование потребностей, но считается, что поведение личности определяется не только ее потребностями. Оно является также функцией восприятия и ожидания, связанной с данной ситуацией, включая возможные последствия выбранного типа поведения.

В качестве основных процессуальных теорий в менеджменте обычно рассматривают: теорию ожиданий, теорию справедливости и модель Портера — Лоулера.

Теория ожиданий базируется на том, что наличие активной потребности не является необходимым и единственным условием мотивации человека на достижение цели. Определяет важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты, результаты — вознаграждение и вознаграждение — удовлетворенность вознаграждением. Важный вывод из этой теории: если значение любого из этих трех практически важных для определения мотивации факторов будет мало, то мотивация будет слабой и результаты труда низкими.

Содержание теории ожидания удобно представить моделью (по В. Вруму):

Мотивация = (3 — Р) х (Р — В) х Удовлетворенность вознаграждением.

Теория справедливости основывается на том, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят это отношение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.При определении несоответствия усилия и вознаграждения, оцениваемом конкретным сотрудником как несправедливость. Устранить это несоответствие можно увеличив вознаграждение либо уменьшив усилие. Важный вывод из этой теории: до тех пор, пока люди не будут считать вознаграждение справедливым, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом следует иметь в виду, что оценка справедливости носит субъективный характер, так как справедливость оценивает сотрудник.

Комплексная модель Портера — Лоулера включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Портер и Э. Лоулер ввели в разработанную ими модель пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Модель Портера — Лоулера реализует следующие зависимости:

♦ результаты, достигнутые сотрудником, зависят от: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, осознания им своей роли в процессе труда;

♦ уровень затраченных усилий зависит: от ценности вознаграждения; веры человека в наличие прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением;

♦ достижение требуемого уровня результативности может повлечь вознаграждения: внутренне - чувство удовлетворения от выполненной работы, самоуважения; внешнее - похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

♦ удовлетворение — результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости.

Достигнутые сотрудником результаты зависят от приложенных им усилий, его способностей, а также осознания сотрудником своей роли в организации. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.

19. Финансовый механизм и основные инструменты управления финансовой деятельностью предприятия.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Финансы, в свою очередь, выступают инструментом воздействия на процесс производственно-сбытовой деятельности промышленного предприятия. Это воздействие реализуется через финансовый механизм.

Финансовый механизм представляет систему действий финансовых рычагов, которые выражаются в организации, планировании и стимулировании финансовых ресурсов.

Основными элементами финансового механизма служат: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение; информационное обеспечение.

Совокупность финансовых методов составляют: планирование и прогнозирование; кредитование и самокредитование; системы расчетов; страхование и залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; лизинговые операции; факторинг; взаимоотношения с учредителями, другими хозяйствующими субъектами, органами государственного управления и др.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить риск и выгодность конкретного способа вложения денег, эффективность работы предприятия, скорость оборачиваемости капитала и его (предприятия) производительность и рентабельность.

Финансовыми рычагами являются: прибыль от хозяйственной деятельности предприятия; амортизационные отчисления; финансовые санкции; цены на продукцию (услуги); дисконтированные целевые фонды, паевые взносы, вклады; прямые, портфельные и другие инвестиции, а также другие поступления и выплаты.

Основными инструментами финансового менеджмента выступают:

1) Финансовая отчетность.

2) Финансовые показатели, рассчитываемые по данным финансовой отчетности.

3) Финансовый анализ результатов отчетности и показателей.

4) Финансовое планирование.

5) Финансовый контроль.

Решение конкретных задач финансового управления предприятием предусматривает:

1. Разработку финансовой политики предприятия и ее реализацию с использованием различных финансовых инструментов.

2. Принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку мероприятий реализации.

3. Информационное обеспечение эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия путем составления и анализа финансовой отчетности.

4. Оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций, в том числе оценку затрат на капитал, а также финансовое планирование и контроль.

5. Организацию работы необходимого аппарата и обеспечение управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: