double arrow

Желание


Это качество связано с божественными деяниями и тоже подтверждается Кораном и Сунной. Качества, связанные с божественными деяниями (сифат фиълийя), определяются волей и мощью Аллаха. Если Ему угодно, Он совершает эти деяния, а если нет, то Он не совершает их. Всевышний сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжи­мает грудь, словно тот забирается на небо» (аль-Ан’ам, 125). Из Сунны же мы знаем хадис Абдуллаха бин Умара, который слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха), сказал: «Если Аллах желает подвергнуть народ мучениям, то они постигают всех, кто есть среди них, а затем они будут воскрешены на основании своих деяний».[ «Сахих Муслим» (9287).

Высокое положение

Это качество связано с божественной сущностью и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (аль-А’ля, 1). Он также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними» (ан-Нахль, 50). Доказательством из Сунны является хадис Абу Хурейры, который мы уже упоминали при обсуждении первой темы. В нем сообщается, что в молитве перед сном говорится: «… О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Высочайший, и нет ничего над Тобой, и Ты – Ближайший, и нет ничего ближе Тебя…».[«Сахих Муслим» (2713).]




Вознесение

Это качество связано с божественными деяниями и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Та ха, 5).

Передают, что Катада бин ан-Нуман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха) , сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, то вознесся на Трон».[ Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».] В арабском языке слово «истива» означает «вознесение», «возвышение», «утверждение», «подъем». Что же касается вознесения Аллаха на Трон, то оно соответствовало Его величию.

Речь

Это качество по сути своей связано с божественной сущностью, но в каждом конкретном случае оно относится к божественным деяниям. Пречистый Аллах говорит, когда пожелает и как пожелает, и Его речь можно услышать. Это качество подтверждается доводами как из Корана, так и из Сунны. Всевышний сказал: «Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)» (ан-Ниса, 164);

«Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя» (аль-А’раф, 143).

К доводам из Сунны относится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение от Аллаха), сказал: «Адам и Муса поспорили. Муса сказал ему: «О Адам, ты – наш прародитель, и ты разочаровал нас и вывел из Рая». Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что говорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…».



Лик

Это качество, связанное с божественной сущностью, упоминается как в Коране, так и в Сунне. Всевышний сказал: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха» (аль-Бакъара, 272);

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (ар-Рахман, 27).

Из Сунны же нам известен следующий хадис Джабира бин Абдуллаха: «Когда был ниспослан аят: «Скажи: «Он властен наслать на вас мучения сверху…», Пророк (мир ему и благословение от Аллаха), сказал: «Прибегаю к защите Твоего Лика!». Затем было ниспослано: «…или из-под ваших ног…», и он снова сказал: «Прибегаю к защите Твоего Лика!». И было ниспослано: «…или привести вас в замешательство, разделив на группировки…» (аль-Ан’ам, 65). Тогда он сказал: «Это уже легче!».[ «Сахих аль-Бухари» (7406).]







Сейчас читают про: