double arrow

Публицистический стиль

Особенности публичной речи

В публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от ла­тинского слова publicus, что значит «общественный, го­сударственный». Однокоренными со словом «публицис­тический» являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на обществен­но-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистических высказываний — информи­рование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным по­ступкам, действиям.

Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общест­венно-политические, нравственно-этические темы.


Для публичной речи и публицистического стиля ха­рактерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им язы­ковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтакси­ческих конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная пробле­ма, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал рас­полагается в строгой логической последовательности, ис­пользуется общенаучная терминология. Публицистиче­ские выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздей­ствовать на читателя или слушателя, на его воображе­ние и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные сред­ства, прибегает к помощи разговорных и даже просто­речных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицис­тике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Широко известны публицистические статьи литера­турных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Со­ловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юрис­тов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевремен­ные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарско­му), М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писате­ли С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.





171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известно­го русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистиче­ского стиля, иллюстрируя их примерами из текста.

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсу­димых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение ва­шей довольно продолжительной сессии приходилось встре­чаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, не­развитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка яв­лялись причинами, привлекавшими их на скамью подсу­димых. Совершив преступление, нарушив закон, они за­служивали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению пре­ступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершен­но иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, мог­ли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлека­ет в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судеб­ному следствию, избавляет меня от необходимости указы­вать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемы­ми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается при­урочить один из подсудимых к целям общего блага и спо­койствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.


1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог.

2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста.

172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля.

Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт сам..сохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне пото­му, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей.

Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо чело­век не мог(бы) быть человеком если бы он не был способ..н ос.знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нуж­ности на земле. В то(же) время человек тогда стано­виться человеком когда овладевает великой тайной осо­знав ценность жизни перестает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые мо­гут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом ду­ховная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопо­жертвования, эту вспышку высокого духа и люди силь­ных убеждений прокл..нут физическое бессмертье если да­же оно станет биологически возможно. Опасность смерти преодоление в себе чувства опасности и отрицание физи­ческого бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жиз­ни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. оставляют скользкий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной ве­ры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкнове­нии с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.)



1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические.

2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случа­ях — в сочетании с запятой).

3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учи­тывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому!

173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям
речи. Для какого стиля характерна эта лексика?

Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдох­новлять, вел..к., душный, деструктивный, кол(?)едж, волну., щий, долг, д..сто..нство, заставлять, оправды­вать, оск..рблять, пам.,ть, прав,.судие, проел,.влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, де­вальвация, экстремизм, водрузить, ком(?)юнике, собст-вен(?)ость, ЦеВилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кремин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одно­мандатный, решающий, преобразование, (транс)нацио-нальный, благ..действие, ал..янс, депутатекий, журна-лис(?)ское безвозмездный, рас(?)ледование, консолида­ция, консенсус.

Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания.

174. В каких стилях речи могут быть использованы приведен­
ные ниже слова? Сгруппируйте их по тематическому признаку.
Составьте с ними словосочетания.

Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мировоз(?)рение, мис(?)ия, мра-к..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самосознание, соЛеДарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.


175. Подберите слова с названными выше приставками, корня­ми и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте сло­восочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем?

176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запи­шите).

Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман..стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный.

177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные?

В третьей группе слов определите значение частей слова.

1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, ин­фраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэ­рия, популизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я.

2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс.рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация.

3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтократия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия.

178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной ре­чи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеоло­гизмов.

Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (на)распашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую оче­редь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значеНое, раз­весить уши.




179*. Какие из данных слов и словосочетаний являются, по ва­шему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам.

Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вниловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, де­мократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт милосердия, инвестиции, либерали­зация цен, пестициды, лига брок..ров, народная дип­ломатия, парламентские слушания, обвальная2 прива­тизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, приори­тет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, ци­вилизованный, разгосударствление, маркетинговая служ­ба, семин..рист, р..форма политической системы, рубле­вое пространство, руководящие указания, сплошная ваучеризация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной справедливости, хищнический рынок, человеческий фактор, шоковая терапия.

Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний.

180. Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля.

...И в отличи., от других классиков от классиков(романистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть... Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.

И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Ака­кия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счаст­ливым.4 Но (не)более того.

Между тем русская клас(?)ическая литература не обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой. Дост..евский видел счастье в оч.щении души. Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства. Короленко в благородстве натуры. Пушкин как бы даже и овеществлял счастье и сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого


другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.

Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради че­ловечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует?

Может быть это опять-таки объясняется его склон­ностью2 к сатир., и гиперболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории?

1. Обоснуйте все случаи написания -е> -и в окончаниях существительных.

2. Дайте толкование выделенных словосочетаний.

3. Напишите о своем понимании счастья.

181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами.

Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуаль­ный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, ру­тина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эмоциональный, эрудирован(?)ый.

Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по не­сколько однокоренных слов (письменно).

182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей по­святил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, оза­главьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Поче­му? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы.

I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта реконструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского очередная группа реформаторов вз..лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разумеется «коренным об­разом» перестроить заменить здания «не имеющие боль­шой ценности» новыми и т. п. (Широко)вещательный




пр..ект имел с.лидных сторонников жела..щих чем(то) «выдающимся» ознаменовать свое пребывание у к..рмила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комис(?)ию и вот там(то) я увидел с какой страстью и упорством Д. С. Лих..чев защищал сохран(?)ость Нев­ского проспекта его образ его историческую цельность. В те времена для многих был (не)привычен столь реши­тельный тон возражения городскому начальству. Спокой­но и весьма тактично он опровергал довод за доводом глав­ного архитектора6 и других проект..ровщиков показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально не уличать в ошибках исторических эстети­ческих но за его словами чувствовалось такое превосход­ство знаний что спорить становилось (не)(под)силу и это раздр..жало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями» тем более чу(?)ствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику» (не)доум..вали многие что надо этому уч..ному специалисту по «Слову о полку Игореве» чего это он вою..т он-то в чем заинтересован Есть такая категория людей которая причину каждого мнения поступка ищ..т в личном интересе.

П. Тот губительный пр..ект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая за­слуга Дмитрия Сергеев..ча Лихач..ва. Мы привыкли к за­слугам соз..дания заслугам вос(?)тоновления то была за­слуга иная мож..т (не)меныпая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихаче­ва много. Он занялся защитой памятников старины еще в 50(e) годы (в)след как он сам сч..тает за Н. Н. Ворони­ным замечательным арх..ологом и историком арх..текту-ры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высот­ными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Бл..годаря протестам Лихачева его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцо­вые парки ленонградских пригородов. <...>

III. А Лихачев как никто другой сумел раскрыть (древ­нерусскую литературу не как книжность а как художе­ственное явление сомкнул летописи с русской литерату­рой выявляя черты единства пр..емственности литератур­ного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изобр..жения человека. Литература


творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукопис­ном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..т увидеть улыбку шутку услыш..ть пес­ню. Он переб..рает цепь времен что соединяет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохра­няя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы все больше привлекают защитой гуманитарных6 наук в век НТР5. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая томит(?)ся среди ис(?)уша..щего мира машин и расчетов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввел в обращение термин экология культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохранении культурной среды нужной для «духовной оседлости» человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает еще можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо. <...>

1. Назовите стиль текста. По каким признакам вы его определили?

2. Д. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Срав­ните свое название статьи с авторским. Распространите автор­ское название статьи так, чтобы получилось предложение, выра­жающее идею.

3. Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смыс­ловую связь между предложениями.

4. Найдите: а) междометие, выделяемое с двух сторон запяты­ми; б) вводное слово в последнем предложении.

В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоми­нают изобразительно-выразительные средства языка ху­дожественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание худо­жественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся




приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочета­ется с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усили­ваться грамматическими средствами: употреблением гра­дационных союзов и союзных сочетаний (не тольконо и; не толькоа и; не столькосколько).

Средствами эмоциональной выразительности служат также фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговор­ные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы; используются литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравне­ния, иронические вставки, сатирический пересказ, па­родирование, каламбуры).

183*. Подберите из текстов публицистического стиля в газетах, журналах 2—3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, калам­бурные обороты, разговорная и просторечная лексика, ритори­ческие вопросы и обращения и т. д.

184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну
из тем:

1) Что значит найти себя?

2) Что важнее: как жить или для чего жить?

3) Является ли труд потребностью?

4) Можно ли обойтись без духовных потребностей?

5) Можно ли обойтись без потребности в общении с людьми?

185. Спишите отрывок из «Японских репортажей» журналиста
Ю. Овчинникова. Найдите в тексте средства эмоциональной вы­
разительности.

СТИХИЯ И ТРУД

Япон..я это страна где природа и человек состязаются в неистовств... Здесь постоянно дает о себе знать необуз­данность стихийных сил. Но здесь лее на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человече­ского.


Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остает(?)ся человеку тут и поля возделан(?)ые словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцария но ее равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (несмет­ная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив лю­дей к побережью.

Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поко­лений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы° рисовых полей в чайные и тутовые пл..нтации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни.

Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы5 тем­ными полосами словно борозды вспахан(?)ых2 полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жем­чужными0 рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет со­бой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и кро­хотный тел..визор на который затрач..но ничтожное коли­чество сырья олицетворяет собой ценности созданные буд­то бы из ничего это овеществленный труд и разум.

Укажите средства связи между абзацами.

186. С каждым из данных ниже слов составьте по два словосо­четания (или предложения), в которых: в первом случае слово имело бы терминологическое значение, во втором — переносное, являлось бы средством усиления образности речи. Напри­мер: Свинцовая рудасвинцовый кулак (взгляд). Тормозить вагонтормозить свои желания.

Агон..я, ак(?)орд, балансировать, б..рометр, вирус, ду..т, замороз..ть, истерия, мар..фон, р..цепты, рычаги, инфляция.

187*. Какова стилистическая окраска данных синонимов? В ка­ком стиле речи может быть использован каждый из них?

1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.




2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.

В публицистическом стиле, как и в научном, часто используются существительные в родительном па­деже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклоне­ния, возвратные глаголы.

Для синтаксиса публицистического стиля характер­но использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

188. Каковы тема и основная мысль текста? Укажите его стиле­вые особенности (лексические, синтаксические, художественно-языковые).

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

I. Как относиться к историческому и культурному на­следию своей страны Всякий ответит что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуж­дает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные кар­тины.

Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском по­ле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Иванов..чем Ивановым. Он уже и позабыл ког­да уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без Боро­динского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками что были воздвигнуты на Бо­родинском поле благодарными потомками.

И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произо­шло невидан(?)ое поругание народной святыни был взо­рван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сдела­вшие это совершили преступление против самого благо­родного из чувств признательности герою защитнику национальной свободы России признательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построенного на месте гибели другого героя Тучкова До­вольно хранить остатки райского прошлого!


П. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленин­град... В своем архитектурном облике город связан с име­нами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путе­вой дворец Растрел(?)и. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали все что(бы) сохранить его. Прик..снись к нему руки реставраторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это мес­то прое(?)жаешь. И горько потому что утрата любого па­мятника культуры (не)восстановима они ведь всегда ин­дивидуальны материальные приметы прошлого всегда свя­заны с определенной эпохой с конкретными мастерами.

III. «Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне ограничен в мире и он истощается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все мень­ше места для памятников культуры и не потому что мень­ше становится земли. Все дело в том что к патриотизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с само­го раннего возр..ста.

Любовь к родному краю к родной культур., к родному селу или городу к родной реч.. нач-.нается с малого с люб­ви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ... И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное те­бе родное слово.

Все эти важнейшие человеческие качества помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, зна­ние. (Д. Лихачев.)

1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом тексте.

2. Восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно, с обоснованием).

189. Напишите сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различия? (Один из вариантов.)

1. Обязанность и долг. 2. Помощь и благотворитель­ность. 3. Сострадание и жалость. 4. Юмор и сатира.



Жанры публицистики

Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные выступления по радио, телевидению, на митинге, собра­нии, в суде.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк — небольшое литературное про­изведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). {Толковый словарь рус­ского языка.) Различают документальный, публицисти­ческий, бытовой очерки.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явле­ния общественной жизни, как правило, в сопровожде­нии прямого истолкования их автором. (Энциклопеди­ческий словарь.)

Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х гг. — «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лак­шина, В. Распутина.

Характерной особенностью очерка является доку­ментальность, достоверность фактов, собы­тий, о которых идет речь. В нем называются подлин­ные имена и фамилии изображаемых лиц, действитель­ные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, ис­пользуются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Различают очерк путевой, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях (делаются зарисовки приро­ды, местности, быта людей), очерк портретный, раскры­вающий личность человека, и проблемный очерк, в ко-


тором поднимается какая-то социально значимая проб­лема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или затрагиваемые автором проблемы.

190. Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже тексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текс­та. Озаглавьте его.

На берегу (П, п)лещеева озера (в)близи древнего рус­ского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, п)ервого. <...>

Не успел я взойти на Гремяч..ю горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали Плещеево озеро повернул коня и прямо спелыми полями поск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Пет­ру будто(бы) это очень понравилось он щедро нагр…дил веськовских муж..ков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в се­ле Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.

Я осм..трел домик где хранится единствен(?)ый уц..левший от всей большой петровской потешной флоти­лии ботик с прогнивш..м дном вспомнил из истории как Петр приехав сюда через тридцать лет возмутился небреж­ным хранением остатков флота и тут написал свой суро­вый указ в..еводам переславльским2. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходив­ший из рук в руки частных вл..дельц..в уса(ть, дь)бы. Царь Николай I наконец приналег на владимирских дво­рян они выкупили ботик построили тут (не)болыпой дво­рец триумфальную арку и мрам..рный памятник с над­писью из указа Петра

Надлежит вам во..водам переславльским беречи остат­ки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыскано будет на вас и на п..томках ваших яко пренебрегших сей указ.




Настроен(?)ый словами Петра я подошел к обрыву Гре-мяч..й горы посмотреть на озеро как на к..лыбель русско­го флота.

1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает М. Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие — историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаре­вшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка; г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику. 2. Объясните выделенные слова и словосочетания.

Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рас­сказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше по­нять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

191. Прочитайте, запишите 1—2 отрывка из путевого очерка В. Распутина, применяя правила правописания. Как соотносят­ся название очерка, его тема и эпиграф к нему? Какие особен­ности текста дают возможность отнести его к публицистическо­му стилю речи?

ПОЛЕ КУЛИКОВО

Опять над полем Куликовым Взошла и раст..чилась мгла

И словно облаком суровым Гр..дущий день завол..кла.

А. Блок

I. Весь день то дождь хлестал то снег небо в непри­вычней для меня степной стороне ничем не поддержива­емое сходилось с землей совсем близко и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть.4 Мы ехали с юга откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи до-


коле гнали их русские ратн..ки мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега спрашивая помн..т ве­дают они славу свою или нет. <...>

А тут шпиль показался вернее прежде крест под-н..ма..щийся от земли и одновременно чуть правей еще кресты эти как я догадался над храмом(памятником) Сер­гию Рад..нежскому благословившему князя Дмитрия на великую битву и немало сделавшему для об(?)единения русских сил под его началом. И покуда подъе(?)жали мы смиренно сбросив скорость чтобы лучше видеть откры­вающееся Поле кресты вырастали все выше и выше и вот уже под левым одиноким обозначился темный столб а под правыми как три васн..цовских богатыря встало в рост трехчастное здание храма.

П. (По)одним источникам больше ста тысяч по другим двести пятьдесят а по трет..им четыреста тысяч(?) вой­ска выступило на защиту русской земли и русской чести. У М..мая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне где горит закат и вы­строилась в переломный для нашей истории день 8 сен­тября 1380 года перейдя ночью Дон сила Дмитрия. Тата­ры подж..дая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязан(?)ского (должно быть и сейчас шесть веков спустя екает стыдливо сердце (ни)(в)чем (не)повинных р..занцев от вероломства их предка князя Олега и позже в годину страшного нашествия Тохтамыша снова предавшего Дмит­рия Донского — ох, как памятливо и взыскательно вре­мя!) огромным шумным лаг..рем бурлили здесь откуда мы сейчас осматриваем Поле.

III. Битва как известно началась с поединка (П, п)ере-света с Челубеем. Принято было (в)старину перед тем как войскам всей силой сойтись на кровав..ю сечу устра..вать единоборство избран(?)ых выдающихся по силе и духу бойцов, — одолевший считалось предр..кал победу своей стороне. Вызов татарского мурзы который был «велик и страшен зело» принял тро.щкий м..нах из брянских б..яр Александр Пересвет. Разогнав друг против друга коней сшиблись они (на)виду у многих тысяч и «спадоша на зем­лю мертви и ту конец прияша оба».

И грянула сеча «какой (по «Истории России» С. М. Со­ловьева) еще никогда (не)бывало прежде на Руси: говорят




что кровь лилась как вода на пространств., десять верст лош..ди не могли ступать по трупам ратн..ки гибли под конскими копытами зад-.хались от тесноты. Пешая рус­ская рать уже лежала как скошен(?)ое сено и татары на­чали одолевать».

Князь Дмитрий которому тогда было три(?)цать лет ос­тавил под своим велик..княжеским стягом Михаила Брен-ка (погиб любимец Дмитрия) а сам в д..спехах простого воина дрался в перед..вом полку в пешей3 рати. Татары смяли ее прорвались сквозь ряды большого полка завер­нули левый фланг русских войск и стали сбрас.вать3 его в Непрядву. <...>

Вспомните из уроков истории, чем завершилась Куликовская битва, что сыграло решающую роль. Напишите об этом.

192. Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите уви­денное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

Герой портретного очерка — конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и не­достатками. В портретном очерке автор не только дает портрет в узком смысле этого слова, но и описывает об­становку, в которой живет и трудится герой, рассказы­вает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимо­отношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Примерами та­ких очерков могут служить «Записки охотника» И. Тургенева.

Внимание очеркиста сосредоточивается не только на внешнем, но и на «внутреннем» портрете.

Внешний портрет — это описание лица, рук, глаз, волос, прически, одежды, походки, жестов, манер, осо­бенностей голоса, смеха. Очень важно сказать о выра­жении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно опи­сывать все черты лица, достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.


«Внутренний» портрет — это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Между внешним портретом человека и его «внутрен­ним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Чтобы по­нять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуа­циях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жес­тах, в характерных словах и оборотах речи.

Автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно и яр­ко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изобража­емого лица, описывается обстановка, в которой действу­ет герой, наиболее характерные и наиболее существен­ные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.

193. Прочитайте отрывки из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.

Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения.

Достаточно было Андроникову переступить порог му­зея, издательства, библиотеки или архива, как вокруг не­го тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слы­шен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая3 через чужие пле­чи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного теат­рально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджи-




гая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает — невозможно отойти — знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще — о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове — тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.

Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нуж­ны собеседники: лучше, если большой зал или бессчет­ная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4

Об Андроникове трудно говорить, потому что коммен­тировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне — этого человека знают все, да и сам он кого хочешь3 объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.

К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредствен­ности интонации «устного рассказа»; можно обратить вни­мание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь — и Горький, Алек­сей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях — поэзии и живо­писи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертинском, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фо­тографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.

Молено сказать, что ему дьявольски повезло. В тот мо­мент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже со­бирал на свои устные рассказы в творческих клубах и кон­цертных залах довольно обширную аудиторию, будто спе-


циально для него человечество изобрело такую штуку, как телевидение.

Большой удачей было, конечно, и то, что Андронико­ва открыло радио. И все же Андроников был создан для телевидения, а этот аппарат был изобретен для него, как каравелла «Санта-Мария» для Колумба.

Найдите предложения с деепричастными оборотами, объясните постановку всех знаков препинания в них.

194*. Очерковый портрет может приобретать и сатирический, обобщенный характер. Таков, например, портрет миллионера в очерке М. Горького «Один из королей республики». Спишите отрывки из этого очерка. Выявите основные признаки текста. Определите тип и стиль речи.

I....Стальные керосиновые и другие короли Соединен­ных Штатов всегда смущали мое воображение. Людей у которых так много денег я не мог себе представить обыкновенными людьми.

Мне казалось что у каждого из них по крайней мере три ж..лудка и полтораста штук зубов во рту. Я был увер..н что мил(?)ионер каждый день с шести часов утра и до двена(?)цати ночи все время без отдыха ест. Он истр..бляет самую дорогую пищу гусей инде..к пор..сят редиску с маслом пудинги кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устает работать челюст..ми что приказы­вает ж..вать пищу неграм а сам уж только проглатывает ее. <...>

Мне казалось он долж..н носить белье из парчи каблу­ки его сапог подбиты золотыми гв..здями а на голове вмес­то шляпы что-нибудь из брил(?)иантов. Его с.ртук сшит из самого дорогого бархата имеет не менее пятидесяти фу­тов длин(?)ы и украш..н золотыми пуговицами в количе­стве не менее трех(сот) штук. По праз(?)никам он над..ва-ет сразу восемь сюртуков и шесть пар брюк. Конечно это и (не)удобно и стесня..т... Но будучи таким богатым нель­зя же од..ваться как все...

К..рман миллионера я пон..мал как яму, куда свобод­но можно спрятать церков(?) здание Сената и все что нуж­но... Однако представляя емкость живота такого джентль­мена подобной трюму хорошего морского пар..хода я не




мог вообразить длину ноги и брюк этого существа. Но я думал что одеяло под которым он спит должно быть (не)меныне квадратной мили...

П. Мож..те вообразить мое изумление когда я встретив миллионера увидал что это самый обыкновенный человек.

Передо мной сидел в глубоком кресле длин(?)ый сухой старик спокойно ел..жив на животе нормального размера коричневые сморщен(?)ые руки обычной человеческой вел..чины. Дряблая кожа его лица была тщательно выбр..та устало опущен(?)ая нижн..я губа открывала хорошо сде­ланные челюсти они были усажены золотыми зубами. Верхняя губа бритая бе..кровная и тонкая плотно прилип­ла к его ж..вательной машинке и когда старик говорил, она почти не двигалась. Его бесцветные глаза не имели бровей матовый череп был лиш..н волос. Казалось что этому лицу немного (не)хватало кожи и все оно красноватое, неподвиж­ное и гладкое — напоминало о лице новорожденного ре­бенка. Трудно было определить — начинает это существо свою жизнь или уже подошло к ее концу...

