Язык и речь

Язык — средство общения между людьми, неразрывно связанное с мышлением. Он представляет собой, как отмечалось выше, систему фонетических, лексических и грамматических единиц, которые со­ставляют четыре уровня и в совокупности своей, в сво­ем взаимодействии обеспечивают выражение всего мно­гообразия человеческих мыслей, чувств, волеизъявле­ний.

Если язык — это система средств разных уровней, то речь — это использование языковых средств, это языковые средства в действии, функциональная, деятельностная сторона языка, проявляющаяся в процессе общения.

Речь — это не только говорение или слушание, вос­приятие речи, это и результат говорения, продукт рече­вой деятельности — речевые произведения, зафиксиро-


ванные памятью или письмом, графическими средства­ми или средствами фонозаписи.

Существует четыре вида речевой деятельности: гово­рение (собственно речь, устная, звуковая речь, словес­ное выражение мыслей, чувств, а также речь внутрен­няя, про себя), письмо (фиксирование речи с помощью букв и других графических знаков), слушание (воспри­ятие речи слухом и ее осмысление), чтение (восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизве­дение вслух или про себя).

Чтение бывает просмотровое (читающий узнает автора текста, название произведения, год и место его издания, знакомится с аннотацией, оглавлением, пре­дисловием, смотрит типографское оформление, иллюст­ративный и справочный материал), ознакомитель­ное (кроме перечисленного выше, читатель выборочно знакомится с содержанием текста, уровнем его сложно­сти, характером изложения материала, выявляет нали­чие необходимых для него сведений), изучающее (или аналитическое, при котором весь текст вниматель­но прочитывается и анализируется с точки зрения по­лученного задания или самостоятельно поставленной цели, делаются выписки и краткие записи о содержа­нии и языковых особенностях текста).

Язык и речь противопоставляются по ряду признаков. Язык как знаковая система абстрактен; речь же конкрет­на, материальна, она воспринимается чувствами — слу­хом, зрением, осязанием. Язык нецеленаправлен, его лексический, фонетический, синтаксический багаж мо­жет использоваться как угодно, с любой целью; речь же всегда целенаправленна, актуальна, устремлена к опре­деленной цели. Язык иерархичен по своей структуре, имеет уровневую организацию, состоит из нескольких ярусов; речь лее, речевой поток состоит из линейной последовательности слов. Речь бесконечна в своем раз­нообразии, появление новых предложений, новых текс­тов не имеет предела; языковая же система ограничена определенным набором единиц разных уровней, кото­рые могут быть учтены и описаны.

Вместе с тем язык и речь, языковая система и ее функционирование в речи неразрывны, едины: язык,


языковая система реализуют себя в речи, только через нее выполняют свое назначение; а речь, способность че­ловека выражать словами свои мысли, возможна лишь при наличии достаточно дифференцированной, хорошо упорядоченной, принятой обществом системы языковых средств.

По своей форме речь бывает устной и письменной.

Устная речь порождается в процессе говорения. Важнейшей ее особенностью является неподготовлен­ность, поэтому в ней встречаются отклонения от стро­гой литературной нормы в построении предложений, словоупотреблении, встречаются незаконченные предло­жения, повторы, появляются слова, лишенные смысло­вой нагрузки, типа да-а, во-от, ну, видишь ли, понима­ешь, так сказать, а как же, дающие время для обдумывания или привлекающие внимание собеседника.

Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения, чем устная речь. Письмен­ная речь, в отличие от устной, не имеет средств инто­национного выделения, поэтому в ней используются более сложные синтаксические конструкции и разнооб­разные графические средства, прежде всего знаки пре­пинания, позволяющие передавать особенности произ­ношения и смысловые оттенки.

В зависимости от количества активно участвующих в речевом общении различают такие формы (типы) ре­чи, как диалог, полилог и монолог.

Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — не­посредственный обмен высказываниями между двумя лицами, например диалог Чичикова и Собакевича при определении цены мертвых душ. Для диалогических высказываний характерны краткость (особенно при во­просно-ответной форме), использование неполных прос­тых предложений, широкое использование жестов, ми­мики, исключительно велика роль интонации.

Разновидностью диалога является полилог (от греч. polys — многочисленный и logos — слово, речь) — раз­говор между несколькими лицами (более двух). Приме­ром может служить полилог чиновников перед появле­нием жандарма в последнем действии комедии Н. Гого­ля «Ревизор».


Монолог (от греч. monos — один и logos — слово, речь) — пространная речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе, не рассчитанная на сло­весную реакцию собеседника, например монолог Чацко­го в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» — «А судьи кто?..». В отличие от диалогической речи, монолог ха­рактеризуется развернутостью, широким охватом тема­тического содержания высказывания, использованием распространенных синтаксических конструкций, более строгим их построением, хорошо продуманной логиче­ской структурой, композицией высказывания.

Монолог в той или иной мере бывает «диалогизиро-ван», рассчитан на ответную реакцию. Об этом напоми­нают риторические обращения, риторические вопросы, междометия, использование несобственно-прямой речи (при внутреннем монологе).

11. Спишите текст, применяя правила правописания. Составьте сложный план.

Литературная речь имеет две формы ус(?)ную и письменную. Их названия свидетельствуют о том что первая звучащ..я речь а вторая графически закреп­ленная. Это их основное различие. Если спросить какая из форм возникла раньше то каждый ответ..т устная. Для появления письменной формы необходим., был.. создать графические знаки которые бы передавали эле­менты звучащей речи. Для языков не имеющих пис..мен(?)ости устная форма является единствен(?)ой формой их сущ..ств..вания.

Письменная речь обычно обращена к отсутству­ющему. Пишущ..й не вид…т своего читателя а мож..т только мысленно представить его себе. На письменную речь не вл..яет р..акц..я тех кто ее читает. Напротив устная речь предполагает наличие собеседника слуш..те­ля. Говорящий3 и слушающий не только слыш..т но и вид..т друг друга. Поэтому устная речь нередко завис.т от(того) как ее воспринимают. Реакция одобрения или (не)одобрения реплики слушателей их улыбки и смех все это может повлиять на характер речи изменить ее (в)зависмости от этой реакции а то и прекратить.



Говорящий2 создает творит свою речь сразу. Он од­новременно работает над содержанием и формой. Пиш…щий имеет возможность совершенств..вать написан(?)ый текст возвращаться к нему и..правлять. (Л. Введенская, А. Пономарева.)

12. На основе текста статьи «Язык и речь» и текста упр. 11 подготовьте (письменно) сообщение на одну из тем:

а) «Язык и речь»; б) «Речь устная и письменная»; в) «Диалог и монолог».

13. Запишите пословицы. Какова их тема? Раскройте смысл
каждой из пословиц (с приведением примеров). Чему учит каж­дая из них?

1. Что напис.но пером того не выруб..шь т..пором. 2. Слово не вор..бей вылет..т не пойма..шь. 3. Слово не стре­ла а р..зит пуще стрелы. 4. От одного слова да (на)век ссо­ра. 5. Ради красного словца не пож..ле..т и родного отца. 6. Перо смелее языка. 7. Язык к..с(?)неет а перо не р..беет.

В каких предложениях должно быть поставлено тире, а в каких оно может быть поставлено как факультативный (необязательный) знак препинания?

14. Спишите текст, применяя правила правописания. Выявите в
нем и сгруппируйте признаки устной речи. Подготовьте сообщение об особенностях устной речи, используя примеры из данно­го текста.

Давно вас переселили к нам спросил я после (неболь­шого молчан..я.

Касьян встр...пенулся.

Нет недавно года четыре. При старом бар..не мы все жили на своих преж(?)них местах а вот опека6 пересели­ла2. Старый барин у нас был кроткая душа смирен(?)ик царство ему небесное! Ну опека коне..но справедливо рас(?)удила видно уж(?) так пр..шлось.

А вы где прежд.. жили

Мы с Красив..й Мечи

Далеко это (от)сюда

Вёрст6 сто

Что(ж) там лучш.. было

Луч(?)ше лучше. Там места пр..вольные речные гнездо наше а здесь теснота сухмень... Здесь мы осир..тели. Там


у нас на Красивой(то) на Мечи вз..идешь ты на холм взой­дешь и Господ.. Боже мой что это а И река(то) и луга и лес а там церковь а там опять пошли луга. Далеч.. видно далече. Вот как далеко видно... Смотр..шь смотришь ах ты право Ну, здесь точно земля лучше суглин..к хороший суглинок говорят крестьяне да с меня хлебушка-то всюду (в)доволь народит(?)ся.

А что старик скажи правду тебе чай6 хоч..тся на роди­не-то побывать.

Да посм..трел бы. А впрочем везде хорошо. (И. Турге­нев.)

1. Расскажите о знаках препинания в этом тексте: а) при вводных словах (их пять); б) при частицах и междометиях; в) при прямой речи.

2. Какие предложения в речи Касьяна не отвечают строгим ли­тературным нормам? Прокомментируйте их.

15. Спишите тексты. Проведите наблюдение над особенностями диалогической речи в них. Подготовьте сообщение о диалогиче­ской речи, используя примеры из текстов.

I. Комн..та князя Андрея была в среднем этаже в ком­натах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал (с)верху женский говор.

Только еще один раз сказал сверху женский голос ко­торый сейчас узнал князь Андрей.

Да когда же ты спать буд..шь ответил другой голос.

Я не буду я не могу спать что(ж) мне делать! Ну по­следн.. й раз...

Два женских голоса запели какую(то) музыкальную фразу составлявшею конец чего-то.

Ах какая прел..сть Ну теперь спать и конец.

Ты спи а я не могу отвечал первый голос прибли­зившейся к окну. Она вид..мо совсем высунулась в окно потому что слышно было шуршанье платья и далее ды­ханье. Все затихло и окам..нело как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей то(же) боялся пошевелиться что(бы) не выдать своего (не)вольного прису(?)ствия.

Соня Соня послыш...лся опять первый голос Ну как можно спать Да ты поем..три что за прелесть Ах какая



прелесть Да проснись же Соня сказала она почти со сле­зами в голосе Ведь эдакой пр..лес(?)ной ночи никогда ни­когда не бывало.

Соня (не)хотя что-то отвечала

Нет ты посмотри что за луна Ах какая прелесть Ты по­ди сюда Ну видишь Так вот села на корточки вот так подхватила бы себя под к..ленки туже как можно туже натужиться надо и полетела бы Вот так (Л. Толстой.)

Найдите: а) междометия, отделяемые запятой (в семи предложениях); б) восклицательные (десять) и вопросительные (два) предложения.

II. Баранов ур..нил дыню. Скрипач огл…нулся на нас и

ОТНЯЛ СМЫЧ…К.

Это пуст..ки сказал ему смутившейся Баранов Играй пожалу(?)ста! Мы не хотели вам мешать.

Вы не б..ндиты спросил старик и зажал скрипку (под)мышкой.

Чего вам старому и бедному человеку боят(?)ся банди­тов

Старик тихо засмеялся.

Мне их надо боят(?)ся молодые люди больше чем б..нкиру Ксидиасу. Много больше их надо бояться. Вот!

Он потряс перед нами скрипкой. (К. Паустовский.)

Найдите обособленное распространенное приложение, относящееся к личному местоимению.

III*. Этот телефонный ап(?)арат я включаю только по четвергам. В остальные дни он завал..н письмами черно­виками гранками6. Я просто забываю о его существова­нии.

Но по четвергам к трем часам я сметаю ворох бумаг и выхожу (на)связь.

Ал(?)о «Литгазета» слушает...

Я — Форейнджер...

(Не)понял. Кто?

Меня зовут Игорь. Кличка Форейнджер ф..нат ЦСКА.

Сколько тебе лет

Пятнадцать


Форейнджер, а мне сказали что фанатов ЦСКА уже больше нет Кончались

Это «мясники» сказали?

Послушай наш св..зной телефон не для того что(бы) слушать оскорбления в адрес друг(друга). Говори нор­мально.

Я хотел спросить так вам сказали спартаковские фа­наты?

Нет ваши.

Ну... (В)общем правильно но дело в том что мы еще держ..мся. Мы — держимся!.. (Ю. Щекочихин.)

16. Спишите текст. Укажите признаки монологической речи в нем и признаки «диалогизирования» монолога.

I. Я царств..ю!..

Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя д..ржава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Я царствую... но кто вослед за мной

Приим..т власть над нею? Мой наследник!

Безум..ц, расточитель молодой,

Развратников ра..гульных с.беседник!

Едва умру, он, он! Сойдет сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкат..лей пр..дворных жадных.

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки (со)смехом отопрет.

И потекут сокров..ща мои

В атласные дырявые к..рманы.

Он разоб..ет св..щен(?)ые ссуды,

Он грязь еле..м царским напоит —

Он ра..точит... А по какому праву?

Мне разве даром это все достал..сь,

Или шутя, как игроку, который

Гемит кос.т..ми да груды загр..бает?

Кто зна..т, сколько горьких во..держаний,

Обуздан(?)ых страстей, тяж..лых дум,

Дневных забот, ночей бес(?)онных мне

Все это стоило?

(А. Пушкин. «Скупой рыцарь».)



1. Где, по вашему мнению, возможна постановка знаков препинания дополнительно?

2. Какова тема этого отрывка и его главная мысль? Что автор доказывает и каковы его аргументы?

II*. Фамусов. Вот то(то) все вы гордец..! Спросили бы как делали отцы?

Учились бы на старших глядя

Мы например или покойник дядя Максим Петрович он не то на серебре

На золоте едал сто человек к услугам

Весь в орденах езжал(то) вечно цугом6

Век при дворе5 да при каком дворе!

Тогда не то что ныне

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд5... Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче

Не как другой и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда(же) надо подслужиться

И он сгибался в перегиб...


Прокомментируйте авторские знаки препинания и слова, обороты речи, которые как устаревшие.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: