Хищническое использование природных ресурсов с неизбежностью приводит к их уничтожению. Многие тысячи видов животного и растительного мира уже исчезли с лица земли, другие находятся на грани исчезновения. Но лишь с середины XX в. к человечеству пришло осознание того факта, что все в природной среде находится в тесной взаимосвязи и что частью ее является оно само. Техногенное влияние человека сказывается не только в истреблении отдельных видов животных и растений — нарушаются сами природные условия, Измененные условия уже оказывают отрицательное воздействие на человека. Уменьшение озонового слоя земли, во многом вызванное промышленными выбросами, обусловливает рост кожных заболеваний человека. Так называемый парниковый эффект, также являющийся следствием деятельности промышленности, приводит, с одной стороны, к глобальному потеплению, угрожающему затоплением части суши таящими льдами Антарктиды, с другой стороны, к засухам, наступлению пустынь, возникновению аномальных явлений в земной атмосфере. Стремительно развивающееся производство ставит перед человечеством еще одну важную проблему — необходимость уничтожения отходов, и в особенности токсичных отходов, производства и продуктов жизнедеятельности человека. Парадоксально, но проблема переработки и уничтожения мусора — одна из проблем, ставящих жизнь человека под вопрос. Отходы промышленности нарушают традиционный баланс в биосфере Земли и начинают оказывать отрицательное воздействие на само человечество. Если еще к этому добавить постоянную опасность, вызванную нестабильностью и риском атомной и химической промышленности, то картина современных угроз для биосферы окажется удручающей.
|
|
Следует указать на еще один аспект экологической проблематики. Процессы интенсификации и изменения в производственной сфере и даже в сфере быта порождают серьезные последствия для здоровья людей. Гиподинамия, болезни, вызванные стрессом, пандемия СПИДа — все это ставит под угрозу здоровье человечества. Добавки-консерванты вызывают изменения в генофонде человечества. Подобно тому, как природа не успевает в наши дни перерабатывать отходы «бурной» жизнедеятельности человека, так и он сам не поспевает «мутироваться» и приспосабливаться к изменениям ■ во всех сферах жизни.
Именно поэтому развитые страны вынуждены все больше и больше ужесточать экологические требования, затрагивающие все сферы производства и быта человека. Спектр этих требований достаточно широк: от контроля за качеством и составом пищевых продуктов и норм «радиационной» опасности (например, требований к ограничению излучения мониторов компьютеров, ставших основным «орудием производства» современности) до установления уровня содержания токсичных веществ в промышленных выбросах и уменьшения энергопотребления.
|
|
Надо упомянуть и опасность превознесения техники и технических устройств, облегчающих, на первый взгляд, жизнь человека, — превращения средства в цель. Приведем лишь один пример из повседневной жизни. Уже давно автомобиль перестал быть лишь средством передвижения, став и показателем социального статуса владельца, и кумиром, и даже домом. Целые толпы автолюбителей сначала «работают» на приобретение заветного автомобиля, а затем тратят время и деньги на его обслуживание, попутно приобретая гиподинамию, стресс и подвергаясь возрастающему риску, который несет в себе «включенность» в автотранспортное движение. В масштабах целых континентов автомобиль «требует» не только определенного типа и рода транспортных артерий, но и развитой инфраструктуры ремонта, обслуживания и т.п. При этом владелец автомобиля оказывается настолько зависим, что, например, лишение его за правонарушение водительских прав воспринимается им как акт социальной изоляции.
Научно-технический прогресс несет, таким образом, не только благо и возрастающее в геометрической прогрессии благополучие всему человечеству, но и доселе неизведанные опасности и беды.
Жесткая Безусловный успех европейской культурной мо-
специализация дели во многом обеспечен всеобщностью специализации. Конечно, данный подход к обустройству социальной и производственной сфер не является чем-то кардинально новым: известны кастовая система в Индии, феодальная иерархия и т.п. Но современная модель специализации имеет несколько иные характеристики. Согласно ей жесткая специализация касается главным образом сферы производства и ни в коем случае не посягает на равенство основных прав, декларируемое демократическими нормами и законами. Сама потребность в специализации вызвана прежде всего тем высочайшим уровнем современного производства, который требует длительной профессиональной подготовки для выполнения даже,'казалось бы, простейшей работы.