Одет он был то(же) как простой смертный. Перстень ча­сы и зубы это все золото какое было на нем. Взятое вмес­те оно весило вероятно менее (полу)фунта. (В)общем этот человек напоминал собой старого слугу из аристократиче­ского дома (Е, е)вропы...

Вспомните, что такое гротеск. В чем вы видите гротескное изображение портрета миллионера? Выпишите наиболее меткие обороты речи, создающие пародийный образ.

1. Как начать очерк? Этот вопрос в каждом конкретном случае решается по-разному. Во вступлении ав­тор обычно говорит о чем-то очень важном для понима­ния личности героя очерка. Оно должно заинтересовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочи­тать очерк до конца.

195. Запишите прилагательные, называющие качества человека, распределяя их на три группы: 1) положительные; 2) отрица­тельные; 3) нейтральные.

Бе..дарный, без(?)аботный, бескорыстный, благород­ный, б..лтливый, вежл..вый, веселый, властолюбивый,


вп..ч..тлительный, вспыльч-.вый, высокомерный, госте­приимный, деликатный, доброж-.лательный, заносч..вый, любознательный, любопытный, невежественный, от­зывчивый, приветл..вый, ра..говорч.,вый, самовлюб­ленный, самолюбивый, слаб..вольный, тактич(?)ный, та­лантливый, человеч(?)ный, ч..столюбивый, эрудирован­ный.

196. Запишите эпитеты, которые могут быть использованы при
описании: а) взгляда; б) глаз; в) рук. Согласуйте их с существи­
тельными.

Белый, большой, выцветший, гневный, г..лубой, гру­бый, ж.-сткий, заисковающий, зеленый, карий, круглый, ласковый, м..золистый, мягкий, (на)выкате, насмеш-Л..ВЫЙ, нежный, (не)навидощий, пасмурный, привет-л..вый, раокосый, светлый, серый, сильный, спокойный, суровый, сухой, темный, т..ж..лый, умный, усталый, ч..рный.

197. Подберите (из словарей и по памяти) и запишите эпитеты, уместные при описании: а) роста человека; б) его фигуры; в) во­лос; г) одежды.

198. Подберите и запишите эпитеты, уместные при описании: а) лица (щек, лба); б) походки; в) одежды — хорошо знакомого вам человека.

199. Сгруппируйте (по своему усмотрению) пословицы и запиши­те их по группам. Каждую группу пословиц озаглавьте, сформу­лировав их тему.

1. Кто собою не управ..т тот и другого на разум не на-став..т. 2. Брю(?)жит как осенняя муха. 3. В ком есть стыд в том есть и совесть. 4. Все вид..т как в..селюсь а никто не вид..т как плачу. 5. Видом орел а умом теторев. 6. Весь бы прост, да привязан лисий хвост. 7, Глазами кос да душою прям. 8. Глазами плач..т а сердцем смеется. 9. Добрый Иван и людям и нам а худой Иван н.. людям н.. нам. 10. И стар да весел и молод да угрюм. 11. И лич..ком бе­ла и с очей мила. 12. Криклив да на деле правдив. 13. Кри­тиковать востер как топор а критику слуш..ть глух как обух. 14. Спесивый высоко мостит(?)ся, да низко садится.




200*. Попытайтесь написать очерк о своем друге. Уточните для себя, какова основная мысль вашего очерка, отразите ее в на­звании. Составьте план. Учтите, что в очерке вам придется ис­пользовать не только описание, но и повествование и рассуж­дение. Обратите внимание на такие моменты, как описание внешности, особенностей походки, манеры говорить и т. д.

Вспомните свое первое впечатление от знакомства с этим человеком. Что вас прежде всего привлекло в нем? Что вас свя­зывает? О чем вы иногда мечтаете с ним? Делитесь ли вы с ним сокровенными мыслями? Вспомните интересные эпизоды из его жизни. Есть ли у него недостатки? Если есть, мешают ли они вашей дружбе?

201. Прокомментируйте применительно к себе содержание сле­дующих текстов (письменно: в форме дневника читателя, согла­шаясь или не соглашаясь с автором, или в форме личного днев­ника, рассуждая о себе после прочтения текста). Второй текст сначала спишите.

I. ИЗ ДНЕВНИКА

Кляну себя за многое, За то, что на пути Я часто слово строгое Старался обойти.

Кляну себя за многое, За то, что в некий день Неприбранной дорогою Ко мне пробралась лень.

Кляну себя за многое, За то, что — вот беда! — Я в песенку убогую Влюблялся иногда.

Кляну себя за многое, За то, что мне назло Притворство мягконогое Войти в мой дом смогло.

Кляну себя за многое, За то, что в трудный час Я мягкое, пологое Предпочитал не раз.

(С. Островой.)


Найдите междометное предложение (сочетание двух слов, являющихся междометием и в то же время самостоятель­ным вставным предложением). Какова стилистическая роль это­го маленького предложения?

П. Бездельничание вовсе3 не состоит в том что человек сидит без дела сложа руки в буквальном смысле. Нет безделн..к вечно занят пустословит по телефону иногда часа­ми ход...т в гости, сидит у телевизора и смотр..т все под­ряд долго спит придум..вает себе разные дела. Вообще бе..дельник всегда очень занят. (Д. Лихачев.)

202*. Труднее всего писать о себе, хотя, казалось бы, каждый знает себя лучше, чем других. Это объяснимо: во-первых, не всегда можно объективно оценить себя, свои поступки, во-вторых, не всегда хочется говорить о себе все.

Напишите о себе, выбрав один из жанров повествования:

а) в форме дневника (о своих мечтах и жизненных планах);

б) о себе в третьем лице — таком, каким вас видят со стороны ваши друзья, или родные, или учителя;

в) в сказочной форме: события, действия — вымышленные,
фантастические, а черты характера, привычки, мысли и даже
отдельные слова главного героя — ваши.

В центре проблемного очерка — социально значимые вопросы: политические, экономические, мо­рально-этические и др. Автор очерка пытается вмешать­ся в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля могут ис­пользоваться и портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к актуальным вопросам, его точка зрения, его взгляды. В таком очерке можно встретить и путе­вые заметки, но они тоже носят подчиненный характер.

Проблемный очерк всегда полемичен, строится он по типу рассуждения.

203. Спишите отрывки из статьи А. Ивановой, применяя прави­ла правописания. Определите их тему и основную мысль. Оза­главьте их.

I. Дом изба двор дворище печище... Казалось бы гово­рящее об одном и том же приведен(?)ые слова отлича-




ют(?)ся смысловыми оттенками и емкостью стоящего за ними содержания одни подразумевают только жилище в котором можно укрыться от дождя холода и прочих бед другие помимо этого указывают на семейный союз в нем проживающий... <...>

Издревл.. в России с семьей связ..вались основные че­ловеческие ценности а человек так и не сумевший обзаве­стись семейством именовался бездомным и бездольным (см. пословицы: «И в раю тошно жить одному», «Семей­ная кашка погущ.. кипит», «Одна головня и в поле гасн..т а две дымятся», «Без мужа что без головы без жены что без ума» и др.)- По этой причин., в обществен(?)ой жизни холостые лишались ряда пр..в..легий о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем крестьян XIX в., проживающих в Ярославской и Орловской гу­берниях: «(Не)женатый не считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят (от)части с сожалением как на нечто нецельное (от)части с презрением»; «Холос­тому быть хозя.-ном общество запрещает».

В народной среде трепетное отношение к семье под­держивалось священнослужителями почитавшими ее за «малую» церковь...

П. Упорядочению отношений между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархи­ческая стратификация — своего рода «семейная лес(?)ни-ца» в которой права и обязанности каждого определялись занимаемой им «ступенью».

Во главе семьи стоял старший мужчина — большак, наболъшой, старшой. Именно он имел право реша..щего голоса во всех семейных делах (распределение работ по членам семьи купля продажа уход на заработки и пр.) и представлял свой род на мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», «Дом красит(?)ся хозяином», «Без хозяина дом сирота»).

Главной помо..ницей мужу его правой рукой по дому была жена — болыиуха, старшая во всем подчиня..щая-ся ему. Такие жены рассматр..вались в народе как залог семейного благоп..лучия поскольк.. в этом случае исчезали поводы для семейных ссор а «где мир да лад там и Божья благодать» (ср.: «Умная жена как нищему сума», «От пло­хой жены состар.-шься от хорошей помолоде..шь», «Доб-


рую жену взять н.. скуки н.. горя н.. знать», «С доброй женой горе — (пол)горя а радость (в)двойне», «Муж голо­ва жена душа»),

Оценивая опыт наших предков в устройстве семьи и домашнего быта, напишите очерк о проблемах семьи на современ­ном этапе, учитывая свои личные взгляды.

204*. Спишите, применяя правила правописания. Определите те­мы пословиц и поговорок. Подберите к одним из них синони­мичные, к другим — антонимичные пословицы, поговорки, афо­ристические выражения. Объясните все случаи постановки тире.

1. (Не)надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 2. Птица радуется весне а мл..денец матер... 3. Любовь да свет так и горя нет. 4. (Не)дорог подарок дорога лю­бовь. 5. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 6. Не та хо­зяйка которая говорит а которая щи варит. 7. Сер(?)це сердц.. чу..т. 8. Одно сердце стр..дает другое (не)знает. 9. И люб..шь да губ..шь. 10. Коротка что девичья память.

1. С какими пословицами вы согласны полностью, с какими — частично, с оговорками, с какими — не согласны? Почему?

2. Составьте текст, полемизируя или соглашаясь с одной из по­словиц.

205*. Сформулируйте 2—3 темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте план или тезисы проблемного очерка на одну из тем.

206. К. Ушинский считал наиважнейшими для человека такие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»;

б) стремление к прекрасному «в отношениях между людьми»;

в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».

Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место? Почему? Дайте обоснование письменно.

207*. «Счастье — как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть сочинение-рассуждение, т. е. аргументи­рованное.



208. Напишите очерк проблемного характера на одну из тем:

1) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?

2) Что важнее: кем быть или каким быть?

3) Что дают человеку знания?

4) Мои раздумья о людях Земли, их жизни в прошлом и бу­дущем.

При написании очерка используйте прочитанные вами худо­жественные произведения, статьи в газетах и журналах.

209*. Дайте толкование следующих слов (письменно). При за­труднениях обращайтесь к толковому словарю.

Логика, суждение, умозаключение, рассуждение, тезис, доказательство, аргумент, анализ, синтез, индукция, де­дукция, обобщение.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические во­просы и обращения, призывные интонации, граждан­ский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии — классической и современной.

210*. Подберите стихотворение, в котором удачно используются средства публицистического стиля, повышающие эмоциональное воздействие на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства, призывающие к подвигу, к борьбе за свои идеалы, к хорошему, светлому в жизни. Подготовьте анализ язы­ковых средств эмоционального воздействия в этом стихотворении.

Устное выступление

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления — речи, доклады на общественно-полити­ческие, нравственно-этические темы.

Главная задача устного выступления — это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко исполь­зуются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обра­щения, реже употребляются причастные и деепричаст­ные обороты, они заменяются придаточными предложе-


ниями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпи­теты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении использу­ется и общеупотребительная лексика, и общественно-политическая, и разговорная. Если затрагиваются во­просы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины.

211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминани­ях» писателя В. Вересаева.

Старушка украла жестяной3 чайник, стоимостью де­шевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяж­ных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником ста­рушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее пара­лизовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старуш­ки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначитель­ная, подсудимая вызывает не негодование, а только жа­лость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы поз­волим людям потрясать ее, то страна погибнет.

Поднялся Плевако.

— Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Пе­ченеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испыта­ний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдер­жит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако оказалась решающей для присяжных за­седателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими рече­выми средствами?

2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжест-




венного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?

3. Как вы понимаете слово двунадесят! Разберите его по соста­ву. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим го­товить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить?

1. К устному выступлению необходимо тщательно
подготовиться. А это значит, что надо обязательно про­думать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обоб­щения.

Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступле­ния: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, про­тив чего предостеречь.

2. Необходима личная убежденность оратора, доклад­чика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходит­ся с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими еди­номышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже по­том выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весо­мые для слушателей факты, авторитеты.

3. Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из ге­роинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно ре­ченька журчит». Значит, нужно поработать над произ­ношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.


4. Выделите наиболее важные слова и словосочета­ния, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступле­нии (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

5. Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сде­лать своими единомышленниками.

6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посред­ством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях — посред­ством жестов, скупых, но выразительных.

7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте пе­ред собой краткий его план, в котором должно быть: на­чало, первые фразы; основные положения, краткие те­зисы и обороты, с помощью которых вы будете перехо­дить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

8. Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух (или запиши­те на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблю­дать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдель­ных слов.

Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы бу­дете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы.

Во время выступления старайтесь смотреть на слу­шателей.

Итак, публичное выступление, кроме хорошего зна­ния оратором своей темы, требует от него живости, эмо­циональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.



212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составь­те его план.

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на со­браниях а может быть с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что из­вестно об ораторском искусстве. Скажу одно самое прос­тое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Высту­пающий сам должен быть заинтересован в предмете свое­го выступления и суметь передать этот интерес слушате­лям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность вы­ступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль кото­рой подчиняются другие. Тогда выступление не только за­интересует но и запомнится.

А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стре­митесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное вы­ступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев)

213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Язы­ковые и композиционные особенности устного публичного вы­ступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению».

214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. ст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: