Русский язык как система средств разных уровней

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

Система языка — это не простое множество единиц разных уровней, а органичная, строго упорядочен­ная совокупность единиц и их уровней, связанных меж­ду собой устойчивыми отношениями и образующих внутренне организованное единство. Единицы разных уровней (ярусов) языка постоянно взаимодействуют. Многочисленность и многообразие языковых элементов и отношений между ними, недопустимость их произ­вольного изменения определяются назначением языка в жизни человеческого общества. Он должен точно и полно передавать все богатство человеческого бытия, глубину человеческой мысли, тончайшие оттенки чувств и переживаний. Это обеспечивается устойчи­востью языковых знаков и связей между ними.

В то же время система языка — открытая система, она постоянно взаимодействует с окружающей средой, с по­знавательной деятельностью человека, его практической деятельностью, с развитием его мышления, она постоянно обогащается, расширяет свои возможности. Устойчивость и изменчивость языковой системы взаимосвязаны.

Многоярусность системы языка обеспечивает эконо­мию языковых средств при выражении разнообразного содержания. Из нескольких десятков звуков речи, их комбинаций язык создает много сотен корней и других морфем. Морфемы, сочетаясь, создают сотни тысяч слов, многие из которых имеют до 12—18 и более грам­матических форм. Слова, их формы, сочетаясь по-раз­ному, создают бесчисленное множество предложений, которые способны передать все разнообразие мыслей, чувств, волеизъявлений человека, выразить его пред­ставление о мире.

С языковыми уровнями, их единицами тесно связаны и такие стороны языка, как орфоэпия, орфография, пунк­туация, стилистика, соответствующие языковые нормы.



17. Спишите текст, применяя правила правописания; дайте обос­нование правильных написаний.

Наука о языке еще далека от полного и точного понимания и описания связей и отношений между основными областями языкового механизма. Однако многое все же известно. Остановимся на трех примерах.

а) Лексика и словообразование связаны и соотнесе­ны по многим направлениям.4 Образование новых слов опирается на уже существующие слова механизм слово­ образования не может работать без такой опоры. Вмес­те с тем этот механизм работая дает все новые слова по­полняет и изменяет лексику.

б) Словообразование оказывается связанным и соот­несенным также с морфологией. Хорошо извес(?)но что в пр..делах разных частей речи действуют свои авт..номные механизмы словообразования. Морфоло­гия таким образом видоизменяет общие закономерно­сти и способы образования новых слов приспосабливая их к своим требованиям и возможностям. Достаточно напомнить о резком различии (по крайней мере в таких языках как русский и другие славянские) глагольного
и именного словообразования это различие дает о себе знать и в семантик.., и в морфемик.., и в способах и типах словообразования.

в) Давно и хорошо известны многие линии связей и отношений между морфологией и синтаксисом обуслов­ленные прежде всего их общ..й грам(?)атической осно­вой. В области грамматической семант..ки можно на­ звать влияние синтаксических словесных позиций (чле­нов предложения) на части речи. Как правило в пози­ции подлежащего и дополнен..я используются слова с предметным морфологическим значением в позицию об­стоятельства легче других попадают слова с морфологи­ческим значением «признака другого признака» то есть наречия и деепричастия. Вместе (с)тем синтаксическая
позиц..я смещает морфологическое значение слов (несо­ответствующих ее синтаксическому значению. Этим объ..сняется причина почему из существительных с предлогами ок..завш..хся в позиции обстоят..льства так легко вырастают новые и новые нареч..я. Можно

назвать д..сятки изученных и еще (не)изученных связей и отношений между морфологией и синтаксисом как в русском так и в любом ином языке. (Ф. М. Березин.)

1. Найдите: а) три вводных оборота; б) два обособленных причастных оборота.

2. Упростите текст и передайте его содержание в своем изложе­нии (устно).

18. На основе текста статьи и упражнения 17 подготовьте устные сообщения.

1) Что значит взаимосвязь единиц языка разных уровней? Приведите примеры.

2) В чем достоинство многоуровневой (четырехуровневой) системы языка?

3) Как взаимосвязаны лексика и словообразование русского языка?

4) Как взаимосвязаны словообразование и морфология?

5) Как взаимосвязаны морфология и синтаксис?

19. Рассмотрите внимательно планы лингвистического разбора (в приложении). Как отражается в них взаимосвязь между еди­ницами языка разных уровней, между разными сторонами язы­ковой системы?

20. Спишите текст, применяя правила правописания, подготовь­те обоснование написаний и пропущенных знаков препинания. Произведите фонетический разбор помеченных слов, придержи­ваясь плана 1 (в приложении).

Анна стояла окруженная дамами и мужчинами разго­варивая. Анна была не в л..ловом как того непременно хотела Кити но в ч..рном низко1 срезан(?)ом барх..тном платье открывавшем ее1 точ..н(?)ые как старой слоновой кости полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все1 платье было обшито1 венециан­ским гипюром6. На голове у нее в черных волосах своих без примеси была маленькая гирлянда5 анютиных глазок и такая(же) на черной ленте по..са между белыми круж..вами. Прич..ска ее была (не)заметна. Заметны бы­ли только украшая ее эти своевольные короткие к..лечки курчавых волос всегда выбивавшееся на затылк.. и вис­ках. На точеной крепкой ше.. была нитка жемчуга.

Кити видела каждый день Анну была влюблена2 в нее и представляла ее непременно в лиловом. Но теперь увидав




ее в черном она почу(?)ствовала2 что не пон..мала всей ее прел..сти. Она теперь увидала ее совершенно новою и не­ожиданною для себя. Теперь она поняла что Анна не мог­ла быть в лиловом и что ее прелесть состояла именно в том что она всегда выступала из своего туалета что ту..лет ни­когда (н..)мог быть вид..н на ней. И черное платье с пыш­ными круж..вами (не)было видно на ней это была только рамка и была видна только она простая естественная изящная и вместе веселая и оживленная. (Л. Толстой.)

1. Между какими разноуровневыми единицами языка вы устанавливали связь при фонетическом разборе слов низко, обшито и морфемном разборе слов влюблена и почувствовала?

2. *. Прочитайте текст выразительно, предварительно определив, какие слова, словосочетания надо интонационно выделить, ка­кие внутренние состояния Анны и Кити надо передать голосо­выми оттенками, как передать голосом чувство любования, вос­хищения кем-то.

21*. Охарактеризуйте звуковую инструментовку приведенных ниже стихотворных строк: какие звуки в них (согласные и глас­ные), сочетания звуков наиболее отчетливо гармонируют с содер­жанием стихотворного текста, усиливают восприятие передава­емой в словах картины, передаваемого словами чувства, внут­реннего состояния. Прочитайте выразительно.

1. Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. Пушкин.)

2. О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою...

(М. Лермонтов.)

22. Спишите, применяя правила правописания (с обоснованием). Произведите разбор помеченных слов по плану 2 (в приложе­нии), обращая внимание на связь между единицами языка раз­ных уровней.

L Она [Кити] не сходилась с Анной с самого приезда и тут вдруг увидала ее опять совершенно2 новою и неожидан(?)..ю. Она увидала в ней столь знаком..ю ей самой черту возбуждения2 от успеха. Она видела что Анна пья­на вином возбуждаемого ею восхищения. Она знала это чувство и знала его признаки и видела их на Анне виде­ла др..жащий вспыхивающий2 блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения невольно изгибающую губы и от­четливую грацию верность и легкость движений. <...>

Каждый раз как он [Вронский] говорил с Анной в гла­зах ее вспых..вал радос(?)ный2 блеск и улыбка счастья из­гибала ее румяные губы. Она (как)будто делала усилие над собой чтобы не выказ..вать этих признаков радости но они сами собой выступали на ее лице. (Л, Толстой.)

Прочитайте текст выразительно, постарайтесь передать интонацией, оттенками голоса состояние женщины, внутренне переполненной счастьем.

И. Спится мне, младенькой2, дремлет(?)ся

Клон..т голову на подуш..чку2 Свекор-батюшка по сеничкам Сердитый по новым погул…вает

III. Другая — тесная

Дорога чес(?)ная2

По ней идут


Лишь души сильные

Любвеобильные

На бой на труд.

За обойденного

За угнетенного

Стань в их ряды.

Иди к унижен(?)ым

Иди к обижен(?)ым —

Там нуж..н ты.

IV. В минуту унынья о родина-мать!

Я мыслью (в)перед улетаю.

Еще сужд..но2 тебе много страдать2

Но ты не погибн..шь я знаю.




Был гущ., невежества мрак над тобой

Удушливей2 сон (не)пробудный.

Была ты глубоко несчас(?)ной2 страной Подавленной рабски-бессудной. <...>

Довольно! Окончен с прошедшим2 расч..т Окончен рас.ет с господином!

Сб..рается2 с силами русский народ

И учится быть гражданином...

(Н. Некрасов.)

1. Какова связь морфем некоторых слов со стилистическими особенностями, стилистической окраской стихотворных отрывков?

2*. Прочитайте отрывки выразительно, предварительно осмыс­лив их содержание, выявив ключевые слова в них, определив их эмоциональную окраску, целесообразно используя логические ударения, паузы.

23. Проведите разбор следующих слов по составу.

Подвенечный, малограмотный, безбилетник, речушка­ми, хлебница, сереньких, зазеленеет.

24. Спишите, восстанавливая и обосновывая правильность написаний.

I. Все(таки) я встретил тех кто не только сорит но и уб..рает.

Нет не на род..не не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле березовой рощи увид..л седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым6 мешком в резиновых перчатках и жен(?)щину одетую в спортивные штаны в рубашку мужского покроя тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они (не)торопливо двигались по опушк.. рощи о чем-то беседуя время от времени наклонялись и склад..вали в ме­шок бумагу коробки от сигарет и папирос фольгу обрыв­ки пол..эт..лена окурки раскисшие куски хлеба старые обутки лоскутье все чем сорит вокруг себя человек.

Видал чокнутых? Почему-то со злобой воскликнул шофер(таксист) ве..ший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. — Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут так сожгут возле


реки чё где выправят чё где закупают. Цветки рвать не дают прямо за грудки берут, и-иы-ди-иоты-ы! Да разве за нами за поганц..ми все приберешь? И-иы-ы-ди-о-ты!

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

...Каждый раз как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой с тихой радостью ду­маю это они терпеливые люди, делают посильную добро­вольную работу так необходимую уставш..й земле, жгут мусор возле речки. (В. Астафьев.)

Какие проблемы поднимает В. Астафьев?

II*. Можно ли одной исчерпывающей формулой опреде­лить, что такое искус(?)тво?

Известно что единственно верное утверждение всегда пок..ряет нас оно всегда кажется ясным и логичным отве­том. Но в литературе порой возможен некий отход от гра­неных железных формул и я рискну сделать этот шаг.

Искусство это очарование стихия ч..рного и белого колдовство борьба Бога и сатаны вторая жизнь выявление смешного и трагедийного утверждение и отрицание мо­раль отрицающая безнравственность, и безнравственность рождающая мораль форма как выявленное содержание познание мира и человека поиск и познание истины чело­веком и в человеке. Наконец искусство это история исто­рии и история личности.

Из всех этих определений субъективных конечно для самого себя выделяю наиболее существенное как мне ка­жется поиск и познание истины человеком и в человеке то(есть) формулу в какой-то степени вб..рающую в себя другие определения, ибо эта формула связана с миро­воззрением6 и мироощущением художника с его отноше­нием к миру и смыслу человеческого существования в данном мире. Как невозможно так и бессмысленно5 втис­кивать в прокрустово ложе формулы книгу того или ино­го писателя вкладывать ключ-отмычку в замок его творе­ний с высокомерностью задаваясь мыслью таким образом все понять оценить и расчленить найти схему шифр к ро­ману или рассказу. (Ю. Бондарев.)

Сформулируйте (очень коротко) свое понимание искусства.



25. Спишите высказывания В. Белинского о языке поэзии
А. Пушкина (I) и М. Шолохова о богатстве и выразительности
русской речи (II). Произведите лексический анализ текста I.

С какими другими уровнями языка связан лексический уро­вень?

I....Стих Пушкина в самобытных6 его пьесах вдруг как(бы) сделавший крутой поворот или резкий разрыв в истории русской поэзии нарушивший придание6 явивший собою что-то (не)бывавшее непохожее ни на что прежнее этот стих был представителем новой дотоле небывалой по­эзии. И что же это за стих! Античная6 пластика6 и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романти­ческой рифмы; все акустическое6 богатство вся сила рус­ского языка явились в нем в удивительней полноте; он неж..н сладостен мягок как ропот волны тягуч и густ как смола ярок как молния прозрачен и чист как кристал(?) душист и благ..вонен как весна крепок и могуч как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная невырази­мая прел..сть и грац..я в нем ослепительный блеск и крот­кая влажность в нем все богатство мелодии и гармонии языка и ритма в нем вся нега все уп..ение творческой меч­ты поэтического выражения.

II. (Не)обозримо многообразие человеческих отношений которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и аф…ризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские смех и слезы любовь и гнев вера и безвер..е прав­да и кривда честность и обман трудолюбие и лень красо­та истин и уродство предрассудков6.

1. Укажите выразительные средства языка, использованные

В. Белинским.

2. Найдите и выпишите синонимы и антонимы, постарайтесь по­добрать к ним другие синонимы и антонимы.

26. Спишите. Произведите морфологический разбор знаменатель­
ных частей речи из первого предложения по плану 3 (в прило­жении).

Жара заставила нас (на)конец войти в рощу. Я бросил­ся под высокий куст орешн.жа над которым молодой стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки.


Кас.ян присел на толстый конец срублен(?)ой березы. Я гл..дел на него. Листья слаб.. к..л..бались (в)вышине и их (жидко)зелен..ватые тени тихо ск..льзили (в)зад и (в)перед по его тщедушному телу (кое)как закут..н(?)ому в темный армяк по его маленькому лицу. Он (не)подн..мал головы. Наскучив его безмолвием я лег на спину и нач..л любоват(?)ся мирной игрой перепутан(?)ых листьев на да­леком светлом неб... Удивительно приятное занят..е ле­жать на спине в лесу и гл..деть (в)верх! Вам каж..т(?)ся что вы смотр..те в бе..донное море что оно широко рас(?)т..лается под вами что деревья н.. подн..мают(?)ся от земли, но словно корни огромных р..стений спускают(?)ся отвесно падают в те (стеклянно)ясные волны. Листья на деревьях то сквозят изумрудами то сгущаются в золотист..ю почти ч..рную зелень. Где(нибудь) далеко (далеко) окан(?)чивая собою тонкую ветку (не)подвижно стоит отдельный листок на г.. лубом клоч(?)ке прозрач(?)ного неба и рядом (с)ним к..чается другой на­поминая своим движением игру рыбьего плёса как(будто) движение то самовольное и (не)производится ветром. Вол­шебными подвижн..ми остр..вами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. И вот вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветки и листья облитые солнцем все заструится задр..жит беглым блеском и под­нимется свеж..е тр..пещущ..е лепетание похожее на бесконечный мелкий плеск вн..запно набежавш..й зыби. Вы не двигаетесь вы глядите и нельзя выр..зить словами как радос(?)но и тихо и сладко становит(?)ся на сердце. (И. Тургенев.)

1. Найдите в тексте причастия и деепричастия, проведитеих морфологический разбор (по одному примеру).

2. Найдите предложения: а) с деепричастными оборотами; б) с сочинительным союзом, с двух сторон которого необходимы запятые; в) с обобщающим словом после однородных членов и сочетанием двух знаков препинания; г) с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и, — и объясните поста­новку знаков препинания в них.

3. Какие художественные детали в приведенном выше тексте (эпитеты, сравнения, словесные образы) передают картину при­роды?




27. Спишите отрывки из монологов Катерины (драма «Гроза» А.
Островского), найдите служебные части речи и междометия, раз­
берите их по плану За (в приложении).

1. Я говорю (от)чего люди не летают так как птицы? Знаешь мне иногда кажет(?)ся что я птица. Когда стоишь на горе так тебя и тян..т лететь. Вот так бы разбежалась подняла руки и полетела.

2. Я жила (н..)(об)чем н.. тужила точно птичка на вол... Мам..нька (во)мне души (не)ча..ла наряжала меня как куклу работать не принуждала что хочу бывало то и де­лаю. Знаешь как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я бывало рано коли летом так схожу на ключик умоюсь принесу с собой водиц… и все все цве­ты в доме полью. У меня цветов было много-много.

3. Обидели меня чем-то дома а дело было к вечеру уже темно я выбежала на Волгу села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!

4. Эх Варя не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай Бог этому случит(?)ся! А уж коли очень мне здесь опостын..т так не удержат меня (ни)какой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить так и н.. стану хоть ты меня реж(?)!

5. Ночи ночи мне т..желы. Все пойдут спать и я пой­ду всем ничего а мне как в м..гилу.4

1. Найдите в лексике и оборотах речи Катерины элементы разговорной речи и просторечия.

2*. Какие черты характера проявляются в высказываниях геро­ини? 3. Прочитайте выразительно приведенные отрывки.

28. Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на эту же тему. Какую из пословиц вы
считаете самой жизненной? Почему?

1. Одной рукой и узла не завяж..шь. 2. Кому рас­кроешь свое сердц.., как не друзьям. 3. Не уме..шь дру­жить не смож..шь и счастливым быть. 4. Без беды друга не узна..шь. 5. Не ищи друга без недостатков, (со)всем без друга останешься. 6. (Не)друг поддакивает, а друг спор..т. 7. Когда друг прост, не существует завтра. 8. Друга за деньги не куп..шь. 9. Дружба, построенная на выгод..,


не бывает прочной. 10. С кем хлеб-соль вод..шь, на того и поход..шь. 11. За худым пойдешь, худо и буд..т. 12. Не буд..т добра, коли3 меж3 своими вражда. 13. Не плюй в ко­лод..ц — пригодит(?)ся воды напит(?)ся.

Найдите и разберите служебные части речи.

29. Спишите текст, применяя правила правописания, подготовь­те обоснование правильного написания пропущенных орфо­грамм и постановки пропущенных знаков препинания. Произве­дите разбор одного простого предложения (первого), одного сложного (тоже первого) и всех предложений с прямой речью, придерживаясь планов 4а, 46, 4в (в приложении).

Он прозрел да это правда он прозрел думал Максим.

Среди яркой и оживленной м..лодии счастливой и сво­бодной как степной ветер и как и он беззаботней среди пестрого и широкого гула жизни среди то грус(?)ного то величавого напева народной песни все чащ., все на­стойчивее и сильнее прорывалась какая(то) за душу хва­тающая нота. <...>

Казалось будто удар разразился над толпою и каждое сердце др..жало как будто он к..сался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк но толпа храни­ла гроб..вое молчан..е.

Максим опустил голову и думал Да, он прозрел... На месте слепого и (не)утомимого эгоистического страда­ния он носит в душе ощ..щение жизни он чувствует и людское горе и людскую радость он пр..зрел и суме..т напомнить счастливым о (не)счастливых...

И старый с.лдат все ниже опускал голову. Вот и он сделал свое дело и он не даром прожил на свет., ему го­ворили об этом полные силы властные звуки стоявш..е в зале царившие над толпой...

Так дебетировал слепой музыкант. (В. Короленко,)

30. Спишите и обозначьте цифрами виды простых предложений по наличию и форме выражения главных членов: 1 — полное двусоставное, 2 — полное односоставное определенно-личное, 3 — полное односоставное неопределенно-личное, 4 — полное односоставное безличное, 5 — полное односоставное назывное, 6 — неполное.



Простые предложения разберите по плану 4а (устно).

Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу ум..реть. Ма­ленький кусоч..к свинца в сердце в голову — и все? И мое горяч..е тело не будет уже горяч..м?.. Пусть будут страда­ния. Кто сказал что я буду страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал все попробовал. Разве (не)достаточно одному стольк… знать? Я ведь приго­жусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно убивать человека который (н..)чего (н…)успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Ч...рт с ней с любовью. Я согласи не лю­бить. С меня хват…т если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете как сладко когда мама глад…т по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Я например не был еще на Вал-да... Мне ведь нужно посмотреть что это за Валдай? Нуж­но? Кто(то) ведь написал И колокольч..к — дар Валдая А я даже таких строчек написать не смогу. Помогите мне.

Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам как снайп..р буду единоборствовать с танками буду голодать не спать мучит(?)ся... (Б. Окуджава.)

31*. Прочитайте внимательно текст. Придумайте к нему название, которое отражало бы главную мысль текста.

Найдите осложненные предложения, укажите, чем они ос­ложнены. Произведите их полный синтаксический анализ. Есть ли в этом тексте односоставные предложения? А неполные? Охарактеризуйте односоставные предложения.

I. Мою первую учительницу звали... К стыду своему я не помню как ее звали но помню ее. Худощавая строгая ровная безулыбчивая всегда одетая в темное из которого ослепительно вырывались белоснежные воротн..чки и ман­жеты она пр..дст..влялась нам первоклашкам очень стар..й из прошлого века. И в один из выходных она в..лела со­браться у школы но не всем а тем кто хоч..т пойти на экс­курс.ю. Я хотел пришел одним из первых; учительница пересчитала нас вывела к знаменитым смоленским часам под которыми назначались все св..дания и от которых шло измерение во всех направлениях и погрузила в маленький пестрый и звонкий смоленский трамвай. И мы пок..тили


вниз к Дн..пру. Миновали Соборн..ю гору выбр..лись из старого Смоленска переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учитель­ницы переулк..ми садами и дворами вышли... к дубу.

II. Это самый древний житель нашего города сказала первая учительница.

Может быть она сказала не теми словами сказала не так но суть заключалась в том что этот дуб остаток священной рощи кривичей которые жили в селении не­подалеку от Смоленска где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно что Смоленска в те далекие времена еще не существовало что возник он позднее когда по Днепру налад..лась регуляр­ная торговля, и именно здесь в сосновых берегах удобнее всего было см..лить суда после длинных и т..ж..лых воло­ков. Смолили суда м..лились богам в св..щен(?)ой роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно выр..с го­род в названии которого сохранился (не)только труд его первых жителей но и аромат его красных боров.

Я прикоснулся к дубу раньше чем учительница в..ле-ла это сделать. Ей-богу я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту л..доней пота и крови моих пре..ков веч­но живую т..плоту истории. (Б. Васильев.)

Из выделенного предложения выпишите все словосочетания. Укажите главные и зависимые слова, охарактеризуй­те словосочетания по способу связи.

32. Произведите синтаксический разбор сложных предложений.

1. Только что Наташа конч..ла петь она подошла к не­му [Андрею] и спросила его как ему нравит(?)ся ее голос. Она спросила его и смутилась уже после того как она это сказала поняв что этого не надо было опрашивать. Он улыбнулся глядя на нее и сказал что ему нравится ее пе­ние так(же) как и все что она делает. (Л. Толстой.) 2. Я иногда думаю что нигде в мире нет такой разнооб­разной жизни как у нас на Руси. Но если это и не так то во всяком случае характеры думающих и веру..щих лю­дей бесконечно и несоединимо разнообразны у нас. (В. Ко­роленко.) 3. Вскор.. все сказки какие я знал кончились и я стал их придум..вать. Наверно это были чудные сказки




потому что я соб..рал в кучу и прочитанное из книг и3 ви­денное в кино и разные были и небылицы. Но за(то) что эти сказки имели (в)общем(то) схож..е содержание можно ручаться. 4. Подобных историй оторван(?)ых2 как приня­то сейчас выр..жаться от действительности я наслышался в детдоме от бывших беспризорников. Но я их пере­делывал на свой лад. Вместо душегуба(блатняги) у меня преимущественно действовал благородный воин(храбрец) а вместо купеч..ской дочки фронт..вая сестра называемая то принцес(?)ой то цариц..й. Оба они были красавц.. и оба из сражения выходили целы и (не)вредимы а дальше шло как во всякой доброй сказк.. женившись справляли свадь­бу. Я там был мед пил и так далее. Чудесные это были сказки! (В. Астафьев.)

К^ Взаимосвязь каких сторон языка выявляется при разборе LL сложных предложений?

33*. Найдите сложные предложения, подчеркните в них все грамматические основы, вертикальной линией укажите границы между частями предложения, союзы и союзные слова заключи­те в рамку.

I. (По)совету Аграфены Ивановны Наташа говела6 не в своем приходе6 а в церкв.. в которой по словам на­божной Беловой был священ(?)ик весьма строгий и высо­кой жизни.4 В церкв,. всегда было мало народа Наташа с Беловой стан..вились на привычное место перед иконой Божией Матери вделанной в левый клирос6 и новое для Наташ., чувство смирения перед великим (не)пост..жимым охват..вало ее когда она в этот напр..вычный час ут­ра глядя на ч..рный лик Божией Матери освещ..нный и свечами г..ревшими перед ним и светом утра падавш..м из окна слушала звуки службы6 за которыми она стара­лась следить пон..мая их. Когда она понимала их ее лич­ное чу(?)ство с своими оттенками присоединялось к ее молитве когда она не понимала ей еще сладостнее было думать что ж..лание понимать все есть гордость что по­нимать всего нельзя что надо только верить и отдавать­ся Богу который в эти минуты она чувствовала управлял ее душою.


1. С какими сторонами языковой системы выявляется связь синтаксиса при разборе предложений?

2*. Прочитайте выразительно данный отрывок, постарайтесь проникнуть во внутренний мир Наташи и найти тембр, звуча­ние голоса, мелодику речи, которые помогли бы передать таин­ственность, величие и непостижимость происходившего в душе героини.

3*. Поясните смысл последних двух сложных предложений. Что происходило с Наташей? Как вы это понимаете? Знакомо ли вам подобное состояние? Напишите об этом.

П. Она крестилась клан..лась и когда не понимала то только ужасаясь перед своей мерз..стью просила Бога простить ее за все за все и помиловать. М..литвы которым она больше всего отдавалась были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра когда встречались только камен(?)щики шедшие на работы дворники выметавшие улицу и в домах еще все спали Наташа ис­пытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих п..роков и возможности новой чист.-й жиз­ни и счастия.

(В)продолжени.. всей недели в которую она вела эту жизнь чувство это р..ело с каждым днем. И счастье при­общиться или сообщит(?)ся как радостно играя этим сло­вом говорила ей Аграфена Ивановна преет..влялось ей столь великим что ей казалось что она (не)дож..вет до это­го блаженного воскресенья.

Но счастливый день наступил и когда Наташа в это пам..тное для нее воскресенье в белом кисейном платье вернулась от причастия6 она в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойной и (не)т..готящейся жизнью которая предстояла ей.

1. Найдите простое распространенное предложение, которое является вставной конструкцией и потому выделяется с двух сторон знаком тире.

2. Объясните постановку запятой после союза и (и, когда) и со­юза как,

3. Кто автор произведения, из которого взят этот отрывок? Как называется произведение? Каково место описанного эпизода в общем повествовании об одной из героинь романа? Какова его роль в развитии дальнейшего действия и выражении позиции автора?




34*. Прочитайте предложения вслух. Определите их вид, пост­ройте их графические схемы.

I. Чичиков оглянулся и увид..л что на столе стояли уже грибки пирожки скородумки шанишки пряглы бли­ны лепешки со всякими припеками припекой с лучком припекой с маком припекой с творогом припекой со сняточками и (н..)весть чего (н..)было.

П. Если ему на ярмарк.. посчас(?)ливилось напасть на пр..стака и обыграть его, он накупал кучу всего что преж­де попадалось ему на глаза в лавках хомутов курительных свеч.,к платков для няньки жеребца изюму серебрян(?)ый рук..мойник гол(?)ан(?)ского холста крупитчатой муки та­баку пистолетов селедок картин точильный инструмент горшков сапогов фаянсовую посуду насколько хватало де­нег. (Н. Гоголь.)

Расскажите о связи синтаксиса с пунктуацией в этих предложениях.

III. Счастлив путник который после длин(?)ой, скуч(?)ной дороги с ее холодами слякотью грязью (н…вы­спавшимися станцион(?)ыми смотрителями бряканья­ми колокольчиков починками перебранками ямщиками кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися (на)встречу огоньками, и пр..дстанут перед ним знакомые комнаты ра­достный крик выбежавших навстречу людей шум и бе­готня детей и успокоительные тихие речи пр..рыва..мые пылающими лобзаниями властными истребить все печаль­ное из памяти. (Н. Гоголь,)

1. Выпишите грамматические основы предложений, укажите, чем они выражены.

2. Найдите в трех отрывках: а) непонятные слова и выражения, объясните их; б) старославянизмы; в) устаревшие слова (класси­фицируйте их); г) фразеологизмы.

3. Укажите, сколько рядов однородных членов в каждом пред­ложении.

35. Подчеркните слово или словосочетание, которое поясняется придаточным предложением. Если придаточное поясняет глав­ное предложение в целом, то подчеркните все это предложение.


Когда пленные опять тронулись Пьер огл..нулся (на)зад. Каратаев сидел на краю дорог., у березы и два француза что(то) говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел прихрамывая (в)гору.

(С)зади с того места где сидел К..ратаев послышался выстрел.4 Пьер слышал я(?)ственно этот выстрел но в то(же) мгновение как он услыхал его Пьер вспомн..л что он не конч..л еще нач..тое перед проездом марш..ла вычисление о том сколько переходов оставалось до Смо­ленска. И он стал сч..тать. Два францу(?)ских солдата из которых один держал в руке снятое дымящ..еся ружье пробежали мимо Пьера. <...>

Собака завыла сзади с того места где сидел Кар..таев. Экая дура о чем она воет подумал Пьер. Солдаты(товарищи) шедшие рядом с Пьером не оглядывались так(же) как и он на то место с которого послышался выстр..л и потом вой собаки но строгое выражение лежало на всех лицах. (Л. Толстой.)

36. Спишите. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения, произведите их синтакси­ческий разбор.

Ольг.. Ивановн.. было двадцать(два) года Дымову три(?)цать один. Зажили они после сва(ть, дь)бы превос­ходно. Ольга Ивановна в гостин(?)ой увеш..ла все стены сплош(?) своими и чуж..ми этюд..ми в рамках и без рам а около р..яля и меб..ли устроила красивую тесноту ки­тайских зонтов и м..льбертов разноцветных тряпочек кин­жалов бюстиков фотографий... В столовой она окле..ла стены лубочными6 к..ртинами повесила лапти и серпы по­став..ла в углу косу и грабли и получилась столовая в рус­ском вкус.. В спальн.. она что(бы) похож., было на п..щеру, задр..пировала пот..лок и стены темным сукном повесила над кр..ватями венецианский ф..нарь а у дверей поставила фигуру с алебардой6. И все находили что у мо­лодых супругов очень миленький уголок. (А. Чехов.)

1. Составьте словарные статьи со словами мольберт и алебарда, используя сложные предложения.

2. Сравните синтаксис (особенности предложений) в текстах Л. Толстого и А. Чехова. В чем их весьма заметное различие и




как это связано с индивидуально-авторским стилем писателя? В каком из двух этих отрывков больше внимания уделяется опи­санию внешнего, в каком — выражению внутреннего мира че­ловека? Что сложнее и как это отражается на построении пред­ложений?

37. Спишите, обосновывая правильное написание пропущенных
в тексте орфограмм. Произведите синтаксический разбор слово­
сочетаний в простых предложениях по плану 4 (в приложении).

Моя [Анны] любовь делается страс(?)нее и себялюбивее а его все гаснет и гаснет и вот (от)чего мы расходимся про­должала она думать. И помочь этому нельзя. У меня все в нем одном и я требую чтоб он весь больше и больше от­давался мне. А он все больше и больше хоч..т уйти от ме­ня. Мы именно шли (на)встречу до связи а потом неудер­жим.. расход..мся в разные стороны. И изменить этого нельзя. Он говорит мне что я бес(?)мысленно2 ревнива и я говорила себе что бессмысленно ревнива но это неправда. Я (не)ревнива а я (не)довольна. Но... Она открыла рот и переместилась в к..ляске от волнен..я возбужденного в ней пришедш..ю ей вдруг мыслью. Если(б) я могла быть чем-нибудь кроме любовн..цы страс(?)но любящ..й одни его ласки но я не могу и не хочу быть ничем другим. И я этим ж..ланием возбуждаю в нем отвр..щение а он во мне злобу и это не может быть иначе. (Л. Толстой.)

1. Какими знаками препинания вы выделили слова автора:

а) продолжала она думать;

б) Она открыла рот и пере­местилась в коляске от волнения, возбужденного в ней пришед­шею ей вдруг мыслью?

2*. В отрывке автор использует прием антитезы, противопостав­ления. Выявите и передайте в связном устном изложении все элементы противопоставления в этом тексте, используя автор­скую лексику.

38. Спишите текст. Произведите разбор словосочетаний в предложениях первого абзаца.

И вот опять родные места встретили меня сдер­жанным ш..потом ольшаника. Забелела чешуей драноч­ных крыш старая моя деревня вот и дом с потрес­кавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под


крышу (не)утомимый в своем стремлении к высоте и смот­рел на синие зубчатые леса прятал в щелях витых кря­жей (не)хитрые мальчишечьи богатства.

Старый дом наш заколоч..н3. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле размышляя о прошлом.

Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далеким (не)верным маревом раскрасило будущее яркими мечта­тельными мазками. В тот день когда я уходил из дома так(же) как сегодня вызван..вали полевые кузнечики так же лениво парил надо мной ястреб и только сер(?)це бы­ло молодым и (не)вер..щим в обратную дорогу.

И вот опять увод..т меня к лесным угорам6 гибельная долгая гать6 и снова слуш..ю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвой­ный бор и нет ему до меня (ни)какого дела. И над бором висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило6. Оно щедро стремительно и бе..шумно сыпл..т в лохматую прохладу мхов свои червонцы а над мхами словно сморенные за пряжей старухи дремл..т смолистые ели они глухо шеп­чут порой как(будто) возмущаясь щедростью солнца а мо­жет быть собственным долголетием. Под елями древний запах пап..р..тника. (По В. Белову.)

Расскажите о лексических и синтаксических средствах, придающих этому тексту художественную форму.

39. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Лес шумит». Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», укажите род, число, падеж, разряд прилагательных.

Лес шумел...

В этом лесу всегда стоял шум — ровн..й, протяжной, как отг..лосок дальнего звона, спокойней и смутн..й, как тих..я песня без слов, как (н..)ясн..е воспоминание о про-шедш..м.4

В нем всегда стоял шум, потому что это был стар..й, дремуч..й бор, которого (н..)к..сались еще пила и т..пор лесника(барышника). Высок..е столетн..е сосны с крас­ными могуч..ми стволами стояли хмур..й ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен..ми вершинами. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог соснов..х игол, которы-




ми была усыпана почва, пробились яркие пап..р..тники, пышно ра..кинувш..еся пр..чудлив..ю бахромой и стояв­шие (н..)движимо, (н..)шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высок..ми стеблями зеленые травы; бел..я кашка скл..нялась отяжелевшими головками, как(будто) в тих..й истоме. А (в)верху, (без)конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные вздохи стар..го бора.

Напишите сочинение-миниатюру о понравившемся вам пейзаже.

40*. Прочитайте выразительно стихотворение С. Есенина; спи­шите.

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!

Вспомн..шь, что ли, юность, ту, что пролетела?

Не шуми, осина, не пыли, дорога.

Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услыш..т, пусть она поплач..т.

Ей чужая юность ничего не знач..т.

Ну, а если знач..т — проживет не мучась.

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звяныне.

Все равно не будет то, что было раньше.

За былую силу, гордость и осанку

Только и осталась песня под тальянку.

Проведите синтаксический разбор предложений первогочетверостишия.

41. Прочитайте текст, подготовьтесь писать его под диктовку. Во всех предложениях выделите грамматические основы и укажи­те, чем они выражены. Найдите осложненные предложения. Чем они осложнены? Составьте схемы выделенных предложений, произведите их синтаксический анализ.

Гру..чики точно в бой бросались на палубу и в трюмы затонувшей барж., с гиком с ревом с пр..баутками. Во­круг меня с легкостью пуховых подуш..к летали мешки риса тюки изюма кож каракуля. Трудно было поверить что так весело и легко и споро работают люди которые


только что уныло жаловались на жизнь на дождь и на хо­лод. Я тоже хватал мешки тащил бросал снова бежал и казалось мне что и сам я и все вокруг меня завертелось в бурной пляск...

Я жил в ту ночь (в)радост.. (не)испытанной мною ду­шу оз..ряло желани.. прожить всю жизнь в этом полубе­зумном восторг., делания. За бортом плясали волны хлес­тал по палубам дождь свистел над рекою ветер в серой мгле рассвета стремительно2 и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кричали смеялись любуясь своей силой своим трудом. Казалось что такому напряжению радост­но раз(?)яренной силы (н..)что (не)может противостоять она способна содеять чуд..са на земле может покрыть всю землю в одну ночь прекрасными дворцами и городами как об этом говорят вещ..е сказки.

Шабаш крикнул кто(то) но ему свирепо ответили Я те­бе пошабашу. И до двух часов дня пока (н..)перегрузили весь товар (полу)голые люди работали без отдыха под про­ливным дождем и резким ветром заставив3 меня бла­гоговейно понять какими могуч..ми силами богата чело­веческая земля. (М. Горький.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: