Что такое произведение искусства?

На сцене художественная галерея. Фокс, художник, внимательно вглядывается в одно из полотен. О'Корки пытается вовлечь его в разговор.

О'Корки: Вы знаете, я не уверен, что это - искусство. Фокс: Конечно, это искусство. Ведь это висит в художественной галерее, не так ли?


О'Корки: Вы понимаете, искусство это или нет, когда видите предмет, правда?

Фокс: Я сам художник. Мои работы выставлены в другом зале.

О'Корки: Очень хорошо, что вы художник! Уж вы-то должны знать, что такое искусство.

Фокс: Думаю, что знаю.

О'Корки: Ну, тогда скажите мне, что такое искусство!

Этот внешне простой вопрос кого угодно может поставить в тупик. Мы привыкли думать, что знаем, что такое искусство. Но знаем ли мы? На самом деле для большинства наиболее очевидных определений искусства легко построить контрпримеры. Возьмем, например, первую попытку Фокса.

фокс: Мне кажется, какой-то предмет можно назвать произведением искусства, если он предназначен доставлять нам удовольствие, если он прекрасен.

О'Корки: Так не пойдет. Большая часть традиционного искусства действительно приятна. Однако существуют произведения искусства, которые не являются прекрасными и не задумывались как таковые. Посмотрите, например, на неубранную кровать Трэси Эмина. Не слишком-то она привлекательна, не так ли?

Фокс: Пожалуй.

О'Корки: Тем не менее вы относите ее к искусству, верно?

Фокс: Да, конечно.

О'Корки: Поэтому вы вынуждены признать: произведение искусства не обязательно должно быть прекрасным.

Чтобы попытаться отвести возражение О'Корки, Фокс мог бы настаивать на том, что кровать Эмина в своем роде прекрасна. Но тогда почти каждый искусственный предмет можно назвать «прекрасным» в этом слабом смысле, даже мои носки. Тем не менее мои носки не являются произведением искусства.

С другой стороны, Фокс мог бы утверждать, что кровать Эмина не является подлинным искусством и поэтому не мо-


жет служить контрпримером для его определения. Безусловно, многие люди считают, что неубранная кровать вряд ли может рассматриваться как произведение искусства. Однако прежде чем принимать такую скептическую позицию, стоит взглянуть на историю искусства. Вы обнаружите, что почти каждое новое движение вызывало одну и ту же реакцию: «это не настоящее искусство». Такой была позиция многих людей по отношению к импрессионизму, например.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: