Разработка программы реструктуризации – это целый комплекс работ, начиная от проработки концепции реструктуризации предприятия, целей и стратегий его развития до формирования конкретного бизнес-плана
реструктуризации.
Качественная программа реструктуризации, основанная на реальном представлении о внутренней и внешней среде предприятия, является залогом дальнейшей ее реализации.
В процессе разработки таких программ решаются следующие важные задачи:
• осуществляется поиск внутренних неиспользуемых резервов предприятия и дополнительных источников материальных и финансовых ресурсов, а также реальных возможностей для экономии на текущих расходах предприятия;
• тщательно изучаются возможности и направления развития предприятия с точки зрения потребностей рынка и
возможностей имеющихся на предприятии технологий производства и ресурсного обеспечения;
• изучаются и прорабатываются возможности проведения мероприятий по сокращению кредиторской задолженности;
|
|
• прорабатываются возможности реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
• изучаются возможности и методы привлечения внешнего финансирования для обеспечения текущей финансово-
хозяйственной деятельности и перспективного развития предприятия.
В целом организация работ по разработке программы содержит два этапа:
1) Подготовительный этап, на котором формируются основные документы, ор-ганизационного характера, определяющие основные направления (концепцию, цели и задачи) реструктуризации;
2) На втором этапе разрабатываются:
-концепция реструктуризации;
-программа реструктуризации предприятия.
При разработке и обосновании программы реструктуризации конкретного предприятия должны быть проанализированы возможности и потенциальные преимущества принятой ориентации применительно к конкретным сферам бизнеса. В том числе стратегические перемены на предприятии должны быть направлены на создание товаров рыночной новизны, реконструкцию и техническое перевооружение производства, а также обучение персонала и приобретение необходимых для успешной конкуренции навыков.
Для реализации принятых программ необходимо выполнение следующих условий:
-Наличие лидера, знающего рынок, умеющего предвидеть его динамику. В отличие от «классического» менеджера, умеющего планировать, контролировать и управлять финансами, производством, лидер преобразует и обновляет, предвидит возможности, которые не видят другие. Лидер формирует стратегию и направляет творческую энергию работников на реализацию этой стратегии.
-Выработанная стратегия (программа выхода из кризиса) не должна быть декларацией. Главное не «что делать» и даже не «как делать», а главное «кто делает».
|
|
-Новая оргструктура должна отражать стратегию выхода из кризиса и комплектоваться способными, независимыми специалистами, в конкретную работу которых лидер не вмешивается. Он отслеживает процесс через систему управленческого учета.
-Делегирование полномочий, в рамках которого работники разворачивают мероприятия антикризисной программы, чем обеспечивается отдача на вложенные, ресурсы.
-Децентрализация, при которой каждое подразделение, центр финансовой ответственности становятся рыночно чувствительными и вносят свой существенный вклад в результаты реализации программы за счет многофункционального командного подхода.
-Анализ, сегментирование и моделирование рынка, позиционирование товара.
-Выбор приоритетов распределения средств с учетом интересов предприятия в целом и оценка последствий принимаемых решений.
«МЕНЕДЖМЕНТ НОВЫЕ»
1.Содержание и характерные черты менеджмента.
2.Виды и уровни менеджмента на предприятии.
3.Успешное управление предприятием. Факторы успеха. Общие подходы к управлению, направленному на успех.
4.Стратегический подход к управлению предприятием.
5.Экономическая и социальная эффективность менеджмента.
6.Основные принципы и функции внутрифирменного управления.
7.Развитие форм и содержание внешнеэкономической деятельности предприятия, корпорации.
8.Особенности и содержание маркетинговой деятельности как специфической функции внутрифирменного управления.
9.Использование маркетинговых программ для управления производством.
10.Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования. Формы и виды планов промышленного предприятия.
11.Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии.
12.Содержание функции организации. Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению.
13.Проектирование и оценка эффективности организациооных структур управления предприятием.
14.Контроль как функция менеджмента.
15.Содержание и формы управленческого контроля.
16.Сущность функции мотивации. Современные теории мотивации.
17.Содержательные теории мотивации.
18.Процессуальные теории мотивации.
19.Финансовый механизм и основные инструменты управления финансовой деятельностью предприятия.
20.Финансовая политика и управленческие решения по финансовым вопросам.
21.Содержание инновационной деятельности и сущность инновационного менеджмента на предприятии.
22.Основные задачи и этапы инновационного процесса создания нового продукта.
23.Лидерство и понятие стиля руководства.
24.Классификация стилей и ситуационные модели эффективного руководства.
25.Управление персоналом предприятия. Система и направления работ по управлению трудовыми ресурсами.
26.Сущность управления производством. Общая стратегия и направления производственной деятельности.
27.Оперативное планирование и управление производственной системой.
28.Экономические методы управления в менеджменте.
29.Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования.
30.Конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности.
31.Современные концепции управления качеством.
32.Всеобщее управление качеством и управление предприятием. Элементы качества и модели управления предприятием.
33.Реформирование, адаптация, реабилитация и реструктуризация: Сущность и основное содержание работ.
34.Проблемы обеспечения проведения стратегических перемен на предприятии и пути их разрешения.
35.Разработка и реализация программы реструктиризации и развития предприятия.