Глава 16. Современная мировая культура
16.2. Основные черты современной мировой культуры
Вместе с тем, поскольку специализация оказывается достаточно оптимальным и результативным структурным решением в промышленности, мы можем наблюдать стремление к ее внедрению в иные сферы жизни человека: от науки и искусства до политики.
К сожалению, как и все в этом мире, специализация несет не только позитивное начало. Еще Козьма Прутков говорил, что узкий специалист подобен флюсу. Узкая специализация всех сторон жизни человека лишает его, а значит, и социум в целом, не только широты охвата и перспективного видения текущего состояния, но и многих возможностей, возникающих лишь при целостном подходе и том образе жизни, который позволяет эту целостность реализо-вывать.
Убыстрение Все, что происходит в современном мире, подчи-
прогресса няется единой динамике бесконечной направлен-
ности вперед. Все, что существует сегодня, может и должно быть улучшено и превзойдено. Подобная устремленность, нацеленность на прогресс и будущее проявляется почти во всех областях нашей жизни. Технический прогресс не имеет альтернативы, все подчиняется и должно подчиняться единому движению развития. Тот, кто не развивается и не развивает, осужден на отставание. Само статичное пребывание осмысливается как стагнация и деградация. Поступательность развития — требование, которому подчиняется динамика мирового процесса, причем это требование носит императивный характер как в сфере промышленности или производства, так и в обыденной жизни. Императив прогресса — это. норма социальной жизни и сфер межличностного общения. Вследствие того что последние сферы наименее «приспособлены» к воздействиям подобной динамики, они испытывают определенное «дискомфортное» состояние. К сожалению, динамика проективности и прогресса, свойственная сферам производства, науки и т.п., не затрагивает такие области, как нравственность, духовное развитие личности, нации, и т.п., что может оказаться более значимым для человечества в целом.
|
|
Как и любое явление, императив прогресса и его «воплощение» в реалиях нашей жизни имеет и свою негативную сторону. Обратной стороной этого процесса является постоянная опасность кризисов, возникающих из-за диспропорций развития в различных областях, а в сфере повседневности ■—■ распространение стрессов, ставших «нормальным» явлением в развитых обществах. Кроме того, стремление к постоянному движению вперед приводит к обесцениванию и уничтожению прошлого. Это можно наблюдать, например,
в нашей повседневной жизни, когда купленная сегодня вещь завтра может быть приобретена гораздо дешевле. Купленный предмет оказывается лишенным будущего, он может быть без сожаления заменен, как винтик в механизме. В этом случае ликвидированной оказывается значимая еще в недавнем прошлом ценность «совместного существования» предмета и человека, когда предмет не только получал «жизнь» от его рук, но и вступал с ним в «пространство
совместной жизни».
Признание абсолютной ценности и императивности прогресса переносится и в сферу межличностного общения, ибо специфика человеческого сознания такова, что изменения, протекающие в одной его части, с необходимостью вызывают подобные же изменения в другой сфере деятельности человеческой психики. При этом возникают диспропорции психики, нарушение общего баланса, который веками был ею выработан и в котором признается абсолютной ценностью, скорее, не проективное будущее, но закрепление и традирование прошлого позитивного опыта.
|
|
Демократизация Ценности демократического устройства уже нигде не подвергаются сомнению. Демократические идеалы и установления проникли сейчас во все сферы жизни человека. Мы знаем разные виды демократических устройств — от демократии Афинского рабовладельческого государства до демократии республик времен итальянского Возрождения. Различия в указанных видах демократий достаточно значительны. Поэтому, говоря о демократии, о демократических ценностях, нужно понимать, что речь идет не о некой «демократии вообще», не об идеальной модели общественного устройства (на что претендуют сторонники современной демократии), но об исторически ограниченном виде демократии, а именно о буржуазной капиталистической европейской демократии.
Итак, нужно отдавать себе отчет в том, что демократия европейского типа не единственно возможный и результативный способ организации человеческого сообщества. Даже современные демократии допускают существование тех ситуаций, когда демократичес-, кие технологии управления являются не только нерезультативными, но и опасными. Например, в экстремальных ситуациях или в ситуации вооруженного конфликта любое демократическое общество достаточно быстро забывает о демократических принципах и переходит к авторитарному способу управления процессами.
Вместе с тем демократический способ организации социума обладает, без сомнения, целом рядом преимуществ, которые обеспечи-
Глава 16. Современная мировая культура
16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха
вают позитивную социальную и экономическую динамику именно буржуазного капиталистического общества. Поскольку в своей большей части мировое сообщество состоит из буржуазных капиталистических государств, то и общественным устройством, наиболее подходящим для этой большей части, является демократия. Именно демократия обеспечивает как нормальное функционирование, так и прогресс в этом типе государств. В самом деле, лишь при наличии равных прав, равных возможностей, определенных свобод возможно поддержание инициативности большинства населения. Демократия к тому же в большей мере способна обеспечивать нормальное функционирование системы рыночных отношений, без сомнения, являющихся весьма результативным механизмом развития.
Однако при всех преимуществах демократии не стоит забывать и о том, что, между тем как основное ее требование — равенство прав и возможностей — должно быть применено и к другим, недемократическим способам организации общества, демократия в этом случае обычно поступает достаточно тоталитарно, полагая себя единственной истиной в последней инстанции.
Укрепление демократических принципов ставит перед обществом новые проблемы. Уже не являются актуальными проблемы равенства прав мужчин и женщин, представителей различных рас и национальностей, свободы совести (если, конечно, религиозность не принимает формы нетерпимости иных вероучений либо оправдывает экстремизм или терроризм) — это уже признается всем так называемым «цивилизованным» человечеством.
16. 3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха
Кризис культуры — неизбежный спутник культурогенеза. В развитии каждой культуры кризис — обязательный и закономерный этап. В западной культуре черты кризиса обнаружились уже в XIX в., еще сильнее они проявились в XX в., что выразилось в двух мировых войнах, геноциде, репрессиях, в апогее насилия и жестокости, в массовых локальных и внутренних конфликтах, в терроризме, нетерпимости и прочих негативных явлениях. Кризисные моменты в культуре свидетельствуют о ее исчерпанности, о необходимости переоценки всех ценностей. Подчас новые ценности находятся лишь в стадии формирования, поэтому кризис можно расценивать как переходный период, необходимый для выработки новых ориентиров. В кризисной ситуации могут возникнуть как
предпосылки для возникновения иной культуры, так и другие предпосылки, способствующие краху культуры в ее прежнем виде. Самый печальный как — уничтожение человечеством самого себя. Поэтому так важны усилия многих ученых по изучению кризисной ситуации в культуре, выработке определенных стратегий социокультурной политики, определению векторов социокультурного развития в конкретный исторический период.
Неизбежность В истории культурологической мысли имеют мес-переходных эпох то различные подходы,. определяющие ' векторы исторического развития культур: наиболее известны теории линейного (как прогрессивного, так и регрессивного) и теории циклического развития.
Теории прогрессивного развития культуры обосновывают поступательный процесс, в ходе которого человечество приобретает все большие знания, совершенствует способы преобразования природы, преумножает эстетические, нравственные и иные духовные ценности, воплощенные в памятниках культуры, искусстве, формах человеческого общения и индивидуальном духовном совершенствовании. К этого рода теориям можно отнести христианскую модель развития человечества, просветительскую концепцию прогрессивного развития француза Кондорсе, марксистскую теорию последовательной смены общественно-экономических формаций. Сегодня стало ясно, что культура развивается некумулятивно, ей присущ нелинейный тип развития, в ней сосуществуют явления разного возраста и разного происхождения, имеют место не только причинно-следственные, но и случайные факторы, и нет оснований выстраивать ее как взаимосвязанную цепь событий, не учитывая появления и накопления принципиально новых элементов, структур, явлений, несвойственных предшествующим этапам развития.
Теории циклического развития культуры отличаются от линейных теорий тем, что они трактуют, процесс развития культуры как смену неких циклов (ритмов), в которых культурное созидание в рамках прежде сложившихся канонов, традиций, установлений оказывается исчерпанным и приходит в упадок. Время упадка культуры расценивается как некая кризисная ситуация, в процессе которой вырабатываются новые ценности и новые нормы, становящиеся определяющими в следующем цикле. В основе циклов лежит способность людей в концентрированном культурном опыте фиксировать Реальные и потенциальные опасности и, соответственно, менять свой тип поведения. Так происходит смена культурных эпох, при которой наряду с новациями вновь и вновь повторяются человеческие фор-
Глава 16. Современная мировая культура
16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха
мы общежития и смысложизненные ориентиры во всех сферах жизнедеятельности. Эти повторения, безусловно, не буквальные, тем не менее именно в такого рода циклических процессах заключаются единство и целостность человеческой истории.
Теории циклического развития воплощались в разных исторических культурах в разнообразных мифологических, религиозных и научных формах. Наиболее систематическое изложение в европейской гуманитарной мысли теория циклического развития обрела в труде итальянского мыслителя Дж. Вико «Основания Новой науки об общей природе наций», вышедшем в первой трети XVIII в. Вико иллюстрирует и обосновывает.эту теорию на примере истории Древней Греции и Древнего Рима, рассматривая ее в качестве некоего цикла, состоящего из сменяющих друг друга периодов. Будучи знакомым с этой концепцией, наш соотечественник, профессор Московского университета, историк Р.Ю. Виппер, использовал тот же метод для объяснения развития культуры и анализа ситуации, которую он наблюдал в начале XX в. Аналог этой ситуации Виппер находит в последнем этапе циклически развивающейся истории Древней Греции и Древнего Рима — в «веке плебейства», веке демократии, «устанавливающем равную для всех культуру». Именно этот последний этап цикла «приносит ослабление и измельчение общества», и тогда неизбежно «наступает своего рода одичание культурных людей», отмечает он, но это не конец развития культуры, а лишь завершение ее очередного цикла. В конце концов «приходят новые варвары и приносят новые, свежие начала жизни», и тогда происходит обновление, возрождение общества. Так, по окончании периода варварства, наступившего после заката греко-римской культуры, упрочилась новая религия, и уже «около 700 года после Рождества Христова почти вся Европа вернулась к быту, похожему на тот, который описал Гомер»1. Таким образом, на смену первому циклу с его своеобразными богами, героями, социальными институтами и правовыми установлениями, пришел новый цикл развития человеческой культуры с другими ценностями, религией, представлениями о красоте, человеке, искусстве, государственности и праве. Все вновь повторилось, но уже в ином варианте — так неутомимо вращается колесо истории.
Согласно циклической концепции очередной цикл со всеми сменяющимися фазами неминуемо подходит к кризисной точке развития. О кризисе культуры и необходимости «переоценки всех ценностей» писали в свое время Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. Бердяев и
Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954. С. 223.
многие другие. Но если взгляды этих мыслителей достаточно хорошо освещены в соответствующей литературе, то идеи Виппера оказываются сегодня все еще не вполне востребованными. Между тем именно у Виппера мы находим обоснование необходимости переходной эпохи в социокультурном генезисе. Как многие умные люди рубежа веков, московский историк отчетливо ощущал кризисные моменты современной ему культуры: «Культура наша обречена на гибель. Дело идет к тому, чтобы вернуться к давно пройденному, с тем чтобы все начать сначала». Он пишет об этом с болью, относясь как к факту, который надо понять и пытаться преодолеть, исправляя допущенные в прошлом ошибки и заблуждения. «Надо приниматься за бесконечно трудное дело нового строительства. Надо будет выяснить, в чем состояла односторонность нашей культуры, погибающей в явно непосильном беге», — замечает он. Виппер не хуже Шпенглера осознает трагизм западной культуры, но в отличие от него он фиксирует не конец, а переход к иному состоянию культуры. «В будущем, если культура вообще выживет, она примет какой-то иной вид», — полагает Виппер1.
Анализируя социокультурную ситуацию начала XX в. в рамках циклической теории, Виппер проводит аналогии с историей прошлых веков. Он пишет, имея в виду Первую мировую войну, что «нынешнее столкновение народов и держав во многом напоминает то, что было в эпоху Греции», «...мы откинуты в глубину Средневековья, и это не только метафора»2. При этом он решительно заявляет о крушении теории прогресса, составлявшей чуть ли не главный догмат культуры XIX в., и предсказывает «перспективы» дальнейшего развития: «...мы еще находимся в самом начале катастрофы»3. В рамках того же виконианского подхода проведения аналогий он затрудняется дать ответ о судьбе русской нации, ибо «ни один из известных исторических примеров целиком не совпадает с данным, как это и следует в истории, где нет буквальных повторений»4. Для исследователя ясно, что западная культура исчерпала свои возможности, приобрела формальные качества, оказалась застывшей, окостеневшей и что на смену этому типу культуры неизбежно придет иная культура, несущая иные ценности и иные формы.
1 Виппер Р.Ю. Гибель европейской культуры: Сб. статей и публичных лекций. 1914—1918. М., 1918. С. 5.
— 1У18. т., 1»ю. U. о.
Виппер Р.Ю. Круговорот истории. М.: Берлин, 1922. С..14
3 Виппер Р.Ю. Кризис исторической науки. Казань, 1921. U
4 Виппер Р.Ю. Круговорот истории. С. 75.
Глава 16. Современная мировая культура
16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха
Аналогичный подход в исследовании эволюции человеческой культуры и способов ее обновления продуктивно применял другой "наш соотечественник П.А. Сорокин, также являвшийся последователем концепции Вико. Он описал кризис культуры в начале XX в., нашедший подтверждение в разного рода катаклизмах: войнах, революциях, погромах, катастрофах и пр.; подверг тщательному анализу кризис в сфере художественной культуры, показав на его примере, что не только искусство, но все составляющие культуры подвержены кризису, ибо представляют собой некое нерасторжимое единство с суперкультурой, в которую они входят и в которой они функционируют. Переходные периоды представляют собой, по мысли Сорокина, некий хаос (в этом проявляется близость его позиции к подходам, сложившимся в синергетике), из которого в дальнейшем образуется порядок и начинает вырисовываться новая культура. Поэтому состояние хаоса так же необходимо, как и состояние порядка. Хаос может быть продуктивным, но может привести и к полной катастрофе. В силу этого в такие неустойчивые периоды развития истории и культуры на человечество ложится величайшая ответственность.
Интересными и важными для пониманий переходного периода в культуре являются для нас мысли испанского культуролога X. Ор-теги-и-Гассета, чьи воззрения оказываются близки взглядам некоторых представителей «философии жизни». В первые десятилетия XX в. он увидел целый комплекс изменений в культуре, искусстве, общественной жизни, нормах, ценностях, которые, по его наблюдению, «порождены цивилизацией» и которые привели к появлению в Европе «нового варварства». Чем выше ступень прогресса, тем больше опасность крушения, поясняет он. Но при этом ни в коем случае нельзя говорить об упадке. Согласно концепции Ортеги, есть только один вид абсолютного упадка — это угасание жизненных сил. Этого же с «восстанием масс» не происходит, ибо оно означает огромный.рост жизненных возможностей!». Поэтому Ортега-и-Гассет, впрочем, как Виппер и Сорокин, не принимал версию Шпен-глера о «закате Европы». Тем не менее будущее не ясно. Возможны и упадок, и варварство. Испанский мыслитель видел двойственность современной ему эпохи и полагал, что «восстание масс» может привести к новой, еще неведомой организации человечества, но может и завершиться катастрофой. Именно поэтому на человечество ложится величайшая ответственность за будущее.
Знание особенностей общественного развития, выработка верных эффективных стратегий, позволяющих корректировать сложившуюся в культуре ситуацию, могут помочь человечеству достойно пре-
одолеть трудности переходного культурного этапа, прибегнуть к тем решениям, которые окажутся наиболее перспективными. Ответственность за это лежит на той социальной группе людей, которая представляет элиту общества, на тех, кто способен увлечь за собой массы, оказаться лидером в сложной, весьма неясной ситуации.
Согласно общим положениям теорий циклического развития, переходная эпоха, возникающая между циклами, имеет ряд этапов. В ней получает завершение то «старое», что сформировалось и функционировало в предшествующем цикле, и складывается то «новое», что будет набирать силу и определять развитие культуры в последующем цикле. Причем «старое» и «новое» образуют сложное сцепление, некий «узел» эволюции культуры, в котором «новое» оказывается подчас давно забытым «старым» — актуализированным или заимствованным из другой культуры и помещенным в иной социокультурный контекст. В переходные периоды важными механизмами формирования культуры становятся повторение и инновации, поскольку имеют место обращение к прежнему опыту человечества, проработка старых традиций и норм, актуализация архаики и возобновление давно утраченного, так как человечество озабочено поисками выхода из сложившейся ситуации. В этот период формируется характерное пространство смысловой неопределенности, в котором важно обнаружить, какие культурно-исторические закономерности и тенденции станут главенствующими и зададут тон следующему эволюционному циклу культуры.
Характеристика Характерной чертой развития современного мира
современной является диалектическое соотношение процессов,
эпохи отражающих его многообразие и уникальность
культур отдельных регионов, с процессами, отра-■ жающими формирование единой мировой общности. Возник термин «мировое сообщество»; который обозначает то, что культурные регионы, во многом отличные друг от друга, могут жить единой экономической жизнью, использовать общую современную технику и технологии, владеть примерно одной и той же суммой знаний и доступом к электронным банкам информации. Знаменательно, что наряду с тенденцией универсализации существует и противоположная ей тенденция к культурному обособлению, или партикуляризм.. Противоборство этих двух тенденций можно расценивать в качестве глобального кризиса мировой истории.
В новом мире, который образовался в последние десятилетия ■К-Х в. после краха противостояния двух идеологических систем, основные различия между людьми носят порой не столько идеологи-
Глава 16. Современная мировая культура
16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха
ческий, политический или экономический, сколько культурный характер. Самые обширные, серьезные и опасные конфликты вспыхивают не между богатыми и бедными, не между различными социальными группами, а между народами, принадлежащими к разным культурам. На это обращают внимание политики многих стран. Как ни парадоксально это звучит, культура становится и объединяющим, и разъединяющим фактором. Люди с разной идеологией, но одной культурой объединяются (так случилось, например, с Германией), но разъединяются, если у них разные культуры, хотя и одна идеология (это произошло с Советским Соювом). Международные организации, состоящие из государств, имеющих много общего в сфере культуры, развиваются более успешно, чём те, которые игнорируют культурные факторы.
Ранее уже шла речь о том, что европейская культура за четыре последних столетия достигла необычайных высот в сфере наук и искусств. Это дало основание западную цивилизацию, ядром которой явилась Европа, а затем Америка и «примкнувшие» к ним страны, расценивать как самую могущественную цивилизацию в мире, тем более что благодаря научным достижениям она достигла экономического и военного превосходства. Однако могущество этой цивилизации постепенно уменьшается в силу причин внутреннего характера, а также вследствие возрастания могущества некоторых восточных держав. Древние восточные культуры коренным образом отличаются от западных и во многих аспектах превосходят западные стереотипы жизни, общения, взаимопонимания, подчас это касается и процессов модернизации. «Сегодня мало кто осмелится говорить о нравственном превосходстве западного общества, — отмечает Р. Инглегарт, один из лидеров современной прикладной социологии, — а на передних рубежах модернизации во многих отношениях сейчас находятся страны Восточной Азии»1.
Некоторые стороны восточной культуры становятся притягательными для Запада (чаще всего для сфер неофициальной культуры, например, для художественного творчества, философии), однако официальный Запад не намерен утрачивать своего господства в мире. Такова, в частности, позиция одного из влиятельнейших американских теоретиков С. Хантингтона, который полагает, что «универсалистские устремления западной цивилизации, уменьшение ее относительного могущества, все большая культурная независимость
других цивилизаций служат факторами, которые постоянно и неизбежно осложняют отношения между Западом и остальным миром»1. Хантингтон разделяет суждения мусульман, которые убеждены, что между их культурой и культурой Запада существуют различия коренного свойства. Они, полагает он, обусловлены прежде всего различными религиями. Среди ряда ведущих религий мира лишь две религии — ислам и христианство — являются мессионерскими по своему духу, претендующими на роль единственной истинной веры, которой должны следовать все живущие на Земле. Наряду с иудаизмом, эти религии придерживаются телеологического взгляда на историю, в отличие от циклических или статических подходов, принятых в других религиях. Тем не менее мусульмане все больше осуждают Запад не за то, что он придерживается неправильной, ошибочной религии, полагает Хантингтон, а за то, что Запад вообще не следует никакой религии. Западную культуру они считают материалистической, продажной, упаднической и безнравственной. Одновременно они уверены, что она полна соблазнов, и поэтому подчеркивают необходимость противостоять ее влиянию на их образ жизни.