408 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
и формированием административной бюрократии (7), рыночной экономики (8), системы обобщенных безличных норм (9), демократических объединений (10). Отсутствие одного из этих свойств блокирует дальнейшее развитие общества и культуры.
Концепция эволюционных универсалий имеет безусловную эвристическую ценность, что подтвердили конкретные социологические исследования разного уровня культурных обществ, и это означает правомерность модели при любых исторических условиях и типах культурного развития. Ключевым в концепции Парсонса является понятие адаптационной способности, которая при возникновении каждой последующей эврлюционной универсалии увеличивает возможности предвосхищать, анализировать, контролировать состояние социокультурной среды и мобилизует ресурсы для приспособления к ней. Таким образом, предложенная Парсонсом теория охватывает человеческую реальность во всем ее историческом многообразии.
Выявление и уточнение универсалий продолжается. Так, постмодернистские теории, пытающиеся охватить многочисленные процессы в культуре последних десятилетий XX в., не рассматривают человека в качестве некого целостного психологического образования, обозначенного понятием «Я», а предлагают «Я» фрагментарное, как универсальную характеристику бытия личности и условие ее существования. В противоположность целостному измерению личности, которое присутствовало в предшествующий период в европейской культуре и насильственно применялось к человеку как его финальное измерение, теоретики постмодерна обосновывают «фрагментированность» как истинное состояние, обеспечивающее человеку ощущение внутреннего разнообразия. Создав образ человека как бесконечно беззаботной игры образующих его фрагментов и подчеркивая универсальность такой его трактовки, они тем самым настаивают на радикальной смене теоретических парадигм. Перечень универсалий пополняется за счет появления новых подходов к анализу человека, общества, культуры.
Биологические, психологические и социально-культурные универсалии дают возможность сравнивать культуры в терминах, которые не являются этноцентричными, а также фиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества. В универсалиях культуры конституируется мировоззрение, специфическое для того или иного этапа культурной эволюции. Наряду с чувственным опытом универсалии культуры играют фундаментальную роль в когнитивных процессах и выступают инструментарием чувственно артикулированного мироощущения, мировос-
17.2. Модели культурной универсализации
приятия, миропредставления и миропереживания. Таким образом, универсалии культуры создают тот «фокус», вокруг которого и в котором кристаллизируются образцы каждой культуры; одновременно оНи являются фундаментом, который обеспечивает взаимопонимание в диалогическом общении — как раз то, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.
Универсальная Поисками моделей культурной универсализации модель культуры занимались ученые ряда стран: К. Уисслер, Дж. Мёр-док, Б. Малиновский и др. Разрабатывавшаяся ими универсальная модель культуры отличалась тем, что она предусматривала не идентичность содержания, а сходство классификации разнообразных культурных практик в разных культурах, наличие в них общих черт и компонентов. Например, Б. Малиновский обосновывал функциональный взгляд на культуру, согласно которому в каждой культуре, типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, решают какую-то задачу. Основной единицей функционального анализа у Малиновского был институт культуры, состоявший из отдельных элементов (магии, религии, родства и пр.). Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении основных потребностей человека, которые Малиновский пытался связать с разнообразием социокультурных условий и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал он, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода действия, направленные на удовлетворение основных потребностей: добывание пищи, крова, оборону и воспроизводство. Культура формируется как некий инструмент удовлетворения основных потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией, — в этом ее универсальный характер. Различия, существующие между культурами, проявляются в закрепленных ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей.
Вывод, который был сделан исследователями, сводится к следующему: универсальная модель культуры существовала и существует во всех культурах, как древних, так и современных, и ее основа Может быть найдена в особенностях биологической природы чело-века и в условиях человеческого существования.
Помимо универсальной модели, ученые разработали концепцию Универсальной социокультурной системы, определяющими в ко-ТоРой были векторы, согласно которым осуществляется деятель-
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
17.2. Модели культурной универсализации
ность людей. В эту систему входили: адаптация общества к приро-де, воспроизводство населения, общение, разделенность социальных ролей и их распределение, общепринятые познавательные ориентации и цели, нормативное регулирование, регулирование эмоциональной сферы, контроль за девиантными (отклоняющимися от общепринятой нормы) формами поведения. Эти составляющие рассматривались авторами как функциональные условия, необходимые для выживания любого социума.
Продолжая изыскания в этом направлении, ученые создали универсальную структуру социокультурных систем, которая учитывает не только биологические и психологические константы человеческой природы, но гораздо больший спектр иных факторов: сферу материального производства, сферу воспроизводства населения, поведенческие компоненты и пр. Таким образом, научные исследования позволяют найти основания для возможного «схождения народов и культур» в некоем универсальном единстве.
Происходящие в мире тенденции культурной универсализации, которые могут в будущем привести к единству человеческой культуры, побуждают исследователей продолжать поиски модели, которая бы не только объясняла сходства и различия культур, но и давала бы представление о механизмах их взаимодействия и о путях достижения взаимопонимания культур. Ибо процесс культурной универсализации направлен не на поглощение или подавление одних культур другими, а на поиски возможностей сосуществования различных культурных элементов в едином общечеловеческом пространстве, причем такого рода сосуществование должно быть не механическим соединением, а органическим многообразием, предполагающим взаимопонимание и взаимообогащение.
Именно фактор многообразия, неизмеримо увеличившийся к XX в., учтен в модели французского исследователя А. Моля, названной им моделью «мозаичной» культуры. Модель «мозаичной» культуры образуется как результат осмысления тех процессов, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации в западном обществе. Причем под культурой Моль понимает не только образцы высоких художественных шедевров или систематически устроенные музеи, выставки, библиотеки. Для него культура — это еще и совокупность всех тех процессов и явлений, которые происходят в повседневной жизни; неупорядоченность и хаотичность информации, из которой мы случайно выхватываем некоторые крохи. Все элементы культуры связаны воедино. Одна из задач в его работе «Социокультурная динамика» усматривается в попытке «определить влияние тех скрытых факторов, которые зало-
жены в формах чайных чашек, в углах, под которыми наклонены скаты крыш, в освещенности неба или во вкусе пряной приправы, на литературный стиль, на способность к абстракции или к логическим выводам у человека, подверженного этим влияниям». В этой фразе можно почувствовать некий восточный оттенок мироощущения, отличный от западного, ибо нигде так, как в Японии или Китае, не стремятся соблюдать чайную церемонию, использовать ландшафт и колорит местности для выражения неких интеллектуальных намеков и смыслов. На этом примере отчетливо видно, что ценности в культуре могут приобретаться не путем логического рассуждения, а формироваться с помощью ассоциаций, намеков, поэтических образов, складывающихся в единый и нерасторжимый комплекс.
В «мозаичной» культуре Моля знания формируются не системой образования, а средствами массовой коммуникации. Быстрое развитие науки и техники, средств массовой коммуникации создает в современном мире определенную «мозаичность» в знаниях и культуре как отдельных людей, так и социальных коллективов. Появление такого рода культуры неизбежно, поэтому следует свыкнуться с этим, считает Моль. Такое собрание из отдельных кусочков и есть культура в полном смысле этого слова. Рациональное мышление, основанное на знании формальной логики, должно уступить место менее точным системам, иному типу мышления. Четко выделяемые обычно факты заменяются явлениями, которые могут быть весьма расплывчатыми. Мышление становится ассоциативным. На эту характеристику измененного мышления обращал внимание Леви-Стросс, полагая, что ассоциативность станет доминирующей чертой мышления в будущем. Напомним, что постижение смысла коанов также предполагает ассоциативное мышление. Моль же предложил называть, как сам он пишет, «эти гибкие и расплывчатые, но весьма важные законы, управляющие соединением идей», инфралогическими законами. Комментируя этот термин, можно заметить, что Моль сохраняет понятие «логика», но вводит дополнительное содержание за счет понятия «инфра» (от лат. infra — ниже, под), с тем чтобы подчеркнуть стремление к проникновению к глубинам смысла.
Моль считал, что его модель отвечает насущным изменениям лишь в культуре Запада, в то время как восточные культуры, по его Мнению, инертны, они почти не развивались на протяжении тысячелетий. Поэтому неподвижность, к примеру, китайской культуры все-гДа контрастирует с конструктивными революциями Запада, с образовавшимся там «нагромождением» знаний, но именно в этом «нагромождении» таится опасность. Проблему переизбытка информации И невозможности ее упорядоченного потребления поднимали поми-
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
17.2. Модели культурной универсализации
мо Моля многие мыслители. Иначе оценивает переизбыток современной культуры Ж. Бодрийяр. Он предрекает, что скоро наши музеи превратятся в «кладбища», ибо художественные произведения уже не вызывают у посетителей необходимого эстетического и эмоционального отклика, они лишь свидетельствуют о былых занятиях и формотворчестве людей минувшего времени и воспринимаются подобно экспонатам музеев этнографии. «Искусство — это царственная случайность», — заметил Ортега-иТассет, говоря о неизбежной смене соотношения ценностей в культуре, о необходимости «время от времени хорошенько трясти древо искусства, чтобы стряхнуть загнившие плоды»1..
Моль, создавая концепцию в 1970-е гг., писал о «мозаичной» культуре, которая складывалась из избыточного знания, распространяемого средствами массовой коммуникации, но в его концепции речь идет только о западной культуре. Сегодня ситуация существенно изменилась. Многие восточные ценности оказались притягательными для Запада и вошли в информационное поле культуры. Сегодня для многих западных стран актуальной стала проблема утраты культурной идентичности. В то же время происходит и противоположный процесс. Во многих восточных странах западные образцы поведения, стиль жизни, формы этикета становятся не менее приоритетными, чем собственные; происходит взаимовлияние культур, формирование межкультурного коммуникативного пространства. Таким образом, «мозаичность» культуры складывается не только из информационных процессов в культуре Запада, но и с подключением других культурных пространств.
Поиски универсальной модели культуры не являются прерогативой западных ученых. Существуют и восточные теории универсализации культуры. К примеру, идеи универсализации мира придерживался индусский мыслитель Радхакришнан, однако пути, которые он предлагал, лежали в рамках индуистской доктрины. Одной из основных идей учения Радхакришнана была идея о единстве базовых принципов человеческого мышления, независимости их от того, к какой конкретной культуре относится данный индивид. Радхакришнан уверен, что исключительная духовность Индии — это тот стержень, который окажется внутри формирующегося единого человечества. Он развивал тему генезиса взаимоотношений культуры Востока и Запада, а также тему всемирной цивилизации. Этот индийский мудрец видел мир интегрально, как единый, общий для всего человечества дом, а само человечество — как единую семью,
Ортега-и-Гассет X. Камень в небо. СПб., 2000. С. 118—119.
члены которой при всем их несходстве существуют в едином пространстве и тесно связаны друг с другом. Это давало основание рассматривать человечество как некую единую целостность. Во иногих сферах деятельности мир функционирует как целое, отмечал он, разделенность же чаще всего возникает в сфере мировоззрения. Анализируя современное ему состояние мира, он видел, что враждующими оказываются порой Запад и какая-либо из культур Востока, в которых культурная экспансия Запада вызывает отчетливо отрицательную реакцию. Радхакришнан выражал уверенность, что общность в конце концов возникнет и в мире ценностей.
Таким образом, универсализация культуры заботит мыслящих людей всего мира, этот процесс является главной тенденцией нашего времени. Однако для того чтобы он стал реальностью, нужны усилия всего человечества. При этом рождение планетарной цивилизации — обоюдный процесс, в котором Восток влияет на Запад, а модернизация Запада сочетается с древними традициями, присущими Востоку.
Плюрализм Плюрализм (от лат. plures — множественный) — постмодернист- особая мировоззренческая позиция, согласно кото- ского искусства рой существует множество независимых и несво- как форма уни- димых друг к другу начал, форм и принципов по- версализации знания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации. Это довольно широкое понятие, применимое к анализу разнообразных сфер бытия: природе, обществу, человеку, культуре. Противоположно ему понятие «монизм», которое означает единственность основополагающего принципа во всех сферах бытия.
История культуры свидетельствует о противопоставлении этих Мировоззренческих позиций и, более того, о противоборстве, когда одна из них расценивалась как ошибочная. В Новое время преобладала монистическая ориентация в науке (где пытались пробиться к Истине любой ценой), в искусстве (где настаивали на единстве стиля и соблюдении границ жанра), в философии (где искали единственное основание бытия).
В современной науке, философии, культуре, напротив, утверждайся плюралистическое мировоззрение. Так, плюрализм получил признание в сфере социальной философии, где учитывается уникальность и неповторимость каждой личности; в культурологии, когда Речь идет о многообразии ценностей; в науке, когда разрабатыва-
Берлин И. Оригинальность Макиавелли // Человек. 2001. № 5.
I
Глава 17. Основные тенденции культура в эпоху глобализма
17.2. Модели культурной универсализации
ются теории, несовместимые с принятыми точками зрения; в философии, когда допускается существование конкурирующих теорий, различных «картин мира», и пр.
Полагают, что у истоков формирования плюрализма стоял Н. Макиавелли. «Он стал одним из творцов плюрализма, сам не осознавая этого», — пишет И. Берлин1. Отстаивая превосходство римского образа жизни над христианским, итальянский мыслитель тем самым ставил под сомнение все монистические построения своей эпохи.
Не вдаваясь в исторический экскурс культурного плюрализма, заметим, что эта мировоззренческая позиция имеет вполне объективные источники, и это получило свое концептуальное выражение. Некоторые основные источники плюрализма фиксируются разработанным в физике принципом дополнительности: чет — нечет, мужское — женское, инь — ян, правое — левое, разум — чувства, симметрия — асимметрия и др. Кроме того, источником культурного плюрализма является сам культурно-исторический процесс, в котором происходит постоянное генерирование новых культурных фактов и явлений.. Третий источник содержится в самом акте познания, истолкования фактов, таким образом, его можно назвать герменевтическим.
Культурный плюрализм глубоко осознан во всех его проявлениях постмодернистским искусством, более того, для его манифестации выработаны своеобразные приемы. Но прежде чем о них пойдет речь, поясним, из чего же складывается плюрализм в постмодернистском искусстве.
Феномен плюрализма в художественной культуре может принимать разные модификации. Так, в период возникновения разнообразных художественных течений, противопоставивших себя классическому искусству (в так называемый период эстетического модерна, который стал формироваться начиная с Бодлера, а во Франции — с романтиков), возникшая множественность проявилась прежде всего в разнообразии творческих приемов, в неожиданных экспериментах, нетрадиционных решениях. Можно говорить о множественности, характеризующей разнообразный мир искусства на рубеже XIX— XX вв. Для художественных течений, возникших в это время, характерны отсутствие единства, экспериментаторство, новаторство, отказ от классических канонов европейского искусства, от отражения окружающей реальности, ниспровержение единственно возможного способа репрезентации и тем самым утверждение множества.
В постмодернистский период феномен плюрализма характеризует не только мир искусства в целом, а становится неотъемлемым
свойством отдельного произведения, необходимым приемом художественного творчества, служащим обогащению смысла.
Какова же содержательная сторона плюрализма? Предполагается ли установление некоей иерархии множественности или же таковая исключается, ибо это опять приведет к диктату власти (пусть даже авторской)? С тем чтобы отличить плюрализм от эклектики, необходимо ввести понятие системного плюрализма, под которым следует понимать диалогическое взаимодействие или соотнесенность всех включенных в него составляющих. Полагаем, ответы на эти вопросы содержатся в рассуждениях позднего Р. Барта, пояснявшего, что автор — творец многоголосого текста, дирижер оркестра, виртуозный иллюзионист и выдумщик, что он создает возможность разнообразных вариантов интерпретации текста, домысливания, угадывания и узнавания. Автор способствует созданию ассоциаций, аллюзий и отождествлений, творит особый колорит отношения (порой ироничного) к тексту и предусматривает возможность наслаждения от текста. Последнее уже зависит от зрителя (читателя), который приходит на смену автору, ибо в конечном счете он становится систематизатором, он «дирижирует оркестром». «Рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора», — писал Барт,
Художественный постмодернизм демонстрирует нам толерантность, синкретичность, возможность сосуществования противоположностей. Среди его тем — возвращение к естественности (даже если она проявляется в шокирующих явлениях), человечности, экологической и простой жизни, к провинциализму. Искусство при этом может утратить всякое чувство меры, стереть дистанцию между зрителем и событием, границу между вымыслом и жизнью.
Искания современного искусства привели к появлению необычных художественных практик, одна из которых граффити — настенные рисунки и надписи, которые возникли на Западе, а затем появились и в нашей стране. Этот феномен городской культуры превратил городские стены, поезда метро и автобусы в некое татуированное тело. В архаичные времена человеческое тело преображалось посредством примитивных изображений и букв, аналогичным образом обезличенное городское пространство теряет свою репрессивную сторону и обращается в живую социальную ткань, в подвижное тело города. Преображенное таким образом место обитания в городском пространстве Ж. Бодрийяр сравнивал с местопребыванием какого-то первобытного племени, ареалом допись-Менной культуры. Этот пример красноречиво свидетельствует о намеренном обращении постмодернизма к архаике, к формам выражения, сложившимся в дописьменной культуре.
416 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
Такого рода творчество можно рассматривать как протест против репрессивной, регламентированной культуры Запада. Бесписьменные культуры обладали, возможно, большей памятью и были более устойчивыми, чем возникшие позже письменные культуры. На это указывал Ю.М. Лотман, ссылаясь на диалог Платона «Фе-дон», где Сократ неожиданно говорит о вреде, причиняющемся памяти письменностью, и приводил в качестве подтверждения тысячелетнее существование бесписьменных культур в доколумбовой Америке, убедительно свидетельствующее об устойчивости такого рода цивилизации1. Используя сложившиеся ранее способы выражения информации, искусство граффити- как бы восстанавливает утраченную традицию, реабилитирует иную семиотическую структуру, вводит ее в новый социокультурный контекст. Разнообразные геометрические фигуры, параллельные линии; неведомые знаки, окрашенные в разнообразные цвета, не несут какой-то конкретной информации, они лишь маркируют пространство, обживают его, создают эффект присутствия. Постмодернизм отличается открытостью и расширением границ. Он как бы принижает и демократизирует эстетику, довершает демократическое обновление искусства, продолжает работу по ликвидации отчуждения. Художники провозглашают право быть самими собой — бесталанными, вульгарными, пошлыми. Постмодернизм — это этап свободного самовыражения.
Постмодернизм не связан с созданием какого-либо стиля. Можно считать, что он включает в себя все стили, намеренно сопоставляя различные художественные парадигмы, создает пересечение разных временных пластов. Узаконивая все стили всех эпох, постмодернизм приходит к плюрализму, намечая тем самым естественную тенденцию свободной в своем выборе культуры. Поэтому отношение к классике и традиции в постмодернизме не классическое, а свободное, игровое, так как постмодернизм намеренно подчеркивает новизну, многозначность трактовок, незавершенность текста, неисчерпаемость смысла. В этом постмодернизм сближается с восточным искусством, которое всегда принципиально недосказано, как бы оставляя место для сотворчества зрителя.
Как и восточное искусство, постмодернизм намерен зафиксировать невербальный, чувственный опыт. Художник не описывает то, что видит, но, создавая звуки и запахи, выделяя детали в своей композиции, стремится вызвать у читателя или зрителя те ассоциации, которые испытывал он сам. Так обычно создаются перформансы,
1 См.: Лотман Ю.М. Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? //Семиосфера. СПб., 2000.
17.2. Модели культурной универсализации
инсталляции. Постмодернистское искусство, как и восточное, не отражает этот мир, а творит его. Так, китайский художник никогда не работает на пленэре, не изображает окружающую действительность, а если его произведения напоминают конкретные предметы окружающего мира, то только потому, что для него невозможно иначе передать то, о чем он думает, или то, что он чувствует. Таким образом, искусство подчеркивает единство мира, причем искусство и есть этот мир, а не отражение его.
Постмодернистские авторы играют со смыслом, тем самым уводя читателя, зрителя от его однозначной интерпретации, центрирования.
Для этой цели используется прием неоконченного произведения или же в сюжетной канве художественного текста прописываются разные возможные пути развертывания сюжета. Художники этого направления как бы «проигрывают» на материале искусства ситуацию, имеющую место в любом познавательном процессе, подчеркивая, что познание не сводится к подражательной процедуре получения чувственного опыта как «слепка вещи», но всегда является творческим процессом, в котором преломляется социальный и культурный опыт субъекта. В этом можно увидеть и аналогию с современной трактовкой научного знания, которое не может быть завершенным, исчерпывающим, конечным, ибо мир — это становление, а наше знание о мире — это наше знание, т.е. антропологический ■момент в познании всегда присутствует.
Постмодернистское искусство обращается к прошлым культурным эпохам, осваивая их опыт и привнося его в современное мироощущение. В отличие от модернистских исканий рубежа XIX—XX вв., для которых были характерны стремление к новизне и отторжение классического европейского наследия, постмодернизм всеяден в хорошем смысле этого слова. Он преодолел крайности модернизма. Для него культуры прошлого не примитивные и отсталые, а самобытные, оригинальные, содержащие в себе глубокие духовные ценности; в равной мере он обращается и к классическому европейскому наследию, не отвергая его, а особым образом усваивая. Подчас усвоение этого наследия происходит в ироничной форме, поскольку в постмодернизме отсутствует принцип авторитарности Классики. Порой переосмысление классики приобретает игровой характер. Это усвоение текстов других культур, частичное включение их в собственные тексты, получило название приема интертекстуальности. Остановимся на его анализе подробнее, так как этот прием более всего характеризует плюрализм постмодернистского искусства.
|. 14 Культурология '
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
17.2. Модели культурной универсализации
Прием интертекстуальности сложился благодаря осознанию того, что все гуманитарное мышление диалогично. Это высказывание принадлежит нашему соотечественнику М. Бахтину. Термин «интертекстуальность» был введен французским философом Ю. Криетевой под влиянием его учения, в котором литературный текст представлен как полифоническая структура. Буквально «интертекстуальность» означает включение одного текста в другой. Такой прием позволяет привнести в произведение дополнительные смыслы, вызвать у читателя богатые ассоциации. Тем самым интертекстуальность размывает границу текста, в результате чего текст оказывается лишенным законченности, закрытости, однако он становится носителем множественности4, дополняемой богатством ассоциаций воспринимающего. В постмодернистском произведении прошлое сосуществует с настоящим и будущим. История теряет свой линейный характер.'Повторение, циклизм становятся основополагающими.
Интертекстуальный текст не исчерпывается субъективными замыслами автора и интерпретацией воспринимающего. Такой текст рассчитан не на передачу смысла, а на его производство из других текстов, по отношению к другим текстам, причем не только по отношению к прошлым. Р. Барт, один из теоретиков, продолживших обоснование этой темы, пояснял, что в явление, которое принято называть интертекстуальностью, следует включить тексты, возникающие позже произведения, так как источники текста существуют не только до текста, но и после него. Здесь речь идет о неисчерпаемых смыслах культуры, о том, почему произведения искусства не утрачивают своей новизны, почему художественная культура не стареет.
Можно возразить, что любое произведение искусства рассчитано на многообразные интерпретации, на наращивание смысла, однако именно постмодернистское искусство подчеркивает принципиальную открытость произведения, многовариантность интерпретации, активное сотворчество зрителя, читателя, слушателя. Умножающееся таким образом смысловое пространство культуры утверждает неистребимый плюрализм